Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия1562 г.
Об ожиданиях конца света прежде и теперь
Недавние события во Франции, связанные с Олимпийскими играми, продемонстрировали неприкрытый сатанизм Европы. Церемония открытия игр в конце июля нынешнего года многими справедливо расценивается как сцена поклонения дьяволу. Я об этом писал в статье «Маски сброшены: Европа открыто поклоняется антихристианским силам».
Многие удивляются: вроде бы Европа всегда была христианской, а тут такой шокирующий разворот на 180 градусов. Сразу отмечу, что, конечно же, и сегодня в Европе есть истинные христиане. Речь идет не о них, а о европейской элите, о светской и даже церковной власти.
Впрочем, для тех, кто внимательно следил и продолжает следить за Европой (как извне, так и изнутри ее), тут никакой неожиданности нет. Об этом развороте писали, например, еще в позапрошлом столетии в России известный философ-мыслитель Константин Леонтьев, поэт Федор Тютчев, писатель Федор Достоевский и многие другие. О завершении христианской эры в Европе убедительно и ярко писал в вышедшей век назад книге «Закат Европы» немец Освальд Шпенглер. Свои размышления по поводу труда «Закат Европы» я изложил в своей книге «Конец истории или смерть Запада? Читая Шпенглера» (М.: Книжный мир, 2021).
Но с дороги христианства Европа сбилась намного раньше. Если быть точным, то это произошло в 1054 году. Это дата официального отпадения западной, католической ветви от единого древа христианства с его тысячелетней историей – так называемая «Великая схизма». Святые отцы Восточной (Православной) Церкви небезосновательно назвали отпавшую католическую церковь «засохшей ветвью» христианства. Еще несколько столетий католицизм выдавал себя за «живую» церковь, отдельные листочки на отпавшей ветви сохраняли свой зеленый цвет.
Но вот 507 лет тому назад по европейской церкви был нанесен второй сильнейший удар – началась инициированная Мартином Лютером революция, получившая название «реформация». В Европе стало зарождаться псевдохристианство, получившее название «протестантизм». О Великой схизме, о Лютере с его «95 тезисами» 1517 года, о начавшейся после этого реформации написаны сотни книг. Пересказывать их нет смысла.
А я хочу сейчас напомнить об одном событии, имеющем отношение к теме дехристианизации Европы, которое произошло ровно 500 лет. И о котором почему-то не очень много написано. Речь идет о панике, которая охватили многие страны Европы в 1524-1525 гг. Причина паники – ожидание европейцами «конца света» в виде второго Всемирного потопа. Эта история помогает лучше понять, в каком духовном и умственном состоянии находилась Европа пять веков назад.
Инициировал эту панику немецкий астролог Иоганн Штофлер (1452-1531). Впрочем, он был не каким-то чудаком-самоучкой, а уважаемым ученым, который занимался астрономией и математикой. Даже стал ректором Тюбингенского университета. При этом был монахом. В этом нет ничего удивительного, так как тогда наука и религия в позднем средневековье еще «дружили» друг с другом. Более того, монахи считались наиболее образованной частью общества, а некоторые монастыри считались центрами научной мысли. А на базе отдельных монастырей учреждались университеты. Так вот еще на излете XV века, в 1499 году Иоганн Штофлер обнародовал одно своей «открытие»: 1 февраля 1524 года должен произойти Всемирный потоп – такой же, который описан в книге «Бытие» и который уничтожил все человечество за исключением семейства праведного Ноя. Этот вывод ученый монах сделал на основе своих астрономических-астрологических изысканий. Мол, Юпитер, Сатурн, Марс и еще несколько планет одновременно окажутся в созвездии Водолея. Одновременное попадание многих планет в это созвездие означает не что иное, как новый Всемирный потоп!
Хотя тогда не было ни телефона, ни телеграфа, однако «пророчество» ученого монаха стало распространяться по немецким землям со скоростью лесного пожара. Затем оно вышло на просторы всей Европы, включая Британию. Правда, некоторые историки считают, что Европу одновременно подожгли с разных концов такие же ученые-астрологи. Число таких поджигателей, по некоторым оценкам, достигало сотни (правда, одни предсказывали второй Всемирный потоп, а другие – просто большое наводнение). Надо иметь в виду, что Европа уже пользовалась печатным станком, изобретенным в предыдущем столетии Гутенбергом. По Европе циркулировали печатные брошюры и листовки, предупреждавшие людей о «конце света».
В Европе началась паника, которая порой переходила в самое настоящее беснование. Причем действия людей были очень разными. Многие стали запасаться продуктами и уходить в горы. Кстати, историки отмечают, что к 1 февраля 1524 года Лондон покинули 20 тысяч жителей. Были, конечно, и такие, кто распродавал свое имущество и вырученные деньги раздавал нищим. Должники перестали платить своим кредиторам, а большинство кредиторов перестали выбивать долги: зачем им деньги, если завтра прийдет смерть?
Наконец, были и такие, кто не верил ни в Бога, ни в черта, а, пользуясь удобным случаем, скупал имущество за копейки. Было множество случаев, когда склады продовольствия, создававшиеся в высокогорьях, подвергались грабежам.
Во многих книгах по истории Англии говорится о некоем Уильяме Болтоне, настоятеле церкви Святого Барта. Он построил башню в своем доме в Кэннонбери, чтобы пережить наводнение. Видимо, решил уподобиться правителю Нимроду, который после Великого потопа строил башню «до небес» в Вавилоне.
Бедные люди в начале XVI века конопатили и смолили лодки. Те, кто побогаче, решили уподобиться Ною, начав строить ковчеги. Причем строили ковчеги даже там, где не было никакого выхода на большую воду. Были построены тысячи таких ковчегов около домов тех, кто готовился к глобальному наводнению. Доктор из Тулузы по имени Орион заказал для себя, своего семейства и своих приятелей ковчег, отличавшийся большими размерами. Но всех переплюнул граф Иггельхайм, построивший на Рейне трехпалубный ковчег. Правда, загружать земных тварей на свое судно граф не собирался, он заполнил своей ковчег продовольствием и всем необходимым для жизни на долгие годы. Ковчег должен был отчалить 1 февраля 1524 года. На берегу рано утром в этот день собралась громадная толпа зевак. Кто-то из них до конца не верил, что начнется Всемирный потоп. Просто пришли поглазеть на странного графа и его необычный корабль.
Но тут, на беду графа, начал накрапывать мелкий дождик. Что привело толпу в состояние ужаса. Даже самые неверующие испугались, приняли дождик за начало потопа. Толпа людей стала рваться на борт судна. В панике и давке погибло более сотни человек. Сам граф был растерзан. Вскоре, кстати, дождик закончился. А весь берег был устлан телами погибших. Между прочим, 1524 год оказался на редкость засушливым. К тому же почти никто уже не засевал поля. Так что ожидание конца света обернулось страшным голодом в Европе. Для многих действительно наступил конец света в виде голодной смерти.
Нашлись и такие, кто в ожидании конца света распродавал свое имущество и напоследок впадал в состояние непрерывного загула и откровенного разврата. Что-то в духе маленькой трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы». Священник Родион так описывает охватившее Европу в 1524 году беснование: «Половина населения Европы до февраля пряталась в горах, испытывая холод и голод, но «скрашивая» «последние дни» обильным возлиянием спиртного. Многие падали замертво, и никто не предавал их земле, потому что одни уже не верили в святость сей христианской традиции, другие же ничего не видели и не слышали, оглушенные винными парами. Люди в открытую спали с чужими женами и мужьями, и это считалось уже вовсе не за грех. Групповой разврат и насилие охватили страны европейские». (Священник Родион. Когда наступит конец света? – М., 1998, с. 6-7).
Итак, удивительное совмещение у большинства европейцев веры в конец света, о котором говорило христианство, и одновременно дерзкое, можно сказать, безумное попрание заповедей как Ветхого, так и Нового Заветов.
Посидев где-то в горах в течение всего февраля, беглецы в марте 1524 года начали осторожно возвращаться в свои дома. Иоганн Штофлер и другие «пророки» начали вносить коррективы в свои предсказания. Сначала отодвигая «конец света» на дни, в потом – на месяцы. Потом «пророки» заявили, что потоп будет не всемирным, а локальным. Что затронет он в основном Пруссию. Но конец света все не наступал и не наступал.
Последствия «пророчества» Штофлера для Европы трудно оценить в полной мере. Ведь та паника, которая была им спровоцирована, стала, в свою очередь, «спусковым крючком», запустившим другое событие. Это событие, хорошо прописанное в учебниках по истории, называется «Крестьянской войной в Германии». Эта войной войне в этом году также исполняется полтысячи лет. Она датируется 1524-1525 гг.
Наконец, Иоганн Штофлер, опираясь на расчеты знаменитого баварского математика и астронома-астролога Региомонтана (подлинное имя Иоганн Мюллер) перенес конец света сразу на несколько десятков лет. Датой начала апокалипсиса был назван 1588 год. Штофлер, правда, до этой даты не дожил. Избежав тем самым очередного позора.
Между учеными-«пророками» началась определенная конкуренция. В игру вступил ученый пастор Михаил Штифель (1486–1567), также математик, астроном и по совместительству астролог и нумеролог (некоторые биографы говорят, что он скорее не нумеролог, а каббалист). Между прочим, единомышленник Мартина Лютера; последний, в свою очередь, активно поддерживал «пророчества» Штифеля. Ученый пастор издал книгу «О конце света», в которой определил момент «конца света»: октябрь 1533 года. Благодаря Лютеру «пророчество» Штифеля было хорошо «раскручено».
Священник Родион так описывает новую серию европейской паники и беснования: «Штифель на основании своих каббалистических изысканий объявил, что 13 октября 1533 года будет потоп и кончина мира. Во Франции и Италии богачи, поверившие ему, сооружали ковчеги, крестьяне продавали свое имущество, готовясь к приходу антихриста. Но когда в назначенный день ничего особенного не произошло, Штифель передвинул дату конца мира на 1588 год… Люди опять поверили Штифелю, поверили многие, поскольку ересь облачается в красноречивые слова и прельстительна многим лишенным истинного слуха. Опять возобновились продажа имущества за гроши, пьянство и разврат, ожидание кары Господней…» (там же, с. 8).
Внимательное изучение событий пятисотлетней давности в Европе, связанных с ожиданиями «конца света», наводят на мысль, что тогдашняя Европа позднего средневековья, которую многие называют «христианской», таковой уже не была. Примечательно, что в те времена интеллектуальная и церковная элиты Европы были еще в значительной степени единым целым. Какого ученого того времени не возьми, оказывается, что он – монах, пастор, кардинал. Некоторые из них были действительно хорошими астрономами, математиками, физиками. Но вот христианами их назвать уже язык не поворачивается.
Во-первых, любой грамотный человек, знакомый с Новым Заветом, помнит слова Иисуса Христа: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Евангелие от Марка 13:32). Здесь Спаситель говорил о времени кончины этого земного мира. Европейские клирики позднего средневековья уже считали себя «богами», коль скоро так и легко и смело вещали о датах грядущего Апокалипсиса. И не очень смущались тем, что их «пророчества» не сбывались. Назначались новые даты. И сегодня на Западе можно услышать подобные «пророчества» от тех, кто, не стесняясь, называет себя «христианами». Для кого-то вбросы таких «пророчеств» стали инструментами политики, для кого-то – просто бизнесом.
Во-вторых, «пророчества» и Иоганна Штофлера, и других так называемых «ученых христиан» часто сводятся к предсказанию «Второго Всемирного потопа». А ведь грамотные (тем более по-настоящему верующие во Христа) люди знают, что Всемирного потопа больше не будет. Об этом четко и внятно сказал апостол Петр: «…тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петр.3: 6-7). Подробнее об этом можно прочитать в моей статье «Стрелка Судного дня все ближе к отметке, о которой предупреждал Апостол Петр».
В-третьих, «ученые монахи» и прочие «мудрецы» европейской церкви, не стеснялись заниматься астрологией, нумерологией и даже каббалистикой. Все это было категорически запрещено не только Вселенскими соборами христианской церкви. Еще до христианства на это существовал категорический запрет в Ветхом Завете. Приведу примеры. «Прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, мерзок перед Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18:9). «Знамения гадателей Я обращаю в ничто, прорицателей обвожу вокруг пальца, мудрецам наношу поражение, все их знания делаю глупостью» (Ис. 44:25). «Пусть не обманут вас пророки и гадатели, которые среди вас, не слушайте сновидцев с их снами! Эти люди вещают вам от Моего имени ложь, Я не посылал их, — говорит Господь». (Иер. 29:8).
Подробнее об этих увлечениях «интеллектуалов» от европейской церкви разными «языческими» и откровенно оккультными «фокусами» (астрологией, нумерологией и каббалистикой) можно прочитать в моей книге: «В начале было Слово, а в конце будет цифра» (М.: «Кислород», 2019).
Итак, паника, которую посеяли в Европе ровно пять столетий назад «ученый» монах Иоганн Штофлер и его единомышленники, показывает, что Европа уже тогда была «христианской» лишь номинально. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня Европа уже сняла маску и показала свою сатанинскую морду.