Это произошло 11 февраля 1990 года. Евгения Евсеева, ученого и автора ряда книг и статей, разоблачающих сионизм, при выезде на Московскую окружную дорогу остановил патруль ГАИ. Евсеев вышел из машины, чтобы подойти к милиционеру, но в этот момент его сбил проносившийся мимо автомобиль, который так и не был найден. И следствия по факту его смерти не проводили – ограничились протоколом судебной медицины.
Евсеев умер 16 февраля – через несколько дней после аварии. Эта смерть вызвала в Москве разные слухи. Преднамеренное убийство – это одна из версий. При жизни Евгению Семеновичу угрожали этим не раз.
Слишком неординарным и незаурядным человеком был Евгений Семенович, и слишком рискованным было дело его жизни – бескомпромиссная и неустанная борьба с международным сионизмом и его подпольем в Советском Союзе. Я горожусь тем, что был его другом. Смерть его меня потрясла.
Слухи ходили разные: соратники Евсеева по борьбе с сионизмом – Валерий Емельянов и Александр Романенко – распространяли листовку, в которой обвинили в его гибели сионистов; либералы считали, что Евсеева убил КГБ, так как он «достал» чекистов со своими разоблачениями сионистского подполья. Ни у той, ни у другой версии доказательств, однако, не было. Поэтому сочли эту трагедию за «несчастный случай».
Евгений Семенович родился 16 октября 1932 с года в Ленинграде. Работал в Институте философии АН СССР.
В 1966 году защитил диссертацию: «Арабский национализм и арабский социализм в политической практике ОАР» на степень кандидата исторических наук.
Евсеев свободно говорил на арабском, английском, французском и чешском языках. Работал личным переводчиком с арабского у советских лидеров Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. В мае 1964 года сопровождал Хрущева в Египте во время его посещения Асуанской плотины.
С 1973 года работал старшим научным сотрудником Института философии АН СССР, был заместителем председателя Российского Палестинского общества при АН СССР и лектором Московского горкома КПСС и Всесоюзного общества «Знание».
Евсеев входил в так называемый «антисионистский кружок» – группу публицистов, профессионально занимавшихся внутриполитическим пропагандистским обоснованием проарабской и антиизраильской политики СССР на Ближнем Востоке. Кроме Евсеева в эту группу входили также Иван Милованов, Юрий Иванов, Анатолий Агарышев, Владимир Бегун и другие. Я тоже имел честь к нему принадлежать. В свою очередь, эта группа была частью более широкого неформального движения русских националистов, получивших название «Русская партия» вместе с ее отцами – главным редактором издательства «Молодая гвардия» Валерием Ганичевым и работником международного отдела ЦК КПСС Юрием Ивановым. Но если Иванов и Ганичев были идеологами этой партии, то Евсеев считался ее интеллектуальным мотором и работал непосредственно на научном и идеологическом фронтах.
В советском антисионизме было два главных идеологических направления: одно рассматривало сионизм как идеологию и политику собирания евреев в Палестине, а другое видело в сионизме «теорию богоизбранности и превосходства еврейского народа, политику, идеологию и практику подчинения человечества власти крупной еврейской буржуазии». И Евсеев принадлежал именно ко второму направлению, поскольку в его публикациях среди прочего иудаизм и сионизм отождествлялись.
После Шестидневной войны и разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем Евсеев выступил, как пропагандист антисионизма и организатор борьбы против его агентуры в СССР и как пропагандист антисионизма. В это время он был назначен заместителем председателя Российского Палестинского общества (РПО) при АН СССР и сформировал в РПО секцию «Современные проблемы Палестины». С конца 1960-х годов публиковался в издательстве «Молодая гвардия».
В 1978 году в Институте философии АН СССР с грифом «Для служебного пользования» тиражом 500 экземпляров была издана монография «Сионизм в системе антикоммунизма», которая стала базовой для докторской диссертации Евсеева. Книга вызвала протесты академических ученых и была признана «антисемитской», редактору был объявлен выговор, научный руководитель Евсеева получил замечание. После этого, по информации одного из соратников Евсеева, партийного чиновника и журналиста Геннадия Гусева, часть тиража была уничтожена. Как утверждал историк и публицист Семен Резник, некоторое количество экземпляров книги было разослано по обкомам партии. В 1982 году Евсеев защитил в Ученом Совете Военно-политической академии докторскую диссертацию, однако Высшая аттестационная комиссия отказалась присвоить ему степень доктора философских наук «из-за наличия в диссертации антисемитских идей». Но это обычный трюк сионистов – выдавать разоблачение международного сионизма за антисемитизм.
Евгений Семенович, конечно, антисемитом не был. Будучи приглашенным как эксперт по разбору книги «Десионизация», выступил с протестом против этой публикации Валерия Емельянова и оценил ее как антисоветскую и антисемитскую. Емельянов был исключен из компартии.
После выхода в 1978 году в журнале «Октябрь» и в 1979 году отдельной книгой романа Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок», первого в СССР литературного произведения, посвященного Холокосту, Евсеев безуспешно писал жалобы в партийные инстанции и пытался добиться приема у секретаря ЦК Михаила Зимянина. Евсеев обвинял автора в «демонстративном принижении руководящей роли КПСС» в организации антинацистского сопротивления, а также в том, что произведение имеет «националистическую и просионистскую окраску». Отсутствие реакции на жалобы Евсеева было обусловлена тем, что решение о выходе романа было согласовано с главным идеологом КПСС Михаилом Сусловым.
Евсеев был одним из официальных консультантов скандального фильма «Тайное и явное (Цели и деяния сионистов)».
В книге «Сатрап» (посмертно переиздана в 2005 году под названием «Каганович. Сатрап за спиной Сталина») Евсеев изображает Лазаря Кагановича как главного виновника всех бед, постигших в советские годы народы России и СССР. При этом все это Моисеевич «делал по поручению или во благо еврейской общины».
Евсеев вошел в руководство созданного 26 декабря 1978 года «Советского комитета дружбы и солидарности с арабским народом Палестины». А через 10 лет, в 1988, Евсеев создал «Комитет советской общественности против установления дипломатических отношений с Израилем».
В 1974 году главный редактор журнала жестко раскритиковал на страницах своего журнала книгу Евсеева «Фашизм под голубой звездой». В связи с этим соратники Евсеева по «антисионистскому кружку» историк Аполлон Кузьмин, доктор юридических наук, преподаватель МГИМО Лидия Моджорян, зам. зав. отделом Ближнего Востока МИД СССР Евгений Пырлин и советник УОМП МИД СССР Драстамат Чальян 30 марта 1974 года написали жалобу в Международный и отдел пропаганды ЦК КПСС на Арона Вергелиса. В результате разбора ситуации партийные идеологи решили, что Вергелис был прав содержательно и книга Евсеева действительно содержала ошибки, но неправ по тону высказываний. Таких конфликтов было немало, в частности, в связи с критикой деятельности Евсеева в марте 1976 главным редактором журнала «Народы Азии и Африки» доктором филологических наук Иосифом Брагинским. Но все эти баталии только характеризовали Евсеева как неутомимого борца с сионизмом на идеологическом фронте.
Он оставил после себя богатое наследие научных трудов и публицистических публикаций. Приведу этот список его наследия, которое непременно надо сохранить и популяризовать, особенно среди молодежи: Евсеев Е.С. Фашизм под голубой звездой (М.: Молодая гвардия, 1971.159 с. (1001 преступление империализма). Переведена на арабский язык); Евсеев Е.С. Сионизм, идеология и политика (М.: Московский рабочий, 1971. 112 с. (В помощь агитатору и политинформатору.)); Евсеев Е.С. Борьба идей в современном мире (М., 1973); Евсеев Е.С. Расизм под голубой звездой (2-е изд. испр. и доп. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1981. 159 с.); Евсеев Е.С. Палестинцы – непокоренный народ (М.: Правда, 1984. 46 с. (Библиотека «Огонек». № 38); Евсеев Е.С. Сатрап (1989); Евсеев Е.С. Сионизм в системе антикоммунизма / Под общ. ред. проф. И.Н. Арестова (М.: Общество дружбы и сотрудничества с зарубежными странами, 2003. 503 с); Евсеев Е.С. Сверхнарод и его рабы. (М.: АВИТИ, 2006. 115 с).
Владимир БОЛЬШАКОВ