"Генерал Юденич реагировал немедленно". К 100-летию начала Алашкертской операции.

Опубликовано 10.07.2015
"Генерал Юденич реагировал немедленно". К 100-летию начала Алашкертской операции.
 
Ровно 100 лет назад, 26 июня / 9 июля 1915 года на Кавказском фронте (Западная Армения) началась оборонительная Алашкертская операция, в ходе которой Русская армия одержала победу над турками. 
После успешного для наших войск завершения Сарыкамышской операции, Кавказская армия под фактическим командованием генерала от инфантерии Н.Н.Юденича (номинальным главнокомандующим был наместник Кавказа ‒ престарелый граф И.И.Воронцов-Дашков) готовилась к наступлению на Эрзерум. Но послеГорлицкого прорыва на Юго-Западном фронте и начавшегося «великого отступления» русских армий из Галиции становилось ясным, что рассчитывать на подкрепления Кавказскому фронту не приходится. Это означало, что в сложившихся условиях Кавказская армия сможет вести лишь стратегическую оборону. 
Вместе с тем, генерал Юденич считал необходимым вести оборону активно, перенеся боевые действия на неприятельскую территорию. Поэтому перед Кавказской армией была поставлена задача удерживать в своих руках инициативу действий и готовиться к походу на Эрзерум. С этой целью части 4-го Кавказского армейского корпуса (генерал П.И.Огановский) вышли в район Коп ‒ Битлис. 
Стремясь сорвать план русского наступления, командование 3-й турецкой армии скрытно сосредоточило западнее озера Ван (район Муш и Коп) сильную ударную группировку во главе с Абдул-Керим-пашой (89 батальонов, 48 эскадронов и сотен, а также 6 тысяч вооруженных курдов) в задачу которой входило зажать 4-й Кавказский армейский корпус (31 батальон, 70 эскадронов и сотен) в труднопроходимом и пустынном районе, уничтожить его, а затем перейти в наступление на Карс, тем самым перерезав коммуникации русских войск и вынудив их к отходу с территории Османской империи. 
 
 
Турецкое наступление началось 26 июня / 9 июля в Алашкертской долине. Используя фактор внезапности, а также двукратное превосходство, турки заставили части 4-го русского корпуса отступать. С боями отходя с рубежа на рубеж, наши войска были вынуждены отступить на 150‒180 км. Генерал П.И.Огановский доносил командующему Кавказской армии Н.Н.Юденичу:«Четырнадцатидневный бой сильно утомил войска корпуса. Противник вводит в бой все новые силы. Под давлением противника отряд [Я.В.]Амасийского (генерал-майор, командир бригады 66-й пехотной дивизии. ‒ А.И.) сегодня очистил Копскую позицию, вследствие чего, несмотря на переход в наступление из Мелязгерта отряда [Н.Н.]Воропанова (генерал-лейтенант, командующий одной из сводных групп, составленных из частей 4-го Кавказского корпуса. ‒ А.И.) и угроз тылу турок у Нуредин со стороны конного отряда [генерал-майора М.А.]Афросимова, пришлось остальные отряды также оттянуть назад...»
Известный военный историк А.А.Керсновский описывал это событие следующими словами: «Узнав о сосредоточении крупных турецких сил против нашего левого фланга в долине Евфрата, генерал Юденич предписал IV Кавказскому корпусу разбить сосредоточившегося врага. 28 июня IV Кавказский корпус перешел в энергичное, но неумелое наступление. Генерал Огановский повел его по трем расходившимся направлениям и зря распылил всю массу конницы (115 эскадронов ‒ почти 5 кавалерийских дивизий) по фронту. 9 июля сосредоточившаяся турецкая группа Абдул Керима обрушилась на IV Кавказский корпус, попавший в критическое положение и совершенно не поддержанный соседним Азербайджанским отрядом. После тяжелых боев IV корпус начал 13 июля отступление на границу. 20 июля турки, энергично наступая, заняли Каракилиссу и стали взбираться на гребни Агридага. Весь левый фланг нашей армии оказался в критическом положении». 
Турецкое наступление продолжалось до 8/21 июля. К этому времени войска противника заняли позицию южнее хребта Арарат по линии Мулла-Сулейсан ‒ южнее Алашкерта ‒ Дуван ‒ Джамшичато ‒ южнее Балыкгель ‒ Сурп-Оганес ‒ Давуд ‒ Диадин ‒ северо-восточнее озера Ван ‒ Арнис, создав, тем самым, угрозу прорыва к Карсу. 
Командующий Кавказской армией, понимая, что сломить превосходящие силы противника во фронтальных боях, при недостатке снарядов, будет крайне тяжело, предпринял перегруппировку. Две кавалерийские дивизии были выдвинуты на фланги, сюда же передавались и все те стрелковые подразделения, что еще оставались в резерве у командующего. 
Чтобы ликвидировать прорыв командование Кавказской армии создало ударную группировку под командованием генерал-лейтенанта Н.Н.Баратова (24 батальона, 31 эскадрон и сотня), в задачу которой входило отбросить турок. 9/22 июля части Баратова из района селения Даяр западнее Алашкерта нанесли контрудар во фланг и тыл турецкой армии. Практически одновременно с Баратовым, 11/24 июля в наступление перешел и 4-й Кавказский армейский корпус. Ситуация мгновенно изменилась в противоположную сторону. Теперь фактор внезапности был на нашей стороне, и турки, не ожидавшие такого поворота событий, чтобы не оказаться в окружении были вынуждены отступать. 
 
«Генерал Юденич реагировал немедленно, ‒ писал Керсновский. ‒ Он решил дать туркам втянуться как можно глубже в горы, а затем молниеносным ударом им в тыл перехватить им пути отступления. Быстро и скрытно сосредоточил он у Даяра ударную группу генерала Баратова (4-я Кавказская стрелковая и 1-я Кавказская казачьи дивизии), скрыв ее сосредоточение не только от неприятеля, но и от графа Воронцова и генерала Огановского. Генерал Баратов должен был перехватить пути отступления неприятеля, выйдя от Даяра на линию Евфрата. 22 июля Абдул Керим приостановил свое наступление, видя, что зарвался. Но Юденич не дал ему опомниться, и в ночь на 23 июля группа генерала Баратова молниеносным ударом вышла во фланг и в тыл турецкому "кулаку". Турки были разгромлены этим фланговым ударом и одновременным переходом в наступление IV Кавказского корпуса, и расстроенная их маневренная группа откатилась вниз по Евфрату»
Однако отступление турок не было паническим бегством. Цепляясь за каждый рубеж, противник оказывал ожесточенное сопротивление. Сломить его удалось лишь к 13 (26) июля, когда турки стали покидать Алашкертскую долину. К 21 июля (3 августа) войска Османской империи были отброшены Русской армией на 30‒60 км к юго-западу. «31 июля победоносная Евфратская операция закончилась. Положение нашего левого фланга было не только восстановлено, но и улучшено: он был продвинут к Ванскому озеру, что обеспечивало его от обхода. Наши трофеи составили: 1 паша, 81 офицер, 5209 аскеров при 12 орудиях и 10 пулеметов. Кроме того, захвачено 300 только что произведенных подпоручиков, прибывших из Константинополя и не успевших еще прикоснуться к своим частям», ‒ констатировал Керсновский. 
 
В итоге операции турецкий план по уничтожению 4-го Кавказского армейского корпуса и прорыва к Карсу потерпел полный провал. Несмотря на разрешение Ставки в случае необходимости отступать, доблестная Кавказская армия удержала позиции и отбросила турок в глубь Малой Азии. Таким образом, русским войскам удалось не только сохранить большую часть занятой ими территории, но и обеспечить условия для проведения Эрзурумской операции, окончившейся в феврале 1916 года нашей решительной победой и разгромом 3-ей турецкой армии. 
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук 

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх