Когда мы произносим или читаем словосочетание «русский Париж», часто всплывает определённый ассоциативный ряд. Попытаюсь в двух словах описать его огульно и усреднённо (настоящий образ был куда шире и интересней): князья-таксисты, белые генералы, Сергей Дягилев и балерины, плеяда литераторов и публицистов (Набоков, Газданов, Бунин и, вероятно, Милюков), художники вроде Василия Кандинского, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой и Ивана Билибина. Однако я попробую усомниться, что у многих из вас есть отчётливый визуальный образ Парижа XX века, который отразили русские художники-современники.
Как ни странно, многие из русских живописцев-парижан, включая самых известных, посвятили городу проживания довольно мало работ или в лучшем случае писали картины, лишь косвенно связанные со столицей Франции. Например, портреты русских эмигрантов, как мастерский и провокационный «Боксёр» Константина Сомова. Работа посвящена молодому боксёру Борису Снежковскому.
В этом материале я бы хотел устранить пробел и познакомить вас с несколькими русскими художниками Парижа XX века второго-третьего ряда по известности, однако ни в коем случае не второсортных по таланту. Надеюсь, что после просмотра работ ваш образ русского Парижа станет более ярким и вы откроете одну из книг по этой теме.
Иван (Жан) Лебедев (1884—1972)
Иван Константинович Лебедев родился на селе Богородском Нижегородской губернии в 1884 году. В Париже Лебедев поселился в 1909 году, в Латинском квартале, затем переехал на Монпарнас. Его окружение и семья принадлежали меньшевистским и анархо-синдикалистским кругам. Так, друзьями Лебедевых были Кропоткины, а родной брат Ивана, Константин, был секретарём Петра Алексеевича. После окончания Первой мировой войны Иван Константинович дружил и плотно работал с такими лидерами русского анархизма, как Нестор Махно и Всеволод Волин, к тому моменту тоже уже парижан. Лебедев женился на польке Камилии, как и он, дореволюционной эмигрантке. У них был сын Георгий.
Иван Константинович нам интересен в первую очередь гравюрами и книжными иллюстрациями. Художник посвятил Парижу немало работ.
Лебедев умер в 1972 году в городе Ниме на юге Франции. Иван Константинович не оставил после себя воспоминаний, и никто не написал его биографии. Поэтому я не могу посоветовать какую-то книгу о Лебедеве, не считая сборника гравюр Jean Lébédeff: Les Paris imaginaires: Gravures sur bois (1984). Однако иллюстраций и картин художник оставил порядочно, и поиск по его имени на Amazon точно выдаст вам несколько французских книжек середины XX века.
Александр Рубцов (1884—1949)
Можно сказать, что Александр Александрович Рубцов родился в рубашке вдвойне. Начнём с того, что Александр появился на свет в Гаванском бесплатном родильном приюте Петербурга в 1884 году. Обычно подобные обстоятельства препятствуют не то что успешной карьере, а обустройству нормальной жизни. Под патронаж Александра взял видный питерский художник и варшавяк по происхождению Ян Ционглинский и его супруга Екатерина.
В 1904–1912 годах Александр учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств у Константина Маковского и Ильи Репина. В 1912 году за конкурсную работу «Интерьер стиля Империи» Рубцов отмечен гран-при на академическом конкурсе, получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу сроком на четыре года. Рубцов посетил Францию, Испанию, Марокко, Германию, Англию. В 1914 году переехал в Тунис и больше никогда не был в России.
Александр Александрович влюбился в Тунис и посвятил ему сотни картин и статей. Я написал, что Александр родился дважды? Каждому творцу хочется, чтобы его помнили после смерти. История повернулась так, что бывшие колонии и угнетённые народы по всему миру с 1950‑х годов в конъюнктуре. Творчество Александра оказалось востребованным не только как просто искусство, но и как искусство одного из таких бывших угнетённых краёв.
Однако мы ушли немного в сторону. Даже слова «Франция» не прозвучало, а ведь Тунис был колонией Франции. Александр получил французское гражданство, ездил в метрополию на выставки, в отпуск, в творческие командировки. Редкие картины Парижа сильно контрастируют с картинами Туниса даже по стилю изображения, но, будучи мастером, Александр Александрович использовал разные стили к месту.
Рубцов умер в 1949 году в Тунисе.
Творчество Александра Александровича вернулось в Россию буквально недавно. В 2004 году в питерском издании «Фонд Отечество» вышла книга Наталии Гадаловой «Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе», в 2019 году в Москве и Питере прошли первые выставки художника в России, а в 2022 году питерский Русский музей издал альбом с его творчеством «Александр Рубцов» работы Владимира Гусева и Евгении Петровой.
