НА ФОТОГРАФИИ: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. 1856 г.
Предупреждаю сразу, что данный текст не претендует на сколько-нибудь основательную научность. Более того, это даже не эссе. Это всего лишь не слишком систематизированное изложение некоторых фактов истории русской литературы 19 века. Я излагаю эти факты, как они запомнились мне по университетским лекциям и по дальнейшему самостоятельному изучению данной темы, к которой я не обращался уже более тридцати лет. Так сложилось, что у меня возникли более насущные интересы (о чем сейчас немало сожалею).
Итак, журналистика. В 19 веке это слово имело несколько иное значение, чем в наше время. Журналистикой называлась практика издания и редактирования художественных и общественно-политических журналов. Таким образом, поэт Н. А. Некрасов, издавая журнал «Современник», а до этого - «Отечественный записки», был самым настоящим журналистом.
Не буду разбираться в причинах, но получилось так, что в России стало издаваться много журналов, а количество образованной и, стало быть, читающей публики было относительно невелико.
Поэтому между журналами (точнее - их издателями) возникла значительная конкуренция за то, чтобы привлечь к своему изданию максимально возможное число читателей. Кстати, для достижения поставленной цели (привлечения читателей) издатели журналов вынуждены были не только выдерживать конкуренцию друг с другом, но и преодолевать рабскую зависимость русского читателя от европейской литературы, прежде всего - французской. Не секрет, что русское дворянство первой половины 19 века росло, в основном, на французских и английских романах, в чем особенно усердствовали русские барышни-дворяночки.
Таким образом, волей-неволей русская журналистика, борясь за отечественного читателя, выполняла и важную патриотическую функцию, способствуя не только развитию русской литературы, но и воспитанию у русского дворянства высокого эстетического вкуса.
Иными словами, русская журналистика учила русского читателя ПОНИМАТЬ русскую литературу.
Надо отметить, что здесь было обоюдное стремление: русские журналы стремились к русскому читателю, а русский читатель, в свою очередь, стремился к русской литературе.
Обе стороны, следовательно, были открыты друг для друга.
Каким же образом русские журналы привлекали читателя? Вы не поверите! Русские журналы стремились обзавестись, прежде всего, хорошими критиками. Эти критики писали рецензии, критические обзоры, критические статьи и очерки литературы. То есть они формировали литературный процесс. Почему же русские критики 19 века выполняли свою функцию, в отличие от современных?
Очень просто: потому что гонорары им платили ЖУРНАЛЫ, то есть издатели. А издатели, в своею очередь, дорожили своей репутацией, потому что потеря репутации означала потерю БИЗНЕСА.
Вот поэтому критики 19 века были честны и неподкупны.
Не будет преувеличением сказать, что русскую литературу 19 века создали великие русские критики: В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский. Конечно, их было значительно больше, чем я здесь привёл. Я назвал самые выдающиеся персоны.
Почему я решил обратиться к данной исторической справке? Потому что наша текущая ситуация сильно напоминает ситуацию, которая сложилась в русской журналистике 19 века. Правда, роль журналов выполняют интернет-ресурсы. Но согласитесь, что литературных ресурсов становится всё больше, и они так же конкурируют за читателя, как русские журналы конкурировали в 19 веке.
И я уверен, что, так же, как в 19 веке, делу может помочь КРИТИКА. Высокопрофессиональная критика, которая основывается не на сиюминутном вкусовом предпочтении (пресловутая вкусовщина), а на более или менее широком знакомстве с литературой как прошлого времени, так и современной, на каких-то более или менее длительных и глубоких размышлениях о литературе, на бескорыстной любви к литературе и профессиональной честности.
Роберт Иванов