Ферганская резня в июне 1989 года

Опубликовано 08.07.2021
Ферганская резня  в  июне   1989 года

«Ферганские события – это гонения на месхетинских турок в Узбекистане». В таком виде события июня 1989 года остались в истории. Но озверевшая толпа не разбирает, где кто. Перепадало даже своим. В погромах всегда страдают не только те, против кого они объявлены, но и случайные люди. И те, кто готов защищать соседей. А главное – трагедией месхетинцев бойня в Ферганской области не была, а завершилась.

Радикально настроенные группы ещё до ферганских событий поднимали лозунги с призывами выгонять всех не-узбеков в свои страны и с угрозами расправы. Особенно доставалось русским, которым мстили за якобы колонизаторскую, оккупантскую политику и прочую придуманную вину. В той же лодке оказались крымские татары, евреи – все инородцы.

Начало 90-х было страшным временем. Центральная власть ослабевала, в СССР начинался раздел власти. Дело шло к развалу Союза, и нацизм под маской «национализма и стремления к независимости» в своих целях использовали политические силы почти во всех республиках. Результатом стали преступления на этнической почве (или оправдываемые этническими мотивами), которые чудом не переросли в гражданскую войну.

Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, практически весь Кавказ… В Чечне радикалов остановить не удалось, и 10 лет люди несли и принимали смерть за навязанные им идеи, не имеющие никакого отношения ни к исламу, ни к чеченскому народу.

Причины трагедии

С чего начались события в Фергане точно установить не удалось. То ли на рынке недовольный покупатель-месхетинец высыпал на землю клубнику, которую продавала узбечка (эта версия – официальная). То ли месхетинцы изнасиловали узбечку, то ли узбеки турчанку. А может, просто две группы подрались у пивной, один человек погиб. Существует и версия о том, что радикально настроенные исламисты предложили старейшинам месхетинцев вместе начать резню немусульман, а те отказались.

Ход событий

В декабре 1988 года в Ташкенте прошел митинг, на который вынесли транспаранты с призывом не-узбекам уезжать в свои республики и к расправам над теми, кто не уедет немедленно.


16-18 мая в городе Кувасае начались стычки между молодежью – турецкой с одной стороны, узбекской и таджикской – с другой. Затем волнения сошли на нет, но идея о том, что «турок надо проучить», активно муссировалась.
23 мая снова начались стычки, но в более крупном масштабе: в драках принимали участие сотни юношей. Власти пытались вести переговоры и применять силовые методы, но подавить беспорядки удалось только после прибытия к милиции подкрепления из соседних регионов. В результате беспорядков 1 человек погиб, 32 были госпитализированы, всего пострадавших оказалось 58.

По долине поползли слухи о турках, включая откровенно фантастические, что они воруют и убивают узбекских детей. Власти были обеспокоены проблемой, но радикальных мер принято не было.

3 июня в поселке Ташлак должен был пройти митинг партии «Бирлика». В связи с сложной обстановкой прокуратура накануне попросила митинг не собирать, и организаторы пошли властям навстречу. Но молодежь всё же собралась, и, несмотря на усиленные патрули милиции и внутренних войск, толпа отправилась на турецкую окраину. Дома поджигали, хозяев выгоняли и били. Затем толпа отправилась в соседний поселок Комсомольский. Группа внутренних войск остановить их не смогла. Учинив погром у соседей, толпа вернулась в Ташлак. Несколько турок были убиты, другие спаслись, собравшись в райкоме под охраной милиционеров. В тот же день другие толпы учинили погромы в Маргилане и Фергане.


4 июня ночью в Ташлак стали прибывать новые подразделения ВВ, турок готовились эвакуировать, свозя в райком. Утром погромы продолжились. Нападали и на дома, где собирали месхетинцев, требуя освободить арестованных накануне и расправы над турками. В этот день травмы получили 15 милиционеров, один из которых погиб. В Фергане погромщики практически не встречали противодействия со стороны правоохранительных органов. В охваченных погромами районах ввели комендантский час. Первые погромы прошли в Ахунбабаевском районе.
5 июня общая численность милиции и внутренних войск достигла 10 тысяч человек. Основные беспорядки переместились в Фергану и ближайшие к ней кишлаки. В Кувасае попытки молодежи собраться были пресечены милицией. Под конец дня силовики взяли ситуацию под контроль.

6 июня события не развивались.

7 июня вспыхнуло на западе долины, в Коканде. Турки в предыдущие дни пытались самостоятельно эвакуироваться из долины, но их убедили, что ситуация под контролем. Толпа в 4 тысяч человек из нескольких соседних районов смела наряды милиции и захватила местное ГУВД, откуда освободили 68 арестованных. Пока бунтовщики громили отделение, милиционеры собирали и эвакуировали турков. Чтобы справиться с погромами, внутренним войскам пришлось применять оружие на поражение.

8 июня. С утра в четырех районах долины, включая Коканд, продолжились погромы. В Коканде собралось несколько тысяч человек, которые по-прежнему требовали отпустить участников погромов и выдать на расправу месхетинцев. Появилось новое требование – выдачи милиционеров, стрелявших на поражение. Громили не только турецкие дома, но и узбекские, особенно – местных милиционеров. Бунтовщики захватили несколько потенциально опасных объектов и угрожали терактами, но внутренние войска смогли отбить объекты. Всех турок из города удалось эвакуировать.

8 июня кокандский сценарий с небольшими изменениями повторился в Яйпане.

9 июня в поселке Горский разграбили и сожгли 2 дома, в одном из них заживо сожгли хозяина (другие члены семьи смогли бежать). Местных узбеков с вилами и топорами убедило разойтись прибытие отряда внутренних войск. Днем в Узбекистанском районе произошел захват заложников (председателя райисполкома) и попытка захвата РОВД. Такую же попытку предприняли в Бешарыке.

Турок собрали на военном полигоне около Ферганы, количество эвакуированных составило около 15 000 человек. Началась перевозка людей в Россию. Начали с больных и детей.

10 июня случилось 16 погромов и поджогов, продолжались столкновения ВВ и погромщиков в Коканде. Совершено нападение на один из лагерей для эвакуированных, которое удалось пресечь только применением огня на поражение.

11 июня – массовые беспорядки прекращены, но в отдельных местах волнения происходят. За сутки 1 человек погиб, трое были ранены.

12 июня – сожжены 2 дома.

14 июня – в Кувасае сожгли вещи, собранные в качестве помощи уезжающим турецким детям.

Эвакуация турок длилась с 9 по 18 июня, комендантский час в Ферганской долине сохранялся до конца года. Напряженность никуда не делась: угрожали представителям национальных меньшинств, строителям, восстанавливающим дома турок. На партийных и комсомольских собраниях периодически требовали свободы арестованным погромщикам. Под конец года появились призывы убивать некоренное население и слухи о новых погромах.

Вне долины беспорядки произошли в Намангане, волнения – в Ташкентской, Сырдарьинской, Самаркандской областях. Из Андижанской области турок вывезли полупринудительно: власти заявили, что не могут обеспечить их безопасность.

В Сырдарьинской области за подстрекательство к беспорядкам и угрозы тем, кто отказывается бить турок, было арестовано несколько человек. В одном из кишлаков 23 июня выпившие узбеки решили на тракторе въехать во двор соседа-турка. Сосед, обороняясь, выстрелил в проявляющих агрессию из ружья. Один из нападавших умер, остальные отправились поджигать дома других турок. Беспорядки прекратили внутренние войска.

Подстрекательства против турок не прекратились и в 1990 году. Власти выдавливали месхетинцев из страны, объясняя, что не могут их защитить.

Разбирательства

Следствие выявило 600 человек, которые принимали активное участие в погромах. Арестованы были 225 человек (41 – за преднамеренные убийства), Было возбуждено 238 уголовных дел, к уголовной ответственности привлекли 364 человека, к административной – 408. Осуждено по делам, связанным с погромами в Ферганской долине, около 100 человек, двое приговорены к расстрелу.

Во время ферганских событий:

были сожжены сотни домов, некоторые из них – вместе с хозяевами;

официально погибло 106 человек, из которых 43 турки-месхетинцы, 35 – узбеки, 12 – азербайджанцы, пятеро русских;

сотни пропали без вести, что в сочетании с обнаружением тайных захоронений говорит об их печальной судьбе;

травмы получили сотни гражданских и 150 милиционеров;

начался отток неузбекского населения из Узбекистана;

из Узбекистана вывезли 20 тысяч беженцев, 16 тысяч из которых были месхетинцами, остальные – другими инородцами;

Родина, Грузия, не приняла назад турков-месхетинцев, Турция не признала их своими, считая грузинским субэтносом, и целый народ осел в статусе беженцев, рассеявшись по российским регионам.


Несколько дней конфликта привели к сотням смертей, тысячам сломанных судеб, подорванному доверию между народами. Узбекские турки рассеялись. А впереди был Ош и другие всплески агрессии к народам, с которыми узбеки многие годы мирно жили по соседству.

Вспоминая о бойне через 20 и 30 лет, представители обоих народов не понимают, как она возникла. Узбеки не снимают с себя ответственности за произошедшее. Вспоминать вслух о ферганских погромах в Узбекистане не любят, но и не забывают жестокого урока. Турки-месхетинцы, в небольшом количестве оставшиеся в Узбекистане, смогли простить ферганцев.

Заключение

К событиям 1989 года хорошо подходят слова «война» и «терроризм». Председатель Совета министров СССР Николай Рыжков, немедленно прибывший в лагерь беженцев в Фергане, куда под охраной военных свозили месхетинцев, снял вину в произошедшей трагедии с узбекского народа. Главными виновниками трагедии опытный политик и справедливый человек назвал не ферганцев, а тех, кто разжигал межнациональную рознь и подстрекал насилие.


Источник: https://uzbekistangid.ru/kultura/ferganskie-sobytiya-1989-goda
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Владимир Хомяков
г. Сасово, Рязанская обл.
Станислав Воробьев
Санкт-Петербург
Наверх