То, что на подобных конференциях стал регулярно присутствовать досточтимый отец Всеволод Чаплин, придало им новое качество и новое измерение. Ведь батюшка изнутри знает систему и поэтому может компетентно свидетельствоват
Что касается приближающегося Собора. Как бы не стал он апофеозом восточного папизма. С 20-х годов прошлого века Константинопольс
Некоторые наши архиереи заворожены Римом, их привлекает то, что по-латински звучит как «ордо» , т.е . организационная мощь. Помню, рассказывали мне на Украине, как однажды православные верующие из одного города на западе этой страны жаловались папскому нунцию на агрессивные действия униатов, просили его передать их озабоченность Папе. На что он сказал: «Обратитесь к своему епископу – он регулярно бывает в Риме и видит Папу чаще, чем я».
Католики много постарались, чтобы возвысить Рим. По их мнению, первым римским епископом был апостол Петр. Между прочим, в более ранних списках таковым значится Лин (кажется с такой фамилией у о. Всеволода был один из священников в клире его предыдущего храма).
Римские богословы говорят, что ап. Пётр, сделавшись главой, как бы монархом всего христианского мира, избрал своей резиденцией Рим: здесь он основал Церковь, здесь принял мученическую кончину, и при кончине передал свою власть над Церковью своему преемнику – следовавшему за ним римскому епископу. После него эта власть переходит от одного папы к другому. Но Церковь Римская основана и устроена не одним Петром, а вместе и с Павлом. Кроме Рима, апостолом Петром, или Петром и Павлом вместе, устроены Церкви во многих других местах. Так, в устроении Церкви Антиохийской оба апостола принимали участие не менее, чем в устроении Римской. Александрийская Церковь также была основана ап. Петром, и первым епископом здесь был любимейший ученик Петра евангелист Марк. Старше же всех и почётнее по своему происхождению была, без сомнения, Иерусалимская Церковь – Мать всех Церквей, основанная Исусом Христом, откуда по сошествии Св. Духа начало распространяться христианство во все концы мира, куда из своих отдалённых путешествий нередко сходились апостолы для свиданий и отчёта об успехах проповеди, взаимных назиданий и совещаний, где, по преданию, первым епископом от Самого Господа был поставлен один из апостолов – Иаков, брат Господень. А потом странно предполагать, чтобы после смерти Петр римские епископы считались верховными правителями Церкви, когда оставались в живых некоторые ещё апостолы. Странно предполагать, чтобы любимейший и приближеннейший ученик Христов Иоанн Богослов, после смерти Петра живший на земле более 35 лет, подчинялся римскому епископу как верховному главе и правителю Церкви. На самом деле не по праву какой- то особой власти или главенства над этими Церквями, а по духу братского общения, соединявшего христианские Церкви, базировался авторитет Рима. Да, римские епископы с посланиями обращались к другим Церквам, но писались они не одними только епископами Римской Церкви, а особенно уважаемыми епископами и других Церквей, каковыми, например, были: Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Ириней Лионский, Григорий Чудотворец и др. Известны случаи, когда они не соглашались с советами римских епископов. Так, например, св.Поликарп не согласился с мнением папы Аникиты, к которому он приходил советоваться о времени празднования Пасхи. Между римскими епископами были такие, которые питали честолюбивые и властолюбивые замыслы о верховной власти в Церкви и старались подчинить себе других епископов, каковыми показали себя папа Виктор в споре о крещении еретиков. И мы знаем, что они встречали отпор не только со стороны восточных, но и западных епископов, которые давали им понять, что никто из епископов не имеет права называться старшим епископом- епископом епископов и повелительно относиться к другим епископам. В прошлом году проходили интенсивные богословские собеседования о роли римского епископа в первом тысячелетии. Представители Католической церкви приводили многие примеры, свидетельствующи
Конференц-зал Центрального Дома туриста
9 апреля 2016 г.
Игумен Кирилл (Сахаров)