Рязанский Олег, думы чьи нелегки,
Вышел на берег пустынной Оки.
И заворожённый, без прежних обид,
Словно как воскрешённый на воду глядит.
Вливается Трубеж неспешно в Оку.
Олег же, страдая, впадает в тоску.
Над водой уж закат вечерний горит.
Князь как на исповеди говорит:
«Изменчивы лики рязанской Руси.
О, Боже великий! Сохрани и спаси!
Не к лицу старику плакать по пустякам,
Только слёзы текут и текут по щекам.
Молва ходит смело вдали вблизи,
Что предал я дело великой Руси»...
Предатель ли он – человек, имярек,
Взятый в полон плавной мудростью рек?
Как и все, он изведал татарский набег.
Кого же он предал, Рязанский Олег?
Извилистых стариц в жизни не счесть.
Сберёг ли он, старец, совесть и честь?..
Лицо стариково исказилось от боли.
Далеко Куликово просторное поле.
Олег же – воитель, чьи взгляды тверды.
Не он победитель Мамайской орды.
В стране полудикой возглавляя удел,
Владыкой, как прежде, он быть бы хотел.
Хотел бы чертовски, но пора на покой.
А лидер – московский Димитрий Донской.
Князья ради службы отчизне своей
Поженили в знак дружбы любимых детей.
В битву ж с врагами Олег не вступил,
Но о русской победе он Бога молил.
Московские все он обиды прощал
И русским войскам тыл защищал.
С Димитрием тайным был тот договор.
Теперь же Олег – предатель и вор.
Властвуя, дескать, рязанской судьбой,
С Ягайлой якшался и с татарвой.
Но какой же он, к чёрту, союзник татар,
Если послал Донскому бояр?!
Он послал их в то поле, как Неба сватов,
Но об истиной роли не знает никто.
Рязанцы сражались в Куликовской дали,
И натиск сдержали, и в землю легли.
Они славу свою передали векам,
И слёзы текут по княжьим щекам.
Со времени сечи прошло много лет,
Но рязанское вече не забыло тот след.
След, что оставил Рязанский Олег, –
Помышлявший о славе великий стратег.
Но слава без грязи, фальши и зла
Московским князьям вся отошла.
О битве с врагом тайным был договор.
Олег же кругом – и предатель, и вор.
И что же такого, что, смерть не ища,
Он войску Донского тыл защищал?
Не раз он изведал татарский набег.
Так кого же он предал, Рязанский Олег?
Со времени сечи прошло много лет.
Раскаяться не в чем Олегу в ответ.
Была вражья свита, и были друзья.
Рязани открыто биться было нельзя.
Рязань – на границе Дикой степи.
Хоть она и столица, а лучше – терпи.
Иначе престолы * пожжёт татарва,
Как было до толе не раз и не два.
Никто, коль свершится, не захочет помочь,
И день превратится в татарскую ночь.
Чтобы так не случилось, нужен стратег.
Им, Богу на милость, явился Олег...
Не любит помина ушедшая ночь.
За Олегова сына Димитрия дочь
Замуж вышла недавно во имя Христа.
Закончилась славно история та.
Но о битве с врагом тайным был договор.
Олег же кругом – и предатель, и вор.
Пусть Донскому сватов он послал по весне,
Но не знает народ, кем он был в той войне.
Рязанский Олег, думы чьи нелегки,
Вышел на берег пустынной Оки.
Сединой убелённый, без прежних обид,
Монах отрешённый**, Богу он говорит:
«За мужество, стражество***, Боже, спаси
Рязанское княжество нашей Руси...».
Как известно, время вспять не пошло.
А злословье молвы всегда тяжело.
Святой, **** а не мразь, среди общей молвы,
Предчувствует князь всесилье Москвы.
Не к лицу старику плакать по пустякам,
Но слёзы текут по княжьим щекам.
Впитал их, изведал, пустыннейший брег...
Не себя ли он предал, великий Олег?
Кирилл Селистровский, г. Рязань
ПРИМЕЧАНИЯ:
*престол – высокий стол, стоящий посреди алтаря
** Князь Олег Рязанский закончил свой земной путь в 1402 году, будучи уже монахом-схимником образованного им же Солотчинского мужского монастыря.
***стражество – древнее русское слово, означающее в современной лексике пограничное положение чего-либо, в данном случае – Рязанского княжества.
**** Князь Олег Рязанский почитается православными верующими рязанцами, как местночтимый святой. Его иконописный образ можно увидеть в церкви Преображения Спаса на яру, что рядом с памятником С.А.Есенину в Рязани.