Кто на самом деле строил промышленность и экономику сталинского СССР.

Опубликовано 08.09.2021
Кто на самом деле  строил промышленность и  экономику сталинского СССР.

Сталин дал заказ

​Журнал "Коммерсантъ Власть" от , стр. 52

Сейчас часто спорят о том, требуется ли российской экономике участие иностранцев. В конце 20-х — начале 30-х годов в СССР об этом не спорили, а просто нанимали их строить социализм. В период индустриализации в СССР работали две тысячи западных фирм, двадцать тысяч иностранных инженеров и рабочих.

Пока "великие стройки социализма" оставались главной новостью дня, в Советском Союзе не скрывали, какой объем технической помощи идет с Запада. По различным оценкам, в начале 30-х годов в СССР жило около 20 тысяч работающих иностранцев из индустриальных стран Запада, которые и служили "закваской" нашей индустриализации. Но когда крупную промышленность построили и вышли на второе место в мире по промышленному производству, этот факт предали забвению. В общественном сознании и на страницах книг закрепилась рассчитанная на невежд картина: успех "великих строек" обеспечили героизм рабочего класса, вооруженного тачкой и лопатой, и перераспределение ресурсов. Все было иначе.

После экспроприации частного капитала, включая собственность иностранных компаний, правительство большевиков стало возобновлять экономические связи с теми же и с другими компаниями. Иностранным фирмам предлагалось брать в аренду те или иные производства с обязательством наладить их работу (концессии), вступать в подряды и совместные предприятия. Несмотря на политику "открытых дверей", западный капитал притекал в СССР довольно слабо: предприниматели не доверяли советской власти, боровшейся с предпринимательством.

В связи с принятием первого пятилетнего плана на смену концессиям и закупкам за рубежом пришли договоры о технической помощи. Капитал и рабочая сила были советскими, а иностранную фирму нанимали для проектирования предприятия и (или) строительно-монтажных работ. Она разрабатывала документацию, передавала заказчику свои лицензии, патенты, ноу-хау, присылала специалистов для технического надзора за строительством и принимала советских инженеров и рабочих для изучения производственного опыта. Инофирма не рисковала своим капиталом и получала вознаграждение за услуги.

По данным исследовательницы из США Барбары Кугел, в 1918-1933 годах (до официального признания СССР Соединенными Штатами) около двух тысяч американских фирм заключили соглашения с советскими внешнеторговыми организациями. Некоторые оказывали услуги целым отраслям. Так, Radio Corporation of America налаживала производство радиоаппаратуры, General Electric содействовала развитию электротехнической промышленности и поставляла оборудование ДнепроГЭСу. 70% его было изготовлено в США. Поднимать химическую индустрию помогала компания Dupont de Nemours.

Архитектурно-строительная фирма Albert Kahn Inc., строившая автомобильные, тракторные и авиационные заводы в США, спроектировала для СССР несколько сот промышленных объектов, в том числе Сталинградский и Челябинский тракторные заводы. Несколько фирм занимались проектированием новых шахт, поставляли оборудование для бумажных комбинатов, а одна из компаний рокфеллеровской группы, Standard Oil of New York, участвовала в строительстве предприятий нефтяной промышленности в районе Баку--Грозный--Батуми--Туапсе. Техническая помощь использовалась в области приборостроения, навигационных устройств, телефонной связи.

Самый большой в Европе Сталинградский тракторный завод строили несколько американских фирм. Технологическую часть проекта выполнила чикагская компания сельскохозяйственных машин International Harvester. 90% оборудования завода было из Соединенных Штатов, и его поставило более 100 машиностроительных фирм. Главный проектировщик знаменитой Магнитки со всей инфраструктурой — инженерно-конструкторская фирма Arthur McKee Company of Cleveland. Часть работ выполнила Koppers Construction Company of Pittsburgh, а прокатный цех проектировали германские специалисты.

Ведущую роль в создании советского автомобилестроения сыграла Ford Motor Company. Она проектировала процесс конвейерной сборки на первом автосборочном заводе в Нижнем Новгороде, где на базе фабрики сельхозинвентаря "Гудок Октября" был налажен выпуск грузовиков из импортированных комплектующих, и на втором в Москве (теперь АЗЛК), а на основном Нижегородском автозаводе (ГАЗ) было налажено, помимо сборки, и собственное производство большинства комплектующих по технологии Форда. Строительный проект обоих автосборочных заводов выполнила фирма Albert Kahn, а основного — The Austin Company. В начале 20-х годов основанный до революции завод АМО (теперь ЗИЛ) выпускал грузовики по лицензии FIAT, а через десять лет освоил модель американского грузовика компании Autocar.

Американские проектные и строительные компании внедрили у себя принципиально новую организацию работ, невиданно быструю и экономичную, какой не знали ни Европа, ни Россия. Стальные и железобетонные конструкции не рассчитывались, а выпускались стандартными, промышленным способом. Их оставалось только подобрать по каталогам. Весь объем проектных и строительных работ фирма делала сама и сдавала объекты "под ключ", не привлекая подрядчиков со стороны, что давало большой выигрыш времени. Не требовались и подробные рабочие чертежи. Их быстро выполняли в карандаше, а размножали на светокопировальных машинах. Чертежи готовились и утверждались одновременно с рытьем котлована, строительные конструкции заказывали по телефону и доставляли прямо к началу строительства. Американцы экономили не на стали и бетоне, а на снижении трудоемкости работ и ускорении монтажа.

Советские проектировщики, особенно с дореволюционным стажем, все делали наоборот. Они добивались снижения веса несущих конструкций, скрупулезно рассчитывали каждую ферму и балку, чтобы сэкономить дефицитные сталь и бетон, которые стоили в 6-8 раз дороже, чем в США. Чертежи переносили с ватмана на кальку, что отнимало массу времени, не гарантировало от ошибок и увеличивало себестоимость проекта. Из-за дешевизны рабочей силы трудоемкость строительных работ не имела принципиального значения.

"Не дано нам историей тише идти",— заявил в 1929 году председатель Высшего совета народного хозяйства Валериан Куйбышев, хотя в СССР тогда не знали ни одного рационального способа ускорения работ. Западные инженеры и техники воспринимали такие лозунги скептически, но не потому, что не умели или не хотели строить высокими темпами. Предлагая техническую помощь по строительству Нижегородского автозавода, вице-президент компании Austin Джордж Брайант заявил, что фирма возьмется строить завод с наивысшей скоростью и производительностью, если все, что для этого нужно, будет на стройплощадке.

Но, приезжая на стройку, иностранные специалисты от удивления раскрывали рты: вместо экскаваторов — землекопы, вместо бетономешалок — деревянные ящики, вместо транспортеров и электрических подъемников — люди, которые перекидывают кирпичи вручную и нещадно их бьют. Неприятно поражало их и то, что на самых тяжелых работах занято множество женщин. Дефицит стройматериалов срывал все сроки. У вас есть планы и графики, твердил автостроевцам инженер Гарри Майтер из компании Austin, но нет бетона и гравия. У вас есть инженеры-прорабы, но они отсиживаются в конторе, когда их место на стройплощадке.
Майтер написал жалобу в Москву: "Мы могли бы настаивать на наших правах и цитировать договор, отказываться выполнять некоторые работы, предъявлять требования об удлинении сроков. Но поймите, что мы искренне хотим помочь 'Автострою' достичь лучших результатов... Нам пришлось работать больше, чем нужно при выполнении подобных проектов в Америке; из-за требований инженеров 'Автостроя' составление проекта заняло гораздо больше времени, чем мы ожидали, и ни один проект не стоил нам больших денег и времени, чем этот. Он совсем не соответствует американской практике". Уже в ходе строительства компания согласилась значительно уменьшить свое вознаграждение, поскольку стоимость работ намного превысила смету, хотя и по вине советских строительных подрядчиков.

