Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13:25-27).
На полотне изображено самое страшное, что может быть для человека, если во мнении о праведности своей придем на Суд Божий и услышим от Господа: «Не знаю вас».
Как же изобразить в красках эти слова? Не встречал ни чего подобного в изобразительном искусстве, и пожалуй испытал себя в качестве пионера этой темы. Работая над ее осмыслением, я достаточно скоро понял: Христа следует изобразить как бы ускользающим, уходящим, словно некую дверь закрывающуюся на глазах у зрителя, где дверью является сам Христос.
Что же остается человеку, в чем ужас произнесенных слов? Когда Малевич написал свой «Черный квадрат», сказал: «Искусство исчерпало себя». Да, действительно, разрушение всегда кульминационно: возможно человеку вечно стремится к Богу, вечно быть на пути познания себя, окружающих людей и природы, но невозможно бесконечно долго разрушать, коверкать, обобщать и упрощать. «Квадрат» выразил разрушительные процессы в искусстве и обществе в целом, он стал кульминацией и иконой богоборчества. Тупик, двигаться больше некуда. Точно так и на этой картине: Вот что тебе остается, человек, если отвернешься от Бога: звенящая чернотой пустота, мракобесие «Черного квадрата» длинною в вечность.