ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ ИСЧЕЗЛИ ИЗ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ПОЧЕМУ ЛОГИКА РОСОБРНАДЗОРА ВЫЗЫВАЕТ БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ

Опубликовано 29.08.2023
ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ ИСЧЕЗЛИ ИЗ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ПОЧЕМУ ЛОГИКА РОСОБРНАДЗОРА ВЫЗЫВАЕТ БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ

© EKATERINA TSVETKOVA/GLOBALLOOKPRESS

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал новые КИМы для ЕГЭ-2024. И в этих материалах быстро обнаружилось кое-что, шокировавшее родителей и педагогов. А именно – произведения таких авторов, как Фонвизин, Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и Гоголь (а также фамилии самих авторов) исчезли из заданий к ЕГЭ по литературе. У чиновников от образования быстро нашлись объяснения – дескать, все это проходят до 10 класса, все это есть в ОГЭ, поэтому кодификатор ЕГЭ просто привели в соответствие с федеральными обр. программами. Но по этой логике теперь старшеклассникам предлагается забыть на главном экзамене, что «дважды два – четыре». А ведь есть достаточно школьников (если не большинство), которые в классе ОГЭ по литературе не сдавали, а вот ЕГЭ сдавать будут. И естественно, этот кодификатор не совпадает с требованиями отдельных вступительных испытаний в лучших вузах страны. При этом в сопоставительных заданиях отсылки к произведениям классиков сохранили, чем еще больше осложнили жизнь экзаменуемым. Похоже, что это отсыл к «минимуму содержания» учебных предметов, который нам теперь гарантирует государство по ФГОС.

Итак, смотрим предварительный вариант КИМов по литературе от ФИПИ и видим изменения в кодификаторе (кодификатор – это свод тем, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник). Теперь он насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, т.е. для заданий 1–5:

  1. А.Н. Островский. Драма «Гроза»
  2. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  3. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  4. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  5. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  6. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  7. А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
  8. М. Горький. Пьеса «На дне»
  9. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  10. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  11. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
  12. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Самих авторов, естественно, больше (Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература), но все они теперь могут попасться только во 2-й части, т.е. в большом сочинении (задание 11), или во втором блоке (9 задание по лирике). А вот Фонвизин, Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и Гоголь, как видно, из кодификатора ЕГЭ по литературе пропали.

Куда же они делись? А делись они в кодификатор ОГЭ по литературе. Так это официально объяснили в Рособрнадзоре:

«Все образовательные организации с 1 сентября 2023 года начнут работать по федеральным образовательным программам (ФОП). Кодификатор ЕГЭ по литературе также приведен в полное соответствие с ФОП среднего общего образования. Дело в том, что произведения указанных классиков первой трети XIX века ребята изучают в основной школе, в 5-9 классах, а не в 10-11 классах».

И при этом «при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться», добавили чиновники от образования. И действительно, есть в КИМах по литературе несколько заданий, где на сравнение персонажей напрашиваются образы из Пушкина, Гоголя, Лермонтова… Но тогда сразу возникает вопрос – почему же этих авторов нет в списке литераторов, элементы содержания которых будут проверяться на ЕГЭ? То есть произведения Пушкина уже можно вспоминать, перевирая? Или потому, что он изучался до 10 класса, на ЕГЭ можно не уделять ему внимания?

Логика придумавших эти дикие ограничения чиновников рассыпается в моменте, что сдающие ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, непременно должны были сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и другими русскими классиками. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе уж точно проходили – и потому на ЕГЭ проверять знания этих произведений не нужно. Однако вот, например, разбирающий эти КИМы преподаватель литературы отмечает, что «у нее в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое (!) сдавали ОГЭ по литературе».

По такой же логике, вузы на выпускных экзаменах должны спрашивать со студентов не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр. Ведь все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах. То есть повторять фундамент, базу – теперь вроде как необязательно. Наверняка многие на личном опыте подтвердят, что чем больше проходит лет с момента окончания школы/вуза, тем больше забываются полученные знания, информация, к которой не возвращаешься в работе, повседневной жизни. Если не повторять и не практиковать ту же таблицу умножения, она точно также вылетает из головы. Не на это ли сделан акцент в ЕГЭ – чтобы Пушкин, Лермонтов, Гоголь… просто ушли на второй план уже в головах выпускников?

Отсюда еще один вопрос: а почему в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т.д., хотя тоже нет указания на их конкретные стихотворения, а писателей первой половины XIX в. нет, хотя формулировки отдельных заданий явно указывают на то, что сдающий явно должен быть с ними знаком? Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа.

И теперь надо понимать, что кодификатор ЕГЭ будет очень сильно отличаться от требований ведущих вузов страны к поступающим в части авторов и произведений литературы. В том же МГУ в теме сочинения вполне могут фигурировать и Пушкин, и Лермонтов, и Фонвизин… Таким образом, преимущества при поступлении получат начитанные и не забывшие материалы 7-9 классов ребята. Для них конкуренция станет еще меньше.

