Голый остров – страшное место для мужчин

Опубликовано 15.03.2024
Голый остров – страшное место для мужчин

Об этой тюрьме - хорватском Алькатрасе - до сих пор говорят неохотно. Здесь при режиме Тито мужчин специально доводили до предательства друзей.

***

Так получилось, что моя родня принимала непосредственное участие в политических событиях военной и послевоенной Югославии. Поэтому к истории страшного места под название Goli Otok - Голый (дословно - бесплодный) остров - я всегда относилась с детективным интересом: уж очень мало про него известно до сих пор. И только недавно я поняла, почему.

Чтобы не углубляться в историю слишком сильно, скажу только, что Иосип Броз Тито после войны, в 1949 году, разошёлся по ряду позиций со Сталиным. Но его не поддержало довольно много югославских коммунистов, организовавших собственное движение - "Информбюро". Такое название было выбрано не случайно - в 30-е годы центр советского "Информбюро" был расположен в Белграде, а Югославия считалась главным союзником СССР в деле распространения по Европе коммунистических взглядов. Пока Тито не избрал собственный, отличный от сталинского, курс и не утвердил диктатуру своих взглядов быстро и беспощадно.

Оппозиционеров - членов "Информбюро" (это потом они осознали, какими были идеалистами) - пересажали, а многим впоследствии даже пришлось отказаться от своих фамилий, чтобы как-то выжить.

Ольга Хебранг - жена одного из лидеров "Информбюро" Андрии Хебранга и мать его троих детей - по ложному обвинению провела в тюрьмах Тито 12 лет, из них три года - в одиночке. Её маленьких детей отдали на воспитание родственникам, где они страшно нищенствовали, а она сама после освобождения была вынуждена поменять фамилию на Марковац. Ольга несколько лет не знала, живы ли ее дети, а полностью реабилитирована была только в 2014 году.

Голи Оток стал одной из самых страшных тюрем бывшей Югославии. Сюда ссылали только мужчин.

Этот необитаемый каменистый остров совершенно не защищён от погодных условий.

Зимой тут дует суровый северный ветер бора, который может вызывать перепад температур до 40 градусов. Тем, кто считает островную Хорватию райским местечком, стоит посмотреть на результаты действия боры - это фото из нашего Новороссийска, который подвергается равноценному с Хорватией действию боры (у нас её называют норд-ост):

После боры, Новороссийск 1993 г. Автор: Mikhail789

После боры, Новороссийск 1993 г. Автор: Mikhail789

Летом же безжизненную поверхность острова палит нещадная жара.

Мужская колония на Голи Отоке площадью всего 4,7 квадратных километров, объединила в себе всех несогласных с политикой Тито.

Это иезуитское решение привело к тому, что разные группы мужчин - тут были сталинисты, усташи (хорватские националисты), четники (сербские националисты) и монархисты - постоянно враждовали между собой.

В свободное от работы - а на острове заключенные дробили камень при любой погоде - они выясняли между собой отношения. Власти устроили надзор за политическими заключенными таким образом, что поощрение - вплоть до освобождения - получали только те, кто стучит. Пока ты не продашь всех друзей, не напишешь на них бумагу с подписью во всех подробностях - тебя не выпускали. Учитывая изощренные пытки и издевательства, писали все на всех - на тех, кто рядом и на тех, кто еще на свободе.

Похоже, именно с этим долгим и мучительным убийством мужской гордости и человеческого достоинства связано долгое-предолгое замалчивание истории Голи Отока. Я лично знакома с потомками тех заключенных - и они до сих пор отводят глаза, говоря об этом месте. Первым о нём написал известный сербский писатель Антоние Исакович в своих романах Tren 1 (1976) и Tren 2 (1982), и эту книгу в бывших странах Югославии до сих пор хранят и читают.

В еще не изданной книге 70-летнего доктора Рада Панича "Гавайи Тито" рассказывается как раз о том, как работала воронка предательства: попавшие на Голый Остров люди топили оставшихся на свободе, а когда тех тоже привозили в тюрьму, всё начиналось по новой. Прежде чем героя этой автобиографической книги выпустили, он насчитал 18 кругов тотального шпионажа заключенных друг за другом. А когда в финале книги герой заявил следователю, что он - полностью деморализованный трус, слабак, клеветник и предатель - его отпустили на волю, поздравив с тем, что он, наконец, готов вернуться к жизни в обществе.

Самое страшное - когда мужчин вынуждают отказываться от всего того, что составляет их сущность - от чести, гордости, достоинства, смелости, мужества. Всего того, что делает мужчину - мужчиной.

Тюрьма на Голи Отоке прекратила свое существование в 1988 году. Сейчас туда едут туристы. Не имея представления об истории этого страшного места, они радостно хохочут и снимают ролики. И для тех, кто в курсе, это выглядит тоже очень страшно.

Пока я смотрела материалы по теме, мне попался ролик - апофеоз бездумного пофигизма. Мне хватило первых трех минут: ребята высаживаются на остров, хихикают и лениво обмениваются репликами: "А чё тут было, Вась, не помнишь?" - "Да вроде тюрьма какая-то".

Сразу вспоминается финальная часть книги Рада Панича, поклявшегося никогда не возвращаться на Голи Оток, и всё-таки вернувшегося в 1990 году с экскурсией. Даже с учётом трудностей перевода понимаешь, как переломала человека жизнь в этой страшной колонии - и как это воспоминание держит его до сих пор.

Всего за семь лет - с 1949 по 1956 год через тюрьму на Голи Отоке прошло около 30 тысяч мужчин. По меркам нашей страны - не так и много. В масштабах унижения достоинства - неизмеримо.

А с праздником мужчин я отдельно поздравлю. Не в этом тексте.

Таня Разумова

Источник: https://dzen.ru/a/XHEv023HwACusNaK
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Наверх