«Цветная революция» под сенью хоругвей

Опубликовано 17.11.2020
«Цветная революция» под сенью хоругвей

Размышления по поводу одного доклада на московском Соборе православных мирян

Имея многолетний опыт работы в Новосибирской епархии в качестве редактора издательства и газеты, и зная, таким образом, проблемы современной церковной жизни изнутри, беру на себя смелость высказать свое мнение по поводу последней инициативы наших православных активистов.

Этот термин я использую без оттенка иронии, так как люди, организовавшие съезд (или Собор) православных мирян, состоявшийся в Москве 31 октября, действительно, очень активные и хорошо известные не только в православных, но и в мирских кругах. Мне понятно их возмущение теми процессами, которые мы наблюдаем уже более полугода: грубое вторжение светских властей в церковную жизнь, ограничение доступа и даже полный запрет посещения храмов, а также нарушение, по благословению правящих архиереев, канонического порядка совершения Таинств. Я сама неоднократно писала об этом, потому что всё это не может не вызывать боли в душе верующего человека. Разделяю я и их недоумение по поводу фактического свертывания во многих приходах активной приходской жизни.

Но одно дело – скорбеть душой и молиться в это тяжёлое время о вразумлении заблудших, о даровании нам, грешным, терпения, разумения и силы со смирением перенести посланные свыше испытания (ибо ничего без воли Божией не совершается, тем более – в Церкви). И совсем другое – с революционным пылом обрушиваться на Священноначалие, припоминая ему по случаю все его старые и новые прегрешения, и требовать (не просить, а жестко требовать!) ответа, словно наши архиереи – самые злейшие враги веры и Христа. Здесь уже невольно вспоминаются недавние митинги нашей оппозиции, юные «протестуны» с лозунгами «Мы здесь власть!», хабаровские неутомимые митинговщики, которые тоже требовали: «Путина – к ответу!»

Как-то раз, обсуждая в частном разговоре нынешнюю политическую ситуацию на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Грузии, Польше, мы с моим собеседником задались вопросом: что станет отправной точкой для организации беспорядков в России – а то, что это должно быть, по-моему, не подлежит сомнению. И вот он – ответ.

Безо всякой конспирологии понятно, что люди, планирующие майданы, прекрасно ориентируются в том, что является самой болевой точкой в той или иной стране. В Белоруссии, Киргизии и Грузии этой точкой стали нарушения (как реальные, так и мнимые) на выборах. В Польше – абсолютно идиотский внезапный полный запрет на аборты, который просто не мог не вызвать бурю протестов людей, особенно женщин, особенно феминисток, привыкших на протяжении многих десятков лет к свободной половой жизни, к праву единолично распоряжаться своим телом и, элементарно, не задумывающихся о праве на жизнь того, кто находится в их чреве.

У нас, как видим, одной из идей будущей цветной революции может стать протест православных мирян против власти и Священноначалия. Это – довольно грозная и многочисленная сила. Это вам не школяры и студенты, на которых, по примеру той же Белоруссии, можно найти управу в виде отчисления из учебного заведения и штрафов родителям. Религиозная идея «истинной соборности» – а именно ее выдвигают «православные миряне» – способна объединить представителей самых разных слоев общества. Особенно, если во главе этого движения встанут известные священники.

Одним из них может быть уважаемый мной протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук, чей доклад «Кризис: соборность, апостольность и каноничность Церкви» был зачитан 31 октября на московском Соборе.

Я не буду разбирать богословские тезисы отца Олега в силу своей некомпетентности в этом вопросе. Но хочу прокомментировать некоторые утверждения с позиции человека, знакомого с раскрываемой темой, так сказать, на практике.

Отец Олег пишет: «Чтобы говорить объективно о весе (доли) мирян в церкви достаточно провести статистические данные. Святейший Патриарх Кирилл официально заявил, что к РПЦ принадлежит 180 млн.ч, на это количество мирян приблизительно 41 тыс.ч. клира (диаконов, священников, епископов). Из этого числа клира к административному управляющему аппарату принадлежит епископат, к которому принадлежит около 400 ч. и через который происходит управление и решение судьбы Церкви.

Коэффициентное взаимоотношение управляющих к мирянам: на 450 тыс.ч. 1 управленец, т.е., если сейчас в зале мирян 450 ч., то коэффициентная доля присутствия епископа и вес его голоса на соборе по отношению к каждому участнику это 0,001%. Это тот процент, который без вас, без соборного решения решает какая должна быть ваша вера, какое должно быть устройство церкви, как распоряжаться вашими имуществом и деньгами церкви, куда их тратить, как вам жить и с какими конфессиями вам молиться. Конечно же дело не в процентности состава аппарата, а в отсутствии сборного голоса в решении церковных вопросов мирянами.

Это говорит священник – хотя сам он почему-то в начале доклада причисляет себя к мирянам. У меня в связи с этим сразу возникает вопрос: а с каких пор мы стали мерить священство в процентах к мирянам?! Тогда давайте, по аналогии, скажем, что командиры по отношению к солдатам также составляют ноль целых и еще более меньший процент. Как и преподаватели в вузах. Как и учителя в школах. И на основании этого заявим, что солдаты, студенты и школьники тоже имеют право требовать, чтобы их голос был услышан, чтобы с ними советовались при принятии судьбоносных решений, касающихся всего войска, вуза или школы. Что Генеральный штаб, ректорат и администрация школы не имеют права за них решать, как им жить. Тот самый лозунг «Мы здесь власть!» – это ведь тоже проявление так понимаемой соборности, разве нет?

Но продолжим. Вот следующий пассаж: «В нашем религиозном менталитете все было связано с центром молитвы – храмом, где проходит богослужение. Но предположите, что могут быть условия жизни таковы, или начнутся гонения на христиан, когда вообще нельзя будет ходить в храм. Тогда, где наша вера? Исчезла? Мы перестали быть христианами? Разве без храма мы уже не православные? Понятно, что олигархический клан в «изоляции» лишается точки привычного сбора дохода, а вы миряне разве без такого устоявшегося уклада не православные?»

Отец Олег, видимо, забыл, что такие «условия жизни» в СССР существовали много лет. Молиться в храмы люди не ходили по причине их (храмов) отсутствия, а также из-за гонений со стороны советских властей. Тем не менее, да, веру сохранили. При этом Священноначалие, которое уважаемый протоиерей (может, бывший?) упорно именует «олигархическим кланом», так же, со своей стороны, ревностно хранило веру и создавало возможности не затухнуть очагам религиозной жизни там, где они еще существовали, путём договоров, порой и компромиссных, с представителями власти. Мало того, многие архиереи («олигархи», по терминологии отца Олега) были репрессированы и расстреляны именно за ревность в вере.

Не могу также не вспомнить святого праведного отца Алексия Мечёва, который на протяжении 8 лет ежедневно совершал богослужения отнюдь не соборно, а, практически, в пустом храме. Выходит, он был не прав, что не советовался с малочисленными прихожанами в том, как, когда и сколько раз ему служить?

Но главное, как-то напрягает недвусмысленный призыв докладчика не ходить в храмы сейчас, в период эпидемии коронавируса. При чем здесь доходы «олигархического клана», если за счет средств, собранных от продажи свечей, подачи записок и совершения треб, платятся коммунальные платежи, выплачивается зарплата клиросу и работникам прихода? Вам ли, батюшка, об этом не знать? Кстати, запрет на посещение храмов ударил больнее всего как раз по служащим в церквях мирянам, зарплата у которых и так копеечная. Я уже не говорю о том, что исчезла возможность помогать малоимущим, инвалидам, проводить какие-то миссионерские мероприятия, на которые требуются деньги.

По уже упоминавшейся выше причине я не считаю себя вправе комментировать следующее утверждение отца Олега, предоставив это сделать священникам: «Каноны создавались в определенный период времени под определённые исторические обстоятельства. Зачастую благодаря "канонам" строилась не симфония церкви и государства, а симфония церковного и государственного олигархата, все конечно делалось, под предлогом "во имя Святой Церкви"».

Впрочем, дальше идёт не менее сильное утверждение: «В связи с сознательным уничтожением соборности и апостольности Церкви был уничтожен соборный общинный уклад Церкви, поэтому на место общины, вместо членов общины, вводится понятие: приписные души к храму, понятие прихожане, т.е. захожане. Такой статус приписной души, прихожанина или захожанина в культовом сооружении, где есть начальник-олигарх, а не община, искусственно навязан каждому верующему человеку – члену Церкви Христовой.

Превращение общинника в захожанина, полностью аннулирует его власть и право, которые наделил ему Глава Церкви сам Господь Иисус Христос. У захожанина нет прав, а только обязанность – вовремя быть побритым. А у общины есть права и власть соборно решать жизненно-важные вопросы. А если пастырь вдруг стал пастырем, а не менеджером, то его отправляют в запрет. Эта власть общины отобрана и присвоена кланом церковного авторитарного олигархата с целью обеспечения того строя руководства, который их сейчас устраивает ради получаемого дохода. Все архиерейские собрания и благочиннические, в первую очередь, обсуждают тему налогов (вовремя ли ты побрил своих овец), а не спасение душ. Не хочу, чтобы вы с существующим олигархическим кланом иерархии, которая не составляет и 0,001% от количества мирян, путали такое название, что именно они, а не вы являетесь Церковью. Церковь это вы миряне, пастырь – слуга общины (Мф. 20, 25), а не паства рабы "слуги"».

После этого уже не удивляешься суровому обличительному тону «Обращения Собора православных мирян ко всем верным чадам Русской Православной Церкви» по отношению к «представителям вышестоящей иерархии». Они же «здесь власть», чего церемониться с «олигархатом»?

Но! Никогда пастух не бывает слугой овцам. Никогда командир не бывает слугой солдатам. Отцом – да, может быть, но не слугой. Попытки сделать из учителей обслуживающий персонал в «сфере предоставления образовательных услуг» привели не только к тому, что учащиеся начали навязывать им свои «правила игры» на уроках, но и к убийствам непокорных «слуг».

Не надо путать духовный смысл слов Иисуса Христа, Который сказал: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20: 25-27), – с буквальным смыслом. Пастырь, как и командир, как и учитель, отличается от тех, кого он окормляет, мерой осознанной ответственности. Подчеркиваю – осознанной, которой нет и не может быть у пасомых.

Предпоследнюю часть своего доклада отец Олег озаглавил «Роль общины. К вопросу, что делать сейчас?» В ней также немало призывов брать власть в свои руки и ставить на место «зарвавшихся» представителей «олигархата» – священников и архиереев. Вот наиболее характерные утверждения:

Избрание и благословение на хиротонию кандидата в духовенство общиной (народом), тем самым легитимизирует хиротонию, предает ей каноническую действительность апостольского преемства в связи с конкретным местом избрания и служения на нем!

<…> Практическая реализация данного устройства пусть начинается с каждой общины, которая стремится к соборности. Провести собрание приходской общины и сообщить о правах и обязанностях общины. Соборно подтвердить назначенного священника или отвергнуть, если община не принимает его и выбрать своего. Тоже самое относится и к соборному избранию архиерея. В монастырях братия выбирает себе игумена, сестры игуменью.

Община ставит перед фактом правящего епископа о своем соборном решении – это ваше соборное апостольское каноническое право!!! Если епископ не принимает решение полноты Церкви, не принимает святые каноны, тогда это равноценно тому, что он ушел от паствы и уклонился в раскол! Разве грех перед Богом сказать правду раскольнику – "мы тебя не избирали, потому ты не наш пастырь"? Община имеет право призвать епископа к покаянию за то, что он нарушает соборность Церкви и уклоняется в раскол. Даже если вы будете отстаивать святые каноны и соборность Церкви и общину выгонит из культового сооружения уклонившийся в раскол епископ, то помните, что церковь это вы – община, народ Божий – Царственное священство, община, наделенная соборной властью от Христа, а не стены и золотые купола, которые сейчас стоят в большинстве пустыми. Не вздумайте покидать из-за раскольника лоно Матери Церкви!»

А теперь спустимся с Олимпа, на который вознёс мирян доктор богословия протоиерей Олег Трофимов и посмотрим внимательно, кто сегодня, объективно, составляет ядро православной общины – там, где она вообще есть.

А составляют его... женщины. Абсолютное большинство наиболее активных прихожан – это женщины. Абсолютное большинство присутствующих в храме на богослужении (прихожане + захожане) – женщины. Причем в любом храме, будь то большой город или маленькое село. То есть, по факту, абсолютное большинство «православных мирян» – не тех, кто организовывал съезд (Собор), а тех, к кому обращены призывы докладчика и «Обращение Собора», тех, кто должен контролировать и направлять действия церковного «олигархического клана», – так вот, это женщины. Причем основная масса их из числа сравнительно недавно воцерковившихся – в 2000-е, максимум, в 1990-е годы.

Это мы должны, по мнению авторов доклада и «Обращения...», утверждать или отвергать назначение священников. Это мы должны ставить правящего архиерея перед фактом того, что мы решим на собрании общины. Это нам должен быть слугой пастырь.

То есть, если от теории перейти к практическому воплощению идей отца Олега в жизнь, то отныне главное место в Русской Православной Церкви должна занять женщина. И это только первый шаг. Мы ведь такие – нам палец в рот не клади. Если мы будем иметь право приказывать священству, то вторым шагом может стать требование предоставления и других прав. Например, на введение института диаконисс, о котором шла речь еще в начале прошлого века. А там недалеко и до требования права на получение духовного сана. Этот путь на Западе уже давно пройден, вольно или невольно, но магистр религиоведения сегодня толкает на него и нас, православных. И это уже, действительно, революция.

Я знаю отца Олега заочно года, по-моему, с 2016-го, он присылал мне для редактирования свои статьи. Доводилось также лично общаться с резким и бескомпромиссным Анатолием Артюхом и со спокойным и доброжелательным Игорем Друзем – соорганизаторами московского Собора православных мирян, ныне призывающими ко второму, петербургскому Собору. Считать их людьми, которые сознательно стремятся разрушить Церковь, внести смуту в православное сообщество, своими действиями спровоцировать начало массовых беспорядков на религиозной почве, я не могу. Искренне надеюсь, что они просто не до конца осознают последствия того, на что толкают людей.

Да, проблем в Церкви много – а кто и когда говорил, что она состоит из святых? «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13), – сказал Господь. И наши архиереи тоже грешные, как и все мы. Но, в отличие от нас, они несут за свою паству ответственность не только перед Богом, что естественно, но и перед светскими властями. На них лежит ответственность за наши коллективные, «соборные» действия в качестве православных мирян. И если эти действия будут нарушать законы – как церковные, так и светские, это, в первую очередь, ударит по престижу Церкви в целом.

Конфликт между паствой и церковной иерархией, который провоцируется организацией подобных мероприятий, приведет, прежде всего, к падению авторитета Священноначалия. А это, в свою очередь, не даст возможности проводить в жизнь многие крупные миссионерские и благотворительные проекты, не позволит вести разговор о введении в школьный образовательный процесс уроков по основам Православия, о чем периодически появляется информация в СМИ. Не даст возможности на государственном уровне от имени Церкви защищать наши семьи, наших детей, как рождённых, так и нерождённых. Не будет слышно голоса Церкви на крупных мероприятиях с участием представителей власти. И голоса православных мирян слышно тоже не будет. Потому что он имеет силу только тогда, когда громко и уверенно звучит голос священства, когда к нему прислушиваются, признавая его право вещать от имени народа Божьего. Именно так, а не наоборот.

А потому я, православная мирянка, женщина, – та самая, кому, по замыслу идеологов «новой истинной соборности», должно принадлежать право указывать Священноначалию, как ему строить церковную жизнь, – категорически против любых выступлений православных мирян, в любом формате и с любыми благими начинаниями, не благословленными действующим священством Русской Православной Церкви. Ибо благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.

Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Олег Кашицин
г. Антрацит, ЛНР
Роман Котов
Санкт-Петербург
Иван Жук
Москва
Наверх