Во франкоязычном мире, насколько можно судить по поиску, о Рубцове нередко снимают телесюжеты, проводят выставки творчества и издают книги. Самые свежие из них написал тунисский интеллигент Жак Перес: La Médina de Tunis et Alexandre Roubtzoff (2010) и Alexandre Roubtzoff. La Tunisie (2017).
Александр Серебряков (1907—1995)
Александр Борисович Серебряков родился в 1907 году близ Харькова. Во Францию Серебряков попал с мамой и сёстрами в середине 1920‑х годов, прожив в Советской России аж восемь лет. То есть он тоже в своём роде нестандартный белоэмигрант.
Ремесло Александр перенял от матери — тоже живопись. Однако Серебряков сфокусировался на редкой специальности — интерьерной портретной живописи. Художник оставил солидный корпус работ интерьеров жилья французских и европейских вельмож и просто людей с деньгами и вкусом, не забыв, конечно же, о друзьях из числа русских эмигрантов.
Александр занялся интерьерами случайно. Поначалу он брался за всё: открытки, пейзажи, иллюстрации. Получив единожды заказ от одного состоятельного месье, Серебряков открыл в себе этот талант, и уже через несколько лет в портфолио у него будут работы самих Ротшильдов и Виндзоров.
Единственную книгу с работами Александра Серебрякова, которую я могу посоветовать, — это Alexandre Serebriakoff: Portraitiste d’interieurs (1990) авторства Патрика Мори, что вышла на нескольких европейских языках. Других книг попросту нет.
Константин Клуге (1912—2003)
Константин Константинович Клуге родился в 1912 году в семье офицера немецкого происхождения и русской матери в Риге.
Отец, Константин Иванович, происходил из семьи прусского предпринимателя Ганса Клуге, переселившегося в Россию во второй половине XIX века. Константин-старший участвовал в Гражданской войне на стороне белых в звании полковника, и после её окончания ретировался с семьёй в Маньчжурию под Харбин. Позже семейство переехало во французскую концессию Шанхая.
Отец был не только офицером, но и архитектором, и в Шанхае работал на американские и английские архитектурные бюро. Таким образом жизнь Константина Константиновича на фоне среднего русского эмигранта Китая была весьма счастливо устроена. В 1931 году, после окончания французского колледжа в Шанхае, его отправили учиться живописи в Париж, а в 1937 году он вернулся обратно. Здесь Клуге пережил Вторую мировую войну, включая японскую оккупацию.
После начала активной фазы Гражданской войны в Китае Константин Иванович уехал в США. Константин Константинович сначала сбежал от китайских коммунистов в Гонконг, а затем вернулся в Париж, где окончательно и осел в 1951 году.
Клуге писал портреты для зарабатывания денег, а вот душа у него лежала к городским пейзажам. Константин Константинович посвятил Парижу большинство работ, которых десятки, если не сотни.
С 1950 года Клуге выставлялся во Франции, получал награды и титулы. В конце десятилетия работы художника приглянулись американскому арт-дилеру Уолли Финдли-младшему, который открыл работы Константина американскому и англоязычному рынкам. С тех пор работы Клуге продавались на главных аукционных площадках, «Кристис» и «Бонхамс» к примеру. По сей день картины Константина Константиновича стоят от 500 до трёх тысяч фунтов стерлингов (примерно от 60 тысяч до 360 тысяч рублей), а некоторые — 50 тысяч фунтов (около шести миллионов рублей по курсу на 22 августа 2023 года).
Константин Клуге умер в 2003 году, ему было 90 лет.
Константин Константинович неожиданно приходился двоюродным братом русско-немецкому киносценаристу Юрию Павловичу Герману, который у него останавливался на гастролях в Париже в 1963 году. Похоже, что связь с семейством видных русских интеллигентов Германов помогла Клуге опубликовать аж две книги в 1992 году сразу после развала СССР и затем ещё одну книгу в конце 1990‑х: автобиографию «Cоль Земли» и «Коммунизм Христа», да «Вино молодое» соответственно. В последних двух работах Константин Константинович разбирал Новый Завет. Можно представить, как скрипя зубами либеральный советский интеллигент Михаил Юрьевич Герман — сын Юрия Павловича, с которым дружил Константин, — удовлетворял просьбу Клуге о публикации книг.
Главную ценность работ Константина Константиновича я вижу в том, что его картины — это путеводитель по прекрасному Парижу послевоенных лет, написанный нашим человеком. Тот Париж, про который говорили наши дедушки и бабушки уже устаревшую фразу «один раз увидеть и умереть».