Хранитель красоты и памяти: как предприниматель Герман Якимов спасает деревянную Вологду

Опубликовано 15.10.2024
Хранитель красоты и памяти: как предприниматель Герман Якимов спасает деревянную Вологду

Деревянная Русь обращается Атлантидой, память о которой хранят лишь фотографии. Проедьтесь из Петербурга в Москву, что увидите вы по обочинам дороги? Горькие, страшные вереницы брошенных, умирающих изб, в которых когда-то жили люди, топились печи, царили тепло и уют. Меж этих обреченных остовов иногда проглядывают ещё живые дома, по чудным наличникам и мезонинам которых можно представить, как выглядели эти умирающие деревни прежде. Впрочем, кое-где не ведающие слова «красота», но усвоившие слово «комфорт» дачники уже безжалостно отправили в утиль старинную вязь резьбы, сделанной чьими-то мастеровитыми руками, и заменили её сайдингом…

Русская деревня, громадные русские пространства умирают. Что будет на месте изб, когда окончательно обратятся они в развалины? Скорее всего, ничего. Пустошь. В городах иное. В городах деревянное зодчество истребляют намеренно, чтобы место расчистить – для стеклобетонных уродцев во много этажей, где можно разместить много никому не нужных офисов с ничего не производящим офисным планктоном и, конечно, магазины, кафешки и т.п. Красоту и память не жалко. Красота и память не котируются в пластмассово-одноразовом веке. Зачем красота и память? Когда все сводится к одному: купить, употребить и выбросить.

Деревянные островки Москвы давно канули в Лету. Истреблена деревянная Рязань. Исчезают деревянные Архангельск, Ростов-на-Дону, Вологда… Список можно продолжать долго. Мешающие памятники деревянного зодчества не раз просто поджигались «неизвестными». Чтобы место расчистить… Чтобы место расчистить… Так и расчищаем второй век – от красоты и памяти.

Тем радостнее, что ещё не перевелись люди, сохранившие чувство прекрасного и пытающиеся спасать последние крупицы гибнущей в огне или заброшенности русской Атлантиды. Таков, к примеру, вологодский меценат Герман Якимов, второе десятилетие спасающий деревянное наследие родного города.

В детстве Герман Петрович грезил о морях и далеких берегах, видел себя капитаном дальнего плаваниях и пленялся красотами Сицилии. Однако избранная после школы стезя оказалась далека от романтики – физмат родного вологодского университета, строительный кооператив в Архангельске, положивший начало собственному бизнесу… Там, в Архангельске, Якимов встретил свою будущую жену Ларису. В лихие 90-е, спасаясь от рекета, семья вернулась в Вологду и здесь занялась мирным делом – продажей цветов. С 1991 г. сеть цветочных магазинов «Лара» превратилась в довольно прибыльное предприятие. В 2013-м супруги решили открыть новый магазин и выбрали для него разрушающийся деревянный дом – т.н. «Дом с лилиями». В тот момент он ещё не был объектом культурного наследия, и предполагалось, что по приобретении нужно будет сделать лишь простой ремонт. Но… Когда работы уже шли, дом таки включили в реестр якобы охраняемых государством объектов и с нового владельца потребовали предоставить уйму документов и проект реставрации. В итоге «ремонт» влетел Якимову в полтора миллиона и немалое количество испорченных нервных клеток. Однако, как ни странно, это его не остановило, но, напротив, подтолкнуло к дальнейшей работе по спасению деревянного наследия Вологды. Дело в том, что романтизм отнюдь не иссяк в душе Германа Петровича. Только теперь он мечтал не о морях и океанах, а о том, чтобы создать что-то интересное, памятное, настоящее, что осталось бы потомкам.

Трехэтажный «Дом с лилиями» должен был сочетать в себе магазин, офис и маленький музей наверху. В итоге музей разместился на втором этаже, первый, как и планировалось, стал цветочным магазином, а на последнем арендуют помещения друзья мецената.

Однажды дом посетила замечательная гостья – 87-летняя внучатая племянница последнего его владельца, провизора Вацлава Адольфовича Паздзерского. Пожилая женщина незадолго до кончины приехала из Петербурга, чтобы увидеть дом своей семьи. Увидев, как бережно восстановлен его облик, она не могла сдержать слез. Ее сын передал музею некоторые вещи и даже мебель.

Следующим объектом, восстановленным Якимовым стал дом Извощикова.

Дом погибал на глазах. «Если ты не купишь этот дом, его просто снесут или сожгут, а потом на этом месте построят подобное здание. И в Вологде пропадёт ещё один исторический памятник», — предупредили Германа Петровича. И меценат дом пожалел, хотя его расположение вне исторического центра города не сулило в дальнейшем прибыли, которая окупила бы затраты.

Куда более выгодным вложением стал дом Дружинина, в котором во время гражданской войны размещалась английская дипломатическая миссия и даже жил Сидней Рейли. Сюда после реставрации приходит по несколько экскурсий в день.

Ощутив вкус к восстановлению старинных домов, Якимов приобрел дом купца Панова, снабжавшего Вологду индийским чаем. При реставрации под обоями была обнаружена прекрасная живопись неизвестного художника. Расписан был весь дом, но уцелела лишь часть росписей, восстановлением которых занялись художники-реставраторы. В Вологде было лишь два таких расписных дома, но один уже погиб в огне…

Последний объект Герман Петрович взял в аренду на 49 лет.

Дом Засецких, пустовавший 10 лет и ставший приютом бомжей, был построен ещё в 1780 г. и является старейшим в Вологде. К дому прилагается и территория усадьбы, которую также предстоит восстанавливать. По ходу работ были проведены археологические раскопки, благодаря которым были обнаружены предметы 15-16 веков. Известно, что в 16 веке на этом месте располагалось Городище и проходила стена крепости, возведенной по приказу Ивана Грозного. Как и в других домах, в усадьбе Засецких будет музей. Но будет и кафе, и пара гостиничных номеров для иногородних путешественников.

Меценат признает, что, несмотря на интерес к истории и любовь к старинным домам, важным для него является вопрос прибыли. Ведь затраты надо покрывать, а чтобы поддерживать обширное хозяйство, требуются немалые вложения. Снести старый дом и построить новый, не говоря уж об обслуживании «новодела», не в пример дешевле реставрации и поддержания комбинированных зданий, сочетающих старые бревна и иные детали с «протезами», заменившими все окончательно сгнившее.

Сегодня реставрация средне-статистического дома обходится Якимову в полмиллиона. В этой работе у него появился постоянный сподвижник – местный реставратор Владимир Новоселов. Примером Германа Петровича увлеклись некоторые другие вологодские бизнесмены, за консультациями к нему обращаются даже из Петербурга.

«В каждом бревне, каждой комнате сохраняется дух старинного дома, — говорит меценат. — Это совершенно разные ощущения — когда заходишь в новый или в отреставрированный дом, перепутать невозможно». На вопрос газеты «Культура», что им движет, Якимов ответил: «Прежде всего, любовь к истории, к родной стране. Возможно, это слишком громко сказано, и тем не менее. Главное не прибыль — хотя она тоже имеет значение. Нужно сделать музейную экспозицию, рассказать, как все строилось и создавалось. То есть важны не только деньги, но и любовь к истории».

Агидель Епифанова

Источник: https://rusnasledie.info/xranitel-krasoty-i-pamyati-kak-predprinimatel-german-yakimov-spasaet-derevyannuyu-vologdu/
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх