ИНТЕРДИКТ I по covid-19 (84)

Опубликовано 02.05.2020
ИНТЕРДИКТ I по covid-19 (84)

Можно ли дать происходящему какую-то богословско-каноническую оценку? Постараюсь это сделать.

Фактически на нас на всех наложен интердикт.

Сие слово требует пояснения, поскольку оно более привычно для западной традиции, в особенности для еретической РКЦ, хотя и не является чем-то неправославным.

Смысл в том, что на какой-то регион священноначалием бывает наложен запрет совершать церковные Таинства, если говорить по-просту. Этим активно злоупотребляли Римские Папы, когда надо было подчинить некий регион, собиравшийся отбиться от рук Римской курии. Тогда в указанной местности (от деревни до целой страны) священники лишались права крестить, отпевать, служить мессы вплоть до "всенародного" покаяния. Для средневекового, то есть подлинно христианского сознания, ничего хуже придумать было нельзя - жить без церкви, без таинств было немыслимо.

У нас такое не вспомню, когда применялось. Бытует предание, что преподобный Сергий Радонежский наложил интердикт на Новгородские земли, князья и люди которых отказывались идти сражаться с Мамаем. Он пришёл и сообрал антиминсы по всем церквам и отобрал ключи. Без антиминса - специального плата, подписанного епископом, священник не может служить Литургию, так что фактически это было интердиктом, наложенным правда простым монахом, а не епископом или Патриархом (nb досточтимый Владыко, Питирим Творогов, старец таки мог). Но авторитет преподобного был столь высок и непререкаем, что его право совершить подобное дело никто не оспорил и народ подчинился. Легенда это или быль я обсуждать не намерен, привожу просто для разъяснения понятия как иллюстрацию.

Свящ. Георгий Максимов (Fr-George Maximov) в своём блоге сказал, что этим вирусом сам Господь нас всех смирил и промыслительно наложил Свой интердикт свыше на всю Церковь. В этом я полностью согласен с его преподобием, да, Бог безусловно имеет такое право и поскольку Он знает сердца и является промыслителем, да будет воля Его яко на небеси и на земли.

Понятно, что если кто-то вдруг резко занемог и потерял возможность передвигаться, то в мире, где случайностей нет и ни один волос не упадёт с головы помимо воли Отца нашего Небесного, это происходит не случайно и это действие Божьего промысла.

Собирались вы пойти причаститься - и на тебе! - лежите лёжнем. Или ногу сломали, или ещё что. В этом случае что же делать? Как в евангельской истории о расслабленном (буквально: паралитике) ваши четверо друзей могут принести вас в церковь на ложе, как тогда - ко Христу. А если у вас нет четырёх таких друзей? Ну тогда это вопрос к вам, насколько вы и ваши друзья христиане...

Также в революцию, глаголемую ВОСР, Бог наложил интердикт на Россию, закрыв и разрушив храмы руками большевиков. Бог же постоянно в Библии говорит, мол, если не будете Меня слушать как обещали (!), не хотите исполнять Заповеди, то значит храмы вам лишние, а я для вразумления наведу на вас волков хищников и прочих диких зверей, каковыми без сомнения были большевики, хоть и в человеческом облике. Псалмопевец плачет в 78-ом псалме:

"Боже, приидоша языцы в достояние твое,
оскверниша храм святый твой,
положиша Иерусалим
яко овощное хранилище:

положиша трупия раб твоих
брашно птицам небесным,
плоти преподобных твоих
зверем земным:

пролияша кровь их яко воду
окрест Иерусалима,
и не бе погребаяй".

Близко к тексту: превратили храм в овощехранилище. Коммунисты именно тем и занимались, превращая монастыри в концлагеря, храмы в склады и спортзалы, причём отхожее место размещали специально в алтаре...

Да, Бог в праве распоряжаться Своей собственностью - творением, - и в Своём праве наказывать прежде всего тех, кто в Св. Крещении Ему клялся в верности, а сам вообще не явился. Это да.

Другой вопрос, может ли это делать Патриарх?

Никакой человек, даже епископ, даже архиепископ, не является сердцеведцем и всевластие ему не полагается вместе с должностью. Его деятельность регулируется каноническим правом, Правилами Церкви (есть такая книжечка, очень полезная, доложу я вам). И - формально - Уставом РПЦ как общественной организации, поскольку регистрация всех объединений требуется государством.

Патриарх - просто первый из епископата. А как сказал Христос:

Мф.10:25-28 "вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;"

Церковь служит Богу и другой задачи у неё нет как у целого. А вот Патриарх служит НАМ. Как слуга и раб. Так Христос сказал совершенно недвусмысленно. Будучи христианином и чадом Церкви Вселенской Патриарх конечно наравне со всеми нами служит Богу, но как поставленный Богом во святители, он служит Поместной Церкви, то есть нам. Всем нам вместе и каждому из нас в отдельности. Он наш раб и слуга и мы его служение всеконечно почитаем, называем его Великим отцом и господином, деспотом (владыкой), желаем многолетия, во всех установленных канонами рамках слушаемся не за страх, а за совесть.

Но мы ему НЕ СЛУЖИМ.

Мы служим ТОЛЬКО Богу, "ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4:10).
Патриарху и епископам, и поставленным ими священникам мы ПОДЧИНЯЕМСЯ. И не потому что они такие замечательные (что правда, говорю со всей искренностью, что наши архиереи воистину лучшие люди на земле) или напротив совсем непутёвые...

Мы подчиняемся священноначалию РАДИ ХРИСТА.

Которому мы одному единому служим, что уже выше сказано. Ради любви Христовой и по нашей любви к Нему мы подчиняемся тем, кого "Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф. 4:11-12).

В Церкви - скажу пафосно эту банальную вещь, - действует власть любви. Христовой любви к нам и христианской любви нашей к Нему и друг другу. Иной власти в Церкви нет, но это именно Власть, только не от мира сего.

Возвращаясь к нашей теме после всего сказанного, мог ли Патриарх наложить на нас интердикт? Или, говоря иными словами, запретить нам причащаться Святых Христовых Тайн?

Конечно мог.

ЕСЛИ

Если мы совершили преступление, по которому каноны предписывают такой запрет.

Например, аще кто живёт в блуде или совершил смертоубийство, ограбил прохожего - или весь народ пенсионным дефолтом, - или играет в азартные игры, или предаётся иным преступлениям, не желая прекратить эти дела и покаяться, с непременным обещанием так никогда больше не делать, - любой священник (не то, что епископ!) не просто в праве, а обязан запретить приступать к Таинствам вплоть до явного раскаяния и принесения плодов покаяния: изменения жития, совершения добрых дел, заглаживания вины перед обиженными etc.

Теперь вопрос:

Какие преступления мы совершили, что нам фактически отказано приступать к Таинствам, что нас вот так вот оптом отлучили от Причастия?

Священство служит с хором и алтарниками как ни в чём не бывало, а для обычных прихожан храмы ЗАПЕРТЫ, обычных добрых христиан БЕЗ УКАЗАНИЯ ВИНЫ не пускают соединиться со Христом, между прочим сказавшим:

"Аминь, аминь глаголю вам:
аще не снесте Плоти Сына Человеческаго,
ни пиете Крове Его,
живота не имате в себе.
Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь
имать живот вечный,
и Аз воскрешу его в последний день"
(Ин.6:53-54).

На каком основании?
По каким нашим преступлениям?

Вся Церковь Русская замерла в ожидании ответа своего архипастыря, господина и отца нашего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, да живёт он вечно.

Александр Люлька
Источник: https://www.facebook.com/alexander.lyulka/posts/2610970165844008
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Николай Зиновьев
станица Кореновская, Краснодарский край
Наверх