В центре Христос на молодом осле, дабы исполнить пророчество и показать кротость, ибо не властителем входит в священный город, но спасителем душ и телес наших от смерти вечной. Царь царей во зраке раба на заклание шествует.
Осёл – образ язычников – необузданный и непокорный народ, «который прежде веры во Христа не приучался к ярму Божественного закона, – на которого не садился никто из людей, т.е. пророк или апостол» (комментирует Писание византийский богослов 12 века Евфимий Зигабен).
Рядом ослица – образ древнего народа из иудеев, живущего под ярмом закона. Прежде связанная узами грехов, ныне следует за ослом. Тем показано, что как Христос воссядет на язычников, так вслед за ними последуют иудеи.
Подобно валаамовой ослице вопиет она к народу словами пророка о грядущем избавителе их: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий,
кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Книга пророка Захарии глава 9 стих 9).
Кто же встречает Христа? Три сестры и три христианских добродетели: вера, надежда любовь. Рядом мудрая матерь их устилающая одеждами дорогу Господу. Но одежды эти образуют форму креста, на которые вступает Спаситель.
Задний план картины повторяет окружение ангелов в Троице Рублёва. Авраамовы палаты (на картине – стены и прочие строения Иерусалима) знаменуют Бога-Отца, от которого послан Сын Единородный, символично представленный в виде зёлёного дуба – образа жизни и смерти. Фигура юноши, вознесшего руки к небу и раскинувшего их в стороны, предвосхищает моление о чаше и грядущую казнь Спасителя на кресте.
Вслед за тем видим гору – символ восхищения Духа. Ибо Отец есть любовь распинающая, Сын – любовь распинаемая, а Дух – любовь торжествующая!