Притча о брачном пире

(посвящается В.В. Негатурову и с ним погибшим в Одессе 2 мая 2014 г.).

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти, но начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу извинить меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их. Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны, пойди скорее по улицам и переулкам города и приведите сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И было исполнено, но осталось еще место... И вновь послал Господин рабов своих, говоря: пойдите по дорогам и изгородям и убедите придти, чтобы наполнился дом мой (из прочтения святых Евангелий от Матфея и Луки, главы 22 и 14).

Толкование блж. Феофилакта Болгарского: «Рабы, посланные сперва, – это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров… Когда первые рабы.., не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении».

Итак, в центре и по обе стороны картины видим пророков Божьих и апостолов, шествующих среди людей и созывающих их на пиршество духовное, на котором Сын Божий сочетается со всякой душой, если та откликнется на призыв рабов Божьих и приуготовит себя для встречи со Ним. Поднятый к небу перст знаменует важность торжества, поелику Жених – сын единородный.

Но вот, некто, занят только что купленным волом, другие – торговлей, прочие трудятся в поле, а иные насмехаются и всячески ненавидят посланных от Бога. Римский воин – символизирует пророчество Христа об уничтожении Иерусалима в словах притчи: «Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф. 22:7).

У дороги видим нищих и калек, услышавших глас Божий, впрочем и они не спасены еще, ибо надлежит им облачится в брачные одежды, то есть по слову блаженного Феофилакта одежды «милосердия, благости и братолюбия», дабы не быть изгнанными во тьму внешнюю, как то следует в завершении притчи (Мф. 22:11-13).

Отрок, внимающий посланцам Божьим и овечка за его спиной символизируют соответственно Исаака и агнца принесенного в жертву вместо него, также Христа пострадавшего за весь род человеческий во оставление грехов. Еще: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14) и «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

Стадо, изображенное внизу картины, не имеет пастыря и проносится мимо, подобно тому, как люди, не внимающие словам Божьим, не имеют защитника и путеводителя, носятся по распутьям покуда не падут в пропасть и не погибнут.

Еще в центре двое: один пал на колени, другой требует с него уплаты долга. Так в притче о немилосердном должнике царь захотел сочетаться с рабом-должником своим, но как тому нечем было заплатить простил ему.

«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. (Мф. 18:28-34).

Голова осла символизирует вход Господень в Иерусалим и указует на самого Христа, незримо шествующего среди апостолов. Он же работает в поле, бросая зерно в землю, где поле – есть душа человека, а семя – слово Божье: «…вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:3-8).

Опубликовано 13.01.2018
Поделиться в соцсетях
Оценить
Комментарии для сайта Cackle
Наверх