Париж XX века кисти русских художников-эмигрантов

Опубликовано 20.10.2024
Париж XX века кисти русских художников-эмигрантов

Когда мы произносим или читаем словосочетание «русский Париж», часто всплывает определённый ассоциативный ряд. Попытаюсь в двух словах описать его огульно и усреднённо (настоящий образ был куда шире и интересней): князья-таксисты, белые генералы, Сергей Дягилев и балерины, плеяда литераторов и публицистов (Набоков, Газданов, Бунин и, вероятно, Милюков), художники вроде Василия Кандинского, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой и Ивана Билибина. Однако я попробую усомниться, что у многих из вас есть отчётливый визуальный образ Парижа XX века, который отразили русские художники-современники.

Как ни странно, многие из русских живописцев-парижан, включая самых известных, посвятили городу проживания довольно мало работ или в лучшем случае писали картины, лишь косвенно связанные со столицей Франции. Например, портреты русских эмигрантов, как мастерский и провокационный «Боксёр» Константина Сомова. Работа посвящена молодому боксёру Борису Снежковскому.

Боксёр. Константин Сомов. 1933 год

В этом материале я бы хотел устранить пробел и познакомить вас с несколькими русскими художниками Парижа XX века второго-третьего ряда по известности, однако ни в коем случае не второсортных по таланту. Надеюсь, что после просмотра работ ваш образ русского Парижа станет более ярким и вы откроете одну из книг по этой теме.


Иван (Жан) Лебедев (1884—1972)

Иван Константинович Лебедев родился на селе Богородском Нижегородской губернии в 1884 году. В Париже Лебедев поселился в 1909 году, в Латинском квартале, затем переехал на Монпарнас. Его окружение и семья принадлежали меньшевистским и анархо-синдикалистским кругам. Так, друзьями Лебедевых были Кропоткины, а родной брат Ивана, Константин, был секретарём Петра Алексеевича. После окончания Первой мировой войны Иван Константинович дружил и плотно работал с такими лидерами русского анархизма, как Нестор Махно и Всеволод Волин, к тому моменту тоже уже парижан. Лебедев женился на польке Камилии, как и он, дореволюционной эмигрантке. У них был сын Георгий.

Автопортрет Ивана Лебедева. Париж. 1939 год

Иван Константинович нам интересен в первую очередь гравюрами и книжными иллюстрациями. Художник посвятил Парижу немало работ.

Лебедев умер в 1972 году в городе Ниме на юге Франции. Иван Константинович не оставил после себя воспоминаний, и никто не написал его биографии. Поэтому я не могу посоветовать какую-то книгу о Лебедеве, не считая сборника гравюр Jean Lébédeff: Les Paris imaginaires: Gravures sur bois (1984). Однако иллюстраций и картин художник оставил порядочно, и поиск по его имени на Amazon точно выдаст вам несколько французских книжек середины XX века.

Колокольня церкви Сен-Жермен-де-Пре. Жан Лебедев. 1936 год
Улица Урсен и улица Шантр от набережной Флёр. Жан Лебедев. 1936 год
Улица Кутельри. Жан Лебедев. 1936 год
Иллюстрация для книги «Призраки» (Fantomes) французского автора Анри Друэна. Жан Лебедев. 1945 год
Иллюстрация для книги «Призраки» (Fantomes) французского автора Анри Друэна. Жан Лебедев. 1945 год

Александр Рубцов (1884—1949)

Можно сказать, что Александр Александрович Рубцов родился в рубашке вдвойне. Начнём с того, что Александр появился на свет в Гаванском бесплатном родильном приюте Петербурга в 1884 году. Обычно подобные обстоятельства препятствуют не то что успешной карьере, а обустройству нормальной жизни. Под патронаж Александра взял видный питерский художник и варшавяк по происхождению Ян Ционглинский и его супруга Екатерина.

