Нобелевская речь Джона Стейнбека, 1962 год

Опубликовано 19.06.2024
Нобелевская речь Джона Стейнбека, 1962 год

Джон Стейнбек – один из самых самобытных и талантливых писателей США 20-го века.

Нобелевскую премию за свой особый литературный стиль он получил в 1962 году.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ РЕЧИ ДЖОНА СТЕЙНБЕКА ПЕРЕД НОБЕЛЕВСКИМ КОМИТЕТОМ:

«Позвольте мне выразить искреннюю благодарность Шведской академии наук, признавшей моё творчество достойным этой высокой награды.

В глубине души я убеждён, что очень многие деятели литературы, которых я уважаю и почитаю, достойны её ничуть не меньше, чем я, но это, бесспорно, не умаляет моей радости и гордости. При получении Нобелевской премии принято излагать свои личные или научно обоснованные взгляды на сущность и направление развития литературы. Мне, однако, представляется более уместным напомнить сейчас о высоком долге и обязанностях тех, кто литературу создаёт. Почётное звание Нобелевского лауреата и возможность выступить перед Вами побуждают меня не пищать рассыпающейся в благодарностях мышью, а реветь львом от гордости за моё дело и за тех великих, и талантливых людей, которые занимались им на протяжении многих веков.

Своим распространением литература обязана не малокровному и слабосильному клиру критиков, поющих свои гимны в пустых храмах, и не оторванным от жизни одиночкам, ведущим убогую жизнь нищенствующих монахов.

Литература стара, как человеческая речь. Она появилась, потому что была необходима людям, и по ходу своего развития стала им ещё более необходимой.

Скальды, барды, писатели никогда не принадлежали к особой, избранной касте. С самого начала их функции, обязанности и задачи определялись потребностями людей.

Сейчас человечество переживает мрачный, безрадостный период отчаяния и замешательства. Выступая здесь, мой великий предшественник Уильям Фолкнер говорил о трагедии всеобщего страха, столь затянувшейся, что проблемы духа отошли на второй план, а в центре внимания писателей оказалось раздираемое внутренними противоречиями человеческое сердце. Фолкнер лучше многих понимал, в чем сила человека и в чем – его слабость. Он видел основной смысл существования писателя в том, чтобы постичь суть страха и преодолеть его. В этом нет ничего нового.

Предназначение писателя со времён глубокой древности остается неизменным. Его задача – выставлять напоказ недостатки и заблуждения, извлекать на свет темные и опасные помыслы – чтобы можно было их преодолеть. Ещё одна обязанность писателя состоит в том, чтобы выявлять и прославлять неоспоримые достоинства человека – величие духа, стойкость, мужество, способность к состраданию и любви. В бесконечной войне со слабостью и отчаянием это - яркие знамена, призывающие человека к борьбе и вселяющие в него надежду.

Я полагаю, что писатель, который не верит всей душой в способность человека к самосовершенствованию, не имеет права посвящать себя литературе. Всеобщий страх, охвативший современное человечество, – результат стремительного скачка наших знаний о физическом мире и их необдуманного использования. Этот скачок оставил далеко позади уровень наших познаний о явлениях иного рода, но это ещё не значит, что упомянутые уровни никогда не выровняются. Обеспечить их выравнивание – одна из главных задач литературы.

На протяжении всей своей долгой и славной истории человечество вело мужественную борьбу со своими естественными врагами, порой перед лицом почти неизбежного поражения и гибели. Глупо и трусливо бежать с поля битвы сейчас, когда, возможно, близка наша полная победа.

Я заинтересовался, что вполне понятно, биографией Альфреда Нобеля. Если верить книгам, это был человек, склонный к уединению и раздумьям. Он занимался усовершенствованием взрывчатых веществ, одинаково пригодных и для созидательного добра, и для разрушительного зла, но не подчиняющихся доводам совести и рассудка.

Нобель видел, что его изобретения становятся орудиями невероятной жестокости. Возможно, он даже предчувствовал, к чему могут привести его изыскания – к торжеству насилия, к полному уничтожению жизни. Некоторые приписывают ему цинизм, но я с ними не согласен. По-моему, он отчаянно пытался изобрести какой-нибудь механизм контроля, своего рода предохранительный клапан.

В конце концов поиски привели его к мысли, что единственным надежным клапаном являются разум и душа человека. Мне кажется, ход его рассуждений нашел отражение в том, за что присуждаются Нобелевские премии. Их присуждают за обогащение и расширение познаний о человеке и окружающем мире, за постижение сути вещей и передачу её через слово – в этом как раз и состоит задача литературы. Их присуждают за миротворчество, в котором сосредоточены все прочие достижения. После смерти Нобеля не прошло и полувека – а человечество, подобрав ключ к вратам природы, взвалило на себя тяжелейшее бремя выбора.

Мы взялись повелевать многими из тех сил, которые раньше были подвластны лишь Богу. Страх и неподготовленность не помешали нам присвоить право повелевать жизнью и смертью всего живого - всего мира. Опасность, надежда, право на выбор – все воплощено сейчас в человеке. Пришло время проверить его способность к самосовершенствованию. Взяв в свои руки божественную власть, мы должны явить мудрость и прозорливость, которые раньше видели в Боге! Отныне человек – самая страшная опасность и наша единственная надежда.

Поэтому сегодня, перефразируя Евангелие от Иоанна, можно сказать: В конце есть Слово, и Слово есть Человек, и Слово есть с Человеком!»

**********************************

Речь Джона Стейнбека перед Нобелевским комитетом вызвала бурю аплодисментов.

ИСТОЧНИК: Джон Стейнбек, Речь на Нобелевском банкете, в Сб.: Нобелевская премия по литературе. Лауреаты 1901–2001 годов, Изд-во СПбГУ, 2003 г., с.155-156.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх