Василий Макарович Шукшин – режиссёр, актёр, сценарист, который в каждом своём фильме, в каждой роли говорил о людях, раскрывал сущность человеческой души.
***
С подлыми жить легче. Их ненавидеть можно – это проще. А с хорошими – трудно, стыдно как-то.
***
Человек – полный идиот. Утром встаёт – ворчит, ложится спать – ворчит. Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех. Говорят – характер.
***
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
***
Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?
***
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».
***
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.
***
Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.
***
Не стыдно быть бедным, стыдно быть дешёвым!
***
Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.
***
Сильный в этом мире узнает всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов.
***
Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!
***
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени - демагог.
***
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
***
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
***
Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан, а автор умер.