Одна из типичных тунисских работ Александра Рубцова и он же у себя дома за работой в Тунисе. 1920‑е годы

В 1904–1912 годах Александр учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств у Константина Маковского и Ильи Репина. В 1912 году за конкурсную работу «Интерьер стиля Империи» Рубцов отмечен гран-при на академическом конкурсе, получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу сроком на четыре года. Рубцов посетил Францию, Испанию, Марокко, Германию, Англию. В 1914 году переехал в Тунис и больше никогда не был в России.

Александр Александрович влюбился в Тунис и посвятил ему сотни картин и статей. Я написал, что Александр родился дважды? Каждому творцу хочется, чтобы его помнили после смерти. История повернулась так, что бывшие колонии и угнетённые народы по всему миру с 1950‑х годов в конъюнктуре. Творчество Александра оказалось востребованным не только как просто искусство, но и как искусство одного из таких бывших угнетённых краёв.

Тунис. Авеню Жюля Ферри. Александр Рубцов. 1918 год

Однако мы ушли немного в сторону. Даже слова «Франция» не прозвучало, а ведь Тунис был колонией Франции. Александр получил французское гражданство, ездил в метрополию на выставки, в отпуск, в творческие командировки. Редкие картины Парижа сильно контрастируют с картинами Туниса даже по стилю изображения, но, будучи мастером, Александр Александрович использовал разные стили к месту.

Рубцов умер в 1949 году в Тунисе.

Творчество Александра Александровича вернулось в Россию буквально недавно. В 2004 году в питерском издании «Фонд Отечество» вышла книга Наталии Гадаловой «Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе», в 2019 году в Москве и Питере прошли первые выставки художника в России, а в 2022 году питерский Русский музей издал альбом с его творчеством «Александр Рубцов» работы Владимира Гусева и Евгении Петровой.

Во франкоязычном мире, насколько можно судить по поиску, о Рубцове нередко снимают телесюжеты, проводят выставки творчества и издают книги. Самые свежие из них написал тунисский интеллигент Жак Перес: La Médina de Tunis et Alexandre Roubtzoff (2010) и Alexandre Roubtzoff. La Tunisie (2017).

Париж, Ришельё — Друо. Александр Рубцов. 1936 год
Впечатления от Парижа. Александр Рубцов. 1926 год
Париж, апрель 1934. Александр Рубцов

Александр Серебряков (1907—1995)

Александр Борисович Серебряков родился в 1907 году близ Харькова. Во Францию Серебряков попал с мамой и сёстрами в середине 1920‑х годов, прожив в Советской России аж восемь лет. То есть он тоже в своём роде нестандартный белоэмигрант.

Александр Серебряков. Париж. 1930‑е годы

Ремесло Александр перенял от матери — тоже живопись. Однако Серебряков сфокусировался на редкой специальности — интерьерной портретной живописи. Художник оставил солидный корпус работ интерьеров жилья французских и европейских вельмож и просто людей с деньгами и вкусом, не забыв, конечно же, о друзьях из числа русских эмигрантов.

Мамой Александра была знаменитая художница Зинаида Серебрякова, урождённая Лансере, из рода Бенуа (1884–1967). Работа Серебряковой «За туалетом. Автопортрет» (1909)

Александр занялся интерьерами случайно. Поначалу он брался за всё: открытки, пейзажи, иллюстрации. Получив единожды заказ от одного состоятельного месье, Серебряков открыл в себе этот талант, и уже через несколько лет в портфолио у него будут работы самих Ротшильдов и Виндзоров.

Замок Груссей. Александр Серебряков. 1942 год. Именно с оформления этого замка, что находится к западу от Парижа и принадлежал эксцентричному миллионеру Шарлю де Бестеги, карьера Александра Серебрякова пошла в гору

Единственную книгу с работами Александра Серебрякова, которую я могу посоветовать, — это Alexandre Serebriakoff: Portraitiste d’interieurs (1990) авторства Патрика Мори, что вышла на нескольких европейских языках. Других книг попросту нет.

Столовая квартиры Александра Попова в Париже. Александр Серебряков. 1945 год
Мастерская Сергея Иванова. Александр Серебряков. 1944 год
Мастерская Бориса Кохно и Кристиана Берара. Александр Серебряков. 1946 год
Крыши Парижа, вид из квартиры Казимира Делавиня. Александр Серебряков. 1947 год

Константин Клуге (1912—2003)

Константин Константинович Клуге родился в 1912 году в семье офицера немецкого происхождения и русской матери в Риге.

Константин Константинович Клуге за работой. 1960‑е годы. Париж

Отец, Константин Иванович, происходил из семьи прусского предпринимателя Ганса Клуге, переселившегося в Россию во второй половине XIX века. Константин-старший участвовал в Гражданской войне на стороне белых в звании полковника, и после её окончания ретировался с семьёй в Маньчжурию под Харбин. Позже семейство переехало во французскую концессию Шанхая.

Константин Иванович Клуге с сыновьями Константином и Михаилом в Русской волонтёрской роте французской концессии в Шанхае. 1930‑е годы

Отец был не только офицером, но и архитектором, и в Шанхае работал на американские и английские архитектурные бюро. Таким образом жизнь Константина Константиновича на фоне среднего русского эмигранта Китая была весьма счастливо устроена. В 1931 году, после окончания французского колледжа в Шанхае, его отправили учиться живописи в Париж, а в 1937 году он вернулся обратно. Здесь Клуге пережил Вторую мировую войну, включая японскую оккупацию.

После начала активной фазы Гражданской войны в Китае Константин Иванович уехал в США. Константин Константинович сначала сбежал от китайских коммунистов в Гонконг, а затем вернулся в Париж, где окончательно и осел в 1951 году.

Клуге писал портреты для зарабатывания денег, а вот душа у него лежала к городским пейзажам. Константин Константинович посвятил Парижу большинство работ, которых десятки, если не сотни.

С 1950 года Клуге выставлялся во Франции, получал награды и титулы. В конце десятилетия работы художника приглянулись американскому арт-дилеру Уолли Финдли-младшему, который открыл работы Константина американскому и англоязычному рынкам. С тех пор работы Клуге продавались на главных аукционных площадках, «Кристис» и «Бонхамс» к примеру. По сей день картины Константина Константиновича стоят от 500 до трёх тысяч фунтов стерлингов (примерно от 60 тысяч до 360 тысяч рублей), а некоторые — 50 тысяч фунтов (около шести миллионов рублей по курсу на 22 августа 2023 года).

Константин Клуге умер в 2003 году, ему было 90 лет.

Константин Константинович неожиданно приходился двоюродным братом русско-немецкому киносценаристу Юрию Павловичу Герману, который у него останавливался на гастролях в Париже в 1963 году. Похоже, что связь с семейством видных русских интеллигентов Германов помогла Клуге опубликовать аж две книги в 1992 году сразу после развала СССР и затем ещё одну книгу в конце 1990‑х: автобиографию «Cоль Земли» и «Коммунизм Христа», да «Вино молодое» соответственно. В последних двух работах Константин Константинович разбирал Новый Завет. Можно представить, как скрипя зубами либеральный советский интеллигент Михаил Юрьевич Герман — сын Юрия Павловича, с которым дружил Константин, — удовлетворял просьбу Клуге о публикации книг.

Главную ценность работ Константина Константиновича я вижу в том, что его картины — это путеводитель по прекрасному Парижу послевоенных лет, написанный нашим человеком. Тот Париж, про который говорили наши дедушки и бабушки уже устаревшую фразу «один раз увидеть и умереть».

Площадь Мадлен. Константин Клуге. 1950‑е годы
Авеню Габриэль. Константин Клуге. 1930‑е годы
Пуллман, Париж, Эйфелева башня. Константин Клуге. 1960‑е годы
Набережная Сены, Собор Парижской Богоматери. Константин Клуге. 1950‑е годы
Кафе де ля Пэ. Константин Клуге. 1950‑е годы
Зимний полдень в Париже. Константин Клуге. 1960‑е годы
Ла Мадлен, Париж. Константин Клуге. 1960‑е годы
Источник: https://vatnikstan.ru/chuzhbina/parizh-russkih-hudozhnikov/
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх