Я думаю, что каждый, кто хоть раз побывал в Санкт-Петербурге, посетил Петропавловскую крепость.
Первое, что приходит на ум, когда произносят название этой крепости это бастион, усыпальница российских императоров, Монетный двор.
А вот то, что это была по сути главная политическая тюрьма России мало кто вспомнит.
Первым узником был Романов – цесаревич Алексей – старший сын Петра I, здесь же были в заточении княжна Тараканова, декабристы, писатели А.Н. Радищев, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский.
Но сейчас разговор пойдет не о них, а о великих князьях Романовых, что были расстреляны у стен Петропавловской крепости.
Это 1904 год... Еще все живы.
Андрей Владимирович, Кирилл Владимирович, Павел Александрович, Владимир Александрович, императрица Александра Федоровна, Елена Владимировна, Мария Павловна (старшая), император Николай II, Петр Ольденбургский, Константин Константинович, Сергей Михайлович, Дмитрий Константинович, Николай Михайлович.
Где именно на территории крепости находится захоронение этих 4 великих князей до сих пор неизвестно.
Великий Князь Павел Александрович
Великий Князь Георгий Михайлович
Великий Князь Дмитрий Константинович
Великий Князь Николай Михайлович
Есть 2 версии:
Первая такая - захоронение на территории Монетного двора напротив собора у крепостной стены.
Из воспоминаний Ольги Палей, жены Великого Князя Павла Александровича:
Великий Князь Павел Александрович с женой
Один старый тюремный служитель, видевший казнь, рассказал… В среду Павла, одного, привезли на Гороховую и продержали до десяти вечера. Потом объявили, что увозят без вещей. С Гороховой привезли в Петропавловку. Трёх других великих князей доставили со Шпалерной. Всех вместе отвели в тюрьму Трубецкого бастиона.
В три ночи солдаты, по фамилии Благовидов и Соловьев, вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора, где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, где уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу.
Первое, что мне бросилось в глаза – Монетный двор и слова «у крепостной стены напротив собора». Да я же там частенько гуляю, когда прихожу в Петропавловскую крепость! Я любуюсь видами на самый красивый город на земле, а оказывается здесь расстреливали людей. Я сейчас не акцентирую внимание на том, что они из рода Романовых, а просто говорю – люди.
Письмо Ольги своей подруге княжне Марии Васильчиковой:
...Вы спрашиваете меня, дорогая, где могила Великого Князя! Увы! Именно из — за этого я нахожусь в двух шагах от границы. Они все четверо были расстреляны в Петропавловской крепости (вместе с 10 или 12 злоумышленниками, казненными в то же время) во рву, и сверх навалили еще дрова!
Вот уже восемь месяцев я жду освобождения Петрограда от палачей, которые его угнетают, чтобы явиться туда и похоронить тело моего любимого по христиански…
Еще более жуткими звучат слова из воспоминаний Александра Михайловича мужа Ксении Александровны сестры императора Николая II:
Александр Михайлович пишет:
Если верить советским газетам, Великий Князь Николай Михайлович держал до последней минуты на коленях своего любимого персидского кота. Дмитрий Константинович — глубоко религиозный человек — молился громко о спасении души своих палачей.
А вот по второй версии, и это уже заявляют исследователи, место расстрела - территория, которая располагается за оградой строений Монетного двора (не внутри крепости)- на Кронверкском полигоне, близ Головкина бастиона.
Великий князь Гавриил Константинович Романов писал:
Дмитрий Константинович, Николай и Георгий Михайловичи, сосланные в Вологду, где пользовались относительной свободой, в конце лета 1918 года были арестованы, перевезены в Петроград и, как и Павел Александрович, посажены в дом предварительного заключения.
В январе 1919 года все они были расстреляны в Петропавловской крепости и там же похоронены во дворе.
Сам Гавриил Константинович спасся только благодаря своей бесстрашной жене, которая дошла до самого Максима Горького убедив того похлопотать об освобождении её больного мужа. Если бы не она, то расстрелянных в ту ночь было бы 5…
Забрав из тюрьмы мужа Антонина Нестеровская – морганатическая супруга великого князя увезла его в Финляндию. История этой любви заслуживает отдельного внимания. Я рассказала об этой семье ЗДЕСЬ. ГАВРИИЛ И АНТОНИНА.
Великий Князь Гариил Константинович
Музей истории Санкт-Петербурга делал запрос в Управление ФСБ РФ. Но все безрезультатно – в архиве Управления данные о месте расстрела великих князей и их захоронения отсутствуют.
Петропавловская крепость
А на территории Петропавловской крепости (и рядом с ней) уже в наши дни находят захоронения.
Так, в 2009 году во время земляных работ на Головкином бастионе были обнаружены останки 16 человек с огнестрельными ранениями. Останки находились всего на глубине 1 метра. Судмедэксперты совместно с историками выяснили, что они принадлежат группе людей, которые проходили по делу «доктора Ковалевского».
В 2010 году в результате археологических поисковых работ было обнаружено еще 6 захоронений свыше 90 людей.
В 2013 на автостоянке у Кронверкской куртины обнаружены еще останки 50 людей. Есть ли среди них Романовы или нет неизвестно.
Но вернусь к великим князьям Романовым.
Есть что-то мистическое в том, что великие князья были убиты именно около Петропавловского собора - усыпальницы российских императоров... или это была насмешка тюремщиков? Хотя навряд ли. Совпадение, не больше.
Из письма жены Павла Александровича:
В среду Павла, одного, привезли на Гороховую и продержали до десяти вечера... С Гороховой привезли в Петропавловку. Трёх других великих князей доставили со Шпалерной. Всех вместе отвели в тюрьму Трубецкого бастиона.
Убиты великие князья были как заложники. Вот информация из газет тех лет:
Петроград. 6 сентября. В «Северной Коммуне» опубликован 1-й список заложников, которые будут расстреляны в случае, если будет убит кто-либо из советских работников. Список начинается именами бывших великих князей: Дмитрий Константинович, Николай Михайлович, Георгий Михайлович, Павел Александрович…
Официальная версия расстрела великих князей была такая - ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии.
Закончить хочется словами великого князя Павла Александровича, словами, которые он произнес за секунду до выстрела:
Господи, прости им, ибо не знают, что делают!
Некрополь Красного террора в Петропавловской крепости находится между Кронверкским протоком и стенами Никольской, Кронверкской куртин, Головкина бастиона Петропавловской крепости.
Фотографии из интернета