Обвиняя в тех или иных неполадках американцев, советские заказчики подчас не понимали истинных причин плохой работы цеха или завода. Вот пример. В ответ на критику своего проекта котельной для Сталинградского тракторного завода американская фирма ответила, что беда не в проекте, а в том, что в котельную подается неотфильтрованная вода, накипь портит трубы, и если так пойдет дальше, то из строя выйдут и котлы. Советский эксперт, писавший справку об эффективности работы этой фирмы, вывел заключение: "Мы обвиняем Сайерса в плохом проектировании силовой станции, а он указывает на условия, препятствующие ее эффективной работе. Этот вопрос остается актуальным, причем следует отметить, что при наличии указанных Сайерсом условий трудно проверить качество проекта и теплового хозяйства".

Трудно было проверить и качество импортной техники, если ее как дрова сбрасывали на землю с железнодорожных платформ, а в портах она месяцами ржавела под дождем и снегом. О варварском обращении с тракторами "Фордзон" группа менеджеров Ford Motor Company, побывавшая летом 1926 года в СССР, доложила руководству компании, и оно отказалось делать капиталовложения в России.

На площадке Сталинградского тракторного завода были такие ухабы, что ломались импортные автокары для межцеховых перевозок, а каждый стоил 3,5 тыс. руб. золотом. Склад стального листа представлял собой громадную открытую яму у подъездных путей. От пара и водяных брызг из стоящей рядом градирни (дело было зимой) металл превратился в сплошные глыбы льда, и рабочие ломами сбивали лед с ценных заготовок, уродуя их. Грубые нарушения правил эксплуатации, продиктованные "экономией", безграмотностью и спешкой, отступления от инструкций и технологических требований снижали эффективность новых предприятий. На том же заводе имелись высокоточные станки, но без измерительных приборов — рабочие замеряли точность сделанных деталей пальцами.

Не лучше была организована работа и на нижегородском автогиганте. Строительная техника использовалась процентов на 40-60 из-за поломок и низкой квалификации рабочих. Сорок ящиков электроприборов, выгруженных под открытое небо, залило дождем. Долго не могли отыскать рельсы для формовочных конвейеров, и когда уже собрались было посылать запрос в Америку, случайно наткнулись на них: рельсы были попросту завалены песком и глиной. При этом, однако, советские руководители строительства норовили возложить всю вину за российский бардак на иностранных специалистов и рабочих.

Однако именно они, опираясь на высокую культуру труда, не позволяли стройке утонуть в хаосе.

Спецкор газеты "За Индустриализацию" Борис Агапов так описал труд иностранцев на стройке Нижегородского автозавода. Там, где опалубку для бетонирования делали плотники из Америки, он не увидел ни одной щели, ни одной зря торчащей доски. "Я не вижу стружек и обрезков дерева на крыше, ни брошенных гвоздей, ни забытых инструментов... Работа движется, как налаженный конвейер... Легко и приятно работать, когда занозы необрезанных и лишних досок не вонзаются в мозг, когда не приходится собственными нервами подтягивать неверно посаженный хомут и ругательствами подпирать провисшую опалубку". А вот русские строители за аналогичной работой. "Лес подпорок пучится во все стороны... Горы мусора, лужи воды, болота раствора вокруг. Люди, перепрыгивающие через них, балансирующие на дрожащих мостках, вставляющие латки в щели между досками, выпрямляющие косые перекрытия клиньями, приколачивающие деревянные нашлепки на всякий случай, чтобы не разлезлось, не покосилось. Сколько волнений и суеты и сколько конфуза, когда, содрав опалубку, видят, что бетонные балки прогнулись в сторону земли... Но зато — какой грохот молотков, какой лес лесов, какие тучи строительной пыли, какие темпы... суетни и какой мат в воздухе!"

На всех сталинских стройках только техническая помощь Запада являлась рациональным и организованным элементом. Эффективность ее, понятно, снижалась из-за хаоса и беспорядка. Но вот мнение авторитетного специалиста, начальника строительного сектора Всесоюзного автотракторного объединения Петра Макаровского о компании Austin. Вопреки всему, с чем ей пришлось столкнуться на стройплощадке, компания оказала, по его словам, "решающую помощь" при проектировании Нижегородского автозавода, и без первоклассных специалистов этой фирмы ничего не сдвинулось бы с места. Ее методы Макаровский рекомендовал перенять советским строительным организациям. По мере развития строительной индустрии на отечественных стройках появились стандартные конструкции, экскаваторы и самосвалы, хотя темпы и качество работ все еще были низкими.

Нашим людям были созданы все условия для учебы. На американских заводах, в частности, Форда, советские инженеры и рабочие проходили практику непосредственно у станка — от четырех до шести месяцев. На его автозаводе в Ривер-Руже находилось техническое представительство "Автостроя". Инженер Илья Шейнман и его товарищи с "Тракторостроя" привезли из Америки целые чемоданы бесплатно полученных копий чертежей и технических документов, буклеты, каталоги и даже образцы защитной спецодежды, которой не было на советских заводах.
Американцы рассказывали и показывали русским все. Это было непривычно для советских людей, у которых на родине проверяли документы на каждом шагу. Как объяснил им один американский инженер, чтобы узнать наши секреты, нужно купить патент, а осматривать, записывать, фотографировать можно все, для фирмы это лучшая реклама. Трудности возникали, когда на завод Форда присылали женщин: работу у станка компания считала делом сугубо мужским. Когда одну настойчивую практикантку все-таки приняли в цех, мастер не разрешал ей обедать вместе со всеми рабочими: "Мисс, ведь среди них есть негры!" Ситуацию урегулировали, но начальник "Автостроя" Степан Дыбец телеграфировал из Америки в отдел кадров: "Посылку женщин прекратите".

По отзывам всех советских стажеров, зарубежная техническая помощь и учеба на рабочих местах стала для них замечательной производственной и жизненной школой. Такое сотрудничество с Западом в межвоенный период принесло нашей стране неизмеримо больше пользы, чем долгие годы противостояния и самоизоляции.
БОРИС ШПОТОВ

Американцы в России
Официально
Договор
Гор. Москва, августа "23" дня 1929 года
Государственное Управление по постройке автомобильного завода, именуемое в дальнейшем "Автострой", в лице Михаила Григорьевича Островского, действующего на основании Постановления Президиума ВСНХ Союза ССР от "23" августа 1929 года за #30, с одной стороны, и Акционерное общество "Остин Компани", зарегистрированное в Штате Охайо САСШ, именуемое в дальнейшем Концерн, в лице Вице-Президента Общества Джорджа А. Брайнт, действующего на основании телеграфного полномочия Правления Об-ва, с другой стороны, заключили настоящий договор в нижеследующем:
#1. Концерн обязуется: 1) составить эскизный и полный технический проекты зданий и сооружений автомобильного завода в Нижнем Новгороде, производственной мощностью на 100 000 автомобилей в год (при двух семичасовых сменах), разработать рабочие чертежи, смету и спецификации материалов, потребных при постройке указанного завода; в отношении же Литейного цеха, Котельной и Трансформаторной станции должен быть составлен также полный технологический проект со всеми рабочими чертежами, сметами и спецификациями, но не включая чертежей моделей; 2) руководить постройкой всех зданий и сооружений завода, включая сооружение подъездных путей, водопровода, канализации, а также других зданий и сооружений, возводимых на территории завода и рабочего поселка при нем, рассчитанного не менее, как на 12 000 человек; 3) руководить монтажом оборудования всех цехов, мастерских, вспомогательных устройств, лабораторий и других частей завода в местах, определяемых технологическим проектом "Автостроя", при содействии специалистов фирм, поставляющих данное оборудование; 4) произвести сборку и монтаж Литейного цеха, Котельной и Трансформаторной станции с ответственностью за достижение запроектированной производительности.
...Концерн гарантирует, что проекты и техническое руководство по постройке и монтажу, предусмотренные #1 договора, будут осуществлены Концерном по наилучшим способам и методам, применяемым Концерном при строительстве в САСШ.

Конфиденциально
Не подлежит оглашению
Иносектор. Тов. Ваксову

Доклад
24 декабря вечером я уехал на "Автострой" в Нижний Новгород. Приехал утром 25-го... Остин и Ко. 25-го не работали, так как праздновали "рождество". В их конторе я застал только четырех русских, один из которых оказался переводчиком и взялся меня сопутствовать. Мы отправились разыскивать господина Кемплера, виновника всей суматохи, приезжавшего в свое время в Москву в ВАТО (Всесоюзное автотракторное объединение.— Ъ) с жалобами на скверный быт, задержку посылок и проч., о чем им было подано своевременно письменное заявление в ВАТО. Придя в клуб, я сразу понял, что посылки прибыли и тревога была ложной, так как в углу зала стояла украшенная елка и был накрыт по-праздничному стол, играл патефон и три-четыре американца в повышенном настроении выделывали ногами какие-то фигуры. Они главным образом и ждали эти "елочные украшения". На мой вопрос, получены ли посылки, я получил утвердительный ответ...
Последняя телеграмма о катастрофе с отоплением и неприбытием посылок, выразившаяся в том, что мне пришлось ехать на "Автострой", в конечном итоге закончилась описываемой мною сценой... Что это значит. Это ясно говорит о полной безответственности Остина за свои поступки и бесцеремонности с работниками ВАТО, имея под собой почву "елочные украшения".
Учитывая их общее настроение, изолированность на "Автострое", а также и самодурство... я полагаю, что время осадить эту компанию Остин, чувствующую себя как на территории завоеванной ими колонии, настало.
Герценберг
Москва, 27 декабря 1930 г.



В газетах врать не будут

"За индустриализацию", 11.09.1930
Финланд--Нью-Йорк--Нижний (от нашего специального корреспондента)
В ленинском уголке только что кончился урок русского языка. Все двадцать шесть американцев в сборе. Переводчиком будет тов. Копп, загорелый и похудевший от работы человек. Копп хорошо познакомился с нашим неумением работать и нашей безалаберностью. Копп сурово судит нерадивость и неумелость, но так же сурово он уважает партию и предан революции.
Тов. Сойкинен говорит за всех.
— Мы прибыли к вам не делать деньги, а делать социализм,— говорит Сойкинен, и задорная улыбка появляется на его лице.— Мы видим здесь, что некоторые русские рабочие, в особенности сезонные, не умеют еще этого делать. Они спят больше, чем работают, и только во сне видят счастливое будущее. Мы хотим помочь им сделать его наяву.

"За индустриализацию", 25.09.1931
Члены Союза воинствующих безбожников ячейки американских рабочих Нижегородского автостроя и члены коммуны "Цемент" собрали среди американских рабочих 1156 рублей на постройку подводной лодки "Воинствующий безбожник". Сбор продолжается. Ячейка вызывает всех иностранных рабочих, занятых на предприятиях в Советском Союзе, последовать ее примеру.

"Правда", 31.10.1931
Вместо двух недель в Америке — за 4 дня в СССР
НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОЗАВОД (спецкор Роста). В стержневом цехе литейного отдела полностью смонтирован каркас первой в СССР вертикальной сушильной печи высотой в 18 метров. Конструкции собраны в рекордный срок — за 4 дня, когда при американской практике требуется две недели.
Возбуждено ходатайство о премировании лучших ударников монтажа каркасов Горбунова, Лихова, Красавина, мастера Кузькина и прораба Киреева.

"За индустриализацию", 1.11.1931
Задание партии и правительства выполнено в срок!
Партией и правительством нам было дано задание закончить к 1 ноября 1931 года строительство автомобильного завода и смонтировать все основное оборудование.
Настоящим рапортуем, что под руководством и при неослабной помощи партии и правительства, давая сокрушительный отпор нытикам и маловерам, усилиями рабочих и колхозников Нижегородского края, героической борьбой рабочих масс, парторганизации и комсомола ЗАВОД ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИЛ.

ИСТОЧНИК: http://https://www.kommersant.ru/doc/17924

ЗАЧЕМ США ИНДУСТРИАЛИЗИРОВАЛИ СССР?

Заслугу в индустриализации страны и ее спасении часто приписывают Сталину, однако не все так просто

Как свидетельствует недавний опрос "Левада-центра" положительное отношение жителей нашей страны к сфигуре Иосифа Сталина достигло исторического максимума. С "уважением", "восхищением" и "симпатией" к Сталину относятся 46% опрошенных.

Об истинном создателе СССР Иосифе Сталине нередко с восхищением говорят, что "он принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой", и что это он осознал своим гением аккурат за 10 лет до войны: "Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Оставим за скобками, что Ленин "оставил" Сталину страну, "заминированную" национальными республиками, обреченными "взорваться" в тот самый момент, когда ослабнет центральная власть, потому что они были нарезанными по живому из тела исторической России готовыми государствами, в некоторых случаях даже с министерствами иностранных дел. И что Сталин ее так и "не разминировал". Может быть, не успел, а, может, и не слишком хотел: рвануло в 1991 году. Оставим за скобками и то, какими варварскими методами, с какими чудовищными издержками и потерями была достигнута индустриализация СССР, сколько ради этого было совершено преступлений.

На это могут сказать, что даже если это и так, то все равно история оправдала Сталина: 10 лет до "войны моторов" он предсказал точно, поэтому в любом другом случае нас бы смели. Это многочисленные заводы, возведенные ударными темпами и на костях советского народа, помогли, в конечном счете, выиграть войну и сохранить национальную независимость. С этим поспорить уже труднее, но можно. Дело в том, что индустриализация СССР, проводившаяся вовсе не для того, чтобы советский народ жил счастливо и богато, и Вторая мировая война неразрывно связаны друг с другом. Так же как связано с ней и "немецкое экономическое чудо" при Гитлере. Потому что творцы этих "экономических чудес" - вовсе не Сталин или Гитлер, а … США, которым помогали - в той или иной степени на различных этапах - и другие западные страны. А потребовались эти "чудеса" американским правящим кругам только для того, чтобы втянуть СССР, Германию и Японию, которой они помогали до поры до времени другими способами, в опустошительную мировую войну, на руинах которой должен был воссиять - и на время воссиял, хотя и не до конца - Pax Americana.

Почему зашла речь об индустриализации?

Внешне все выглядело достаточно естественно. Революции 1917 года и Гражданская война уничтожили промышленность России настолько, что возродить ее после революционного погрома своими силами было практически невозможно. Для этого в стране не было ни капиталов, ни современных технологий, ощущалась острая нехватка инженерных кадров. Коммунистические экономические принципы также мешали нормальной хозяйственной и промышленной деятельности. Все это приводило к тому, что первые советские экономические проекты провалились. Речь идет о первоначальном строительстве Магнитогорского металлургического комбината, строительстве моторного завода в Уфе, Челябинского тракторного, Свирской ГЭС и других проектах. Стало ясно, что без заграницы сделать ничего не удастся.

Что нужно было европейцам от России?

Западным странам от России во все времена обычно нужно было в экономической сфере только одно: оставаться сырьевым придатком и покупателем западных промышленных товаров. Даже если русские, купив станки, сами пытались что-то производить, их продавцы были уверены, что их страны все равно будут идти впереди и производить то же самое намного лучше, и поэтому их товары все равно будут покупать, и они будут вне конкуренции. Так немцы демонстрировали советским представителям свои новейшие самолеты и другую военную технику перед войной, будучи уверенными, что СССР скопировать их не сможет и не успеет.

Американцы хотели большего

Однако была одна страна, которая действовала совершенно нетипично и включилась в индустриализацию СССР с широчайшим размахом. Если Британия, Германия и Франция преследовали свою экономическую выгоду или примитивно пытались использовать экономическую зависимость СССР в сиюминутных политических целях, то американцы действовали иначе - они построили перед войной в СССР 1,5 тысячи заводов и фабрик, отправили туда десятки тысяч своих инженеров и рабочих, положив им колоссальные зарплаты. До сих пор в различных городах бывшего СССР существуют дома и целые городки, построенные ими для своих специалистов. Квартиры в них ценятся до сих пор. Лишь один американский предприниматель - Альберт Кан, спроектировавший ряд крупнейших предприятий в США, ответственен за появление в СССР 550 промышленных предприятий. Филиал компании Кана в Москве носил для конспирации советское название - "Госпроектстрой" - там американские инженеры передавали советским науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов.

Американское ноу-хау, заокеанские инженеры и техники, русская смекалка и советский практически дармовой труд творили чудеса - как грибы по всему СССР возводились ГЭС, предприятия нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической промышленности, автомобильные, тракторные, авиационные заводы.

Что объединяет такие известные советские стройки, как Днепрогэс, Магнитка, Горьковский автозавод, Сталинградский тракторный, московский АЗЛК и сотни других? Не только то, что их строили восторженные комсомольцы и заключенные. Ведь ими руководили до поры до времени американские инженеры и техники.

Иногда происходили просто чудеса, особенно когда речь шла о тракторах, с выпуска которых было нетрудно переключиться на танки. Сталинградский тракторный, например, был полностью построен в 1930 году в США, размонтирован, перевезен на 100 судах в СССР и вновь собран на Волге под наблюдением американских инженеров. Оборудование для него поставили свыше 80 американских и несколько немецких компаний. В индустриализации СССР спешили принять участие такие знаменитые американские компании как General Electric, Ford Motor, International Harvester, DuРont… Они полностью готовили проекты с полным описанием и спецификациями оборудования, станков и механизмов. СССР передавались технологические секреты, патенты. Они не только посылали на советские стройки своих специалистов и закрывали глаза на то, что след некоторых из них терялся в недрах советской репрессивной системы, но и принимали, обучали советских инженеров и рабочих в США, многие из которых потом на родине плохо кончили, когда дело индустриализации страны раскрутилось. Сколько же можно было терпеть "вредительскую деятельность" "этих американских шпионов"?

Желание заработать и все?

Основанное в 1924 году как акционерное общество, но существовавшее в структуре госдепа США "Амторг", контролировавший торговлю между обеими странами, завлекал в СССР американских специалистов такого рода рекламными объявлениями: "Интеллектуалы, работники социальных служб, мужчины и женщины, имеющие специальность, от чистого сердца приглашаются в Россию… страну, в которой проводится величайший в мире эксперимент, страну с созвездием живописных народов, чудесной природой, восхитительной архитектурой и экзотическими цивилизациями".

Консультировал и финансировал эту "подвижническую" структуру по "торговле с людоедами", если воспользоваться выражением Ллойд Джорджа, один из крупнейших банков США - Chase National Bank. И это происходило в стране, не имевшей до 1933 года дипломатических отношений с СССР. Вашингтон официально отказывался признавать Москву из-за массовых репрессий в СССР и подрывной коминтерновской деятельности в глобальном масштабе. И в то же время именно с позволения американских властей СССР разрешалось вывозить из США в единичных экземплярах новейшие образцы военной техники, которые не внедрялись даже в американской армии, уступавшей в то время по численности румынской. Зачем беречь военные секреты, которые к моменту возникновения войны уже устареют? Пусть думают, что мы такие наивные люди. Что мы готовы за деньги делать все, что угодно, даже создавать экономическую базу и вооружать страну, на гербе которой - серп и молот на фоне земного шара - почти как якорь на гербе Морской пехоты США.

Истинная же причина этой странной, на первый взгляд, позиции заключалась в том, что до появления ЦРУ функции экономического шпионажа возлагались в США на Государственный департамент, где не все сотрудники понимали скрытые пружины политики мыслящего в глобальном масштабе и на перспективу истеблишмента, и они завалили бы в случае более раннего дипломатического признания СССР Вашингтон тоннами алармистских докладов о невероятном экономическом накачивании страны, власти которой уничтожают целые классы и социальные группы, и откуда грозят всему миру мировой революцией. Участия США в индустриализации СССР надо было "не заметить" до той поры, когда советские власти смогут обходиться во многом уже сами. Когда военная экономика будет способна насытить вооруженные силы горами оружия, выпущенного на тракторных, автомобильных, авиационных и других заводах.

Как "догадалась" примерно в это время армейская разведка США, "настоящей целью" завода по сборке грузовиков, открытого американской компанией Ford в Берлине в 1938 году, было производство "военных транспортных средств для вермахта". А Сталинградского тракторного?

Чем расплачивался СССР?

Чем расплачивался СССР за амбиции советского руководства сделать коммунизм новой религией всего мира, принеся его западным и восточным трудящимся на штыках Красной армии, и планы американского истеблишмента использовать Сталина в своих интересах? Коллективизацией, индустриализацией, пещерным жизненным уровнем, элементарным голодом. За океан в качестве оплаты за эти амбиции и проекты уходили золото, отобранные у Русской Церкви ценности, как и изъятые у полуголодных граждан через "Торгсины" (А в "Торгсине"-магазине - хлеб, масло, колбаса, а у нас в Кооперативе - солнце, воздух и вода"), лес, нефть и, главное, хлеб. Когда в Европе догадались, что сырьевой колонии из СССР не получится, и для чего на самом деле проводится индустриализация страны, там с подачи британцев и французов отказались вначале принимать советское золото, потом лес. Как-то сразу вспомнили, что его добывают узники ГУЛАГа. Это и был предлог. В 1933 году британско-советская торговля сократилась на 80%.

А еще говорят, что на Западе экономика доминирует над политикой. Обратим внимание: это происходило в разгар Великой депрессии! А вот зерно продолжали покупать, рассчитывая, что голод и поразившая СССР засуха выбьют из рук Сталина это единственное остававшееся у него платежное средство. Тогда за индустриализацию нечем будет платить, она захлебнется. Сталин, однако, проявил "выдержку": миллионы погибли от голода, но он не сдался. Потом он как-то признался Черчиллю, что даже в 1941 году не чувствовал такого напряжения. Хотя он и его приближенные от голода никак не страдали. Сталин ограничил экспорт зерна за рубеж лишь после двух голодных лет, когда индустриализация была в основном закончена, нужные заводы - построены и были готовы давать продукцию. Ведь работников надо было чем-то кормить.

Ускоренная индустриализация завершилась не только тогда, когда у СССР кончились деньги, но и когда советские власти осознали, что теперь могут обходиться без иностранцев: они не должны увидеть, что вместо тракторов с конвейеров начинают сходить танки. Вместо них будут трудиться свои инженеры и техники, 2 миллиона из которых были подготовлены в предыдущие годы иностранными специалистами, во многом - американцами. Зарплату им можно платить минимальную, ершистых отправить, кому повезет, в "шаражки", а кому нет - на лесоповал, до лучших времен, если выживут, конечно. Пусть там и бастуют, если осмелятся. Ну а из сельских механизаторов выйдут прекрасные водители-танкисты: управлять трактором и танком это ведь практически одно и то же. Чтобы в час Х по приказу гениального вождя всех народов - вперед.

Роковой 1933 год

Именно в 1933 году, когда стало ясно, что СССР создал с экономической, финансовой и технологической помощью США и других западных стран милитаризированную экономику и начал готовиться к войне, Вашингтон удостоил его политического признания. Американских и прочих иностранных специалистов уже убрали с советских заводов - не все из них уехали, обогатившись, на родину, некоторые как "шпионы" отправились по этапам в ГУЛАГ. Но это, как любил говорить Сталин: "Лес рубят, щепки летят". Или, как говорят американцы: приемлемые потери. Теперь экономический шпионаж Госдепа уже был не опасен. К тому же, в США новый президент - Франклин Рузвельт, которого привели к власти именно те силы, которые готовили мир к мировой войне. В Вашингтоне теперь все было под контролем.

А Британия и Франция сделали из этого свои выводы, которые очень сильно устроили США: в противовес Сталину они привели - с американской же помощью - к власти Гитлера, который начал готовить Германию к войне. В Лондоне и Париже думали, что с СССР, отталкиваясь от антикоммунизма Гитлера и его программы расширения "жизненного пространства" на восток. Ради этого, отгородившись от фюрера на всякий случай "Линией Мажино", они даже решили пожертвовать созданными после Первой мировой войны государствами к востоку от Германии, позволив также Гитлеру без единого выстрела ввести войска за Рейн, аннексировать Австрию, возродить авиацию, ввести всеобщую воинскую повинность, создать огромный вермахт, численность которого за несколько лет превзошла рейхсвер в 42 раза.

А американцы в это время втайне посмеивались над британцами и французами. Они лучше знали Гитлера, понимали, