(по мотивам С.Есенина)
Неприглядная дорога,
Мной любимая навек,
По которой ездил много
К Храму русский человек.
Эх вы, сани! Деда сани!
Звоны мёрзлые осин.
У меня же дед – крестьянин,
Сам же я – России сын!
Наплевать на неизвестность –
Начинающий поэт…
Ведь вокруг Собора местность
Не видал я много лет.
В детстве видел не однажды
Этот край и эту гладь,
А теперь берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же тут не прослезиться,
Коль вечерний слышу звон! –
Дал Бог предкам поселиться
Рядом с Храмом, – и как прежде,
На закате слышен он!
На снимке в заставке: Свято-Троицкий собор в г. Моршанске Тамбовской обл. (ранее – губернии), XIX век, – собор уникален не только своими размерами (был третий, сейчас – четвёртый по высоте в России, – лишь высота главного иконостаса у Алтаря – 21 метр вместе с крестом!), – построен на пожертвования частных лиц.
Следует отметить, что в городке никогда не проживало более 30 тыс. жителей! – Вот какая вера была у наших предков!
Недалеко от собора, метрах в 150 (на снимке не видно!) – домик, где жили дорогие моему сердцу бабушка и дедушка по материнской линии – р.Б. Елизавета и р.Б. Василий. Царствие Небесное моим родным!
Сразу же после закрытия собора (в довоенное безбожное время) , там хранили зерно, потом – тюки с шерстью суконной фабрики. Хочу пояснить, как произошло его закрытие.
Мой дед, Киселёв Василий Лаврентьевич, был довольно известным строителем-организатором в Моршанске, человек верующий, как и все в нашем роду. В Первую Мировую – унтер-офицер, был награждён Георгиевским Крестом, в Гражданскую – командовал сотней в Первой Конной, а в 37-м по доносу соседа оказался в сталинских лагерях, откуда спустя 3 года его вызволил С.М.Будённый, с которым дед был знаком (не очень близко, но напомнил в переданном командарму с большими сложностями письме когда-то сказанные тем слова: “Если надо что будет, Василий, обращайся, помогу!”).
Когда безбожники решили, закрыв собор, превратить его в клуб, бабушка моя, Елизавета Никаноровна, узнав о предстоящем святотатстве, придя домой, сказала дедушке: "Иди, отец, спасай наш собор, – не бывать там пляскам!". В то время, дед получил подряд на строительство элеватора в городе и набирал рабочих для этой цели. Дело это дорогостоящее. Вот он и решил убедить власти отказаться от строительства и использовать собор для хранения зерна, – посчитал, что хлеб (!) в храме, это не пляски перед Алтарём! Идея была поддержана городской властью. Но после войны кто-то из безбожников извратил идею деда и в соборе стали хранить шерсть...
И всё же плясок в нашем Свято-Троицком соборе не было никогда!– Не допустил Господь осквернения Храма Своего!
Дважды собор горел (уже после развала страны), затем был возвращен Православной Церкви. Кстати, на моей памяти (при Хрущёве) малых куполов не было вовсе, а ныне его главы уже и не голубые, а сияют золотом!
Очень жаль, что мои родные не дожили до этих радостных дней, – ведь об этом можно было только мечтать!
Дорога к Храму
Опубликовано
07.09.2020