Еще заметим, что в Комитете Госдуме по вопросам семьи не удовлетворились такими объяснениями исчезновения Пушкина и Ко из ЕГЭ и вчера направили запрос министру просвещения Кравцову с требованиями объясниться.

Мы же не можем не обратить внимание, в контексте такого сужения требований в главном, итоговом экзамене для школьника по литературе, на формулировку из обновленных ФГОС, (утверждены в 2021 г.):

«Требования к предметным результатам: определяют минимум (!) содержания основного общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета…»

«Катюша» уже отмечала в своем разборе, что государство впервые прописывает: теперь оно гарантирует нам только минимальный уровень знаний по всем предметам. Прошел тему по программе – и слава Богу, можно ее больше не вспоминать, даже если это классика – вот такая теперь, видимо, логика у чиновников от образования.

Остается надеяться, что в окончательном варианте списка литературы к ЕГЭ-2024 составители воздадут должное и Пушкину, и Лермонтову, и Фонвизину, и Гоголю – и их произведения появятся в перечне проверяемых материалов. Иначе вектор на воспитание «идеального потребителя» ((с) – Фурсенко) становится уж совсем неприкрытым.

РИА Катюша

ИСТОЧНИК: https://katyusha.org/obrazovanie/pushkin-i-lermontov-ischezli-iz-ege-po-literature-pochemu-logika-rosobrnadzora-vyizyivaet-bolshie-voprosyi.html

СКАНДАЛ ИЗ-ЗА ЕГЭ – ПЛАЧУТ ВСЕ, А ВИНОВАТ ПУШКИН?

Новый скандал разразился в отечественном образовании. Федеральный институт педагогических измерений опубликовал демоверсию кодификатора ЕГЭ по литературе 2024 года. Как выяснилось, из него убрали всех писателей и их произведения аж до второй половины XIX века. Это ошибка или сознательный ход по отуплению подрастающего поколения России?

Если внимательно изучить демоверсию кодификатора, то оказывается, что из пресловутого экзамена исчезли разделы о древнерусской литературе, отечественной литературе XVIII века и первой половины XIX века. Таким образом, речь идёт о фактическом «изъятии» Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Гавриила Державина, Александра Грибоедова и других выдающихся творцов русской словесности.

Зато в кодификаторе есть сочинения зарубежных писателей. Например, Томас Элиот или Умберто Эко. В учительском сообществе сейчас активно обсуждается эта тема. Педагоги в недоумении. Получается «винегрет», где нет своих классиков, но много иностранных и современных. Да, да, в кодификаторе значатся, к примеру, Евгений Гришковец, Захар Прилепин и Виктор Пелевин. Честно говоря, мне очень сложно поставить этих авторов в один ряд с Лермонтовым или Гоголем. Однако, как заявляют составители ЕГЭ по литературе, школьник должен «сформировать российскую гражданскую идентичность», «готовность к служению и защите Отечества», «патриотизм», «идейную убеждённость» и «осознание духовных ценностей российского народа».

Вопрос: Пушкин с Грибоедовым не формируют подобной основы? Как это сформируют Умберто Эко или Виктор Пелевин? Думаю, составители отдавали себе отчёт, что их реформа вызовет, мягко говоря, недоумение. Поэтому есть сноска в новом кодификаторе, где произведения классиков русской литературы могут быть использованы при выполнении некоторых заданий ЕГЭ и написании сочинения. Дескать, совсем без золотого века выпускников, видимо, решили не оставлять.

Никого не хочу обидеть, но вся реформа образования в нашей стране, на мой взгляд, свелась к формуле «тупой и ещё тупее». ЕГЭ по литературе – это оксюморон. Невозможно подобным способом раскрыть знания и творческие способности выпускника. Убрав же классиков, пусть и частично, заменив их на новых авторов, при всем уважении к ним, подтверждает главный тезис: ЕГЭ – калька с зарубежных аналогов, которая окончательно уничтожает уникальное отечественное классическое образование. Пора бы всем этим реформатором остановиться. Или они решили воплотить тезис, который сейчас активно обсуждается на Западе, – отбросить Россию на обочину мирового развития? Процесс этот как раз начинается с образования.

В завершение самое интересное. Как только скандал стал публичным, Рособрнадзор сообщил, что произведения золотого века русской литературы не исключены из Единого госэкзамена (ЕГЭ) по литературе в 2024 году и могут быть использованы в части заданий

«Федеральная образовательная программа построена таким образом, что в 5–9-м классах акцент сделан на классической литературе, написанной до середины XIX в., где изучаются произведения Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя и других писателей-классиков; в 10–11-м классах – на литература второй половины XIX – начала XXI века, где изучаются произведения Островского, Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, а также произведения советской литературы и писателей-современников», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Так что же тогда произошло с кодификатором? Чиновники заверили, что там просто-напросто изложены сведения, относящиеся к 11-му классу, – перечислено то, что изучают выпускники. То есть момент технический. Однако тут всё как в том самом анекдоте, где ложечки нашлись, а осадок остался.

ЮРИЙ ПРОНЬКО

Источник: https://tsargrad.tv/articles/pronko-skandal-iz-za-egje-plachut-vse-a-vinovat-pushkin_855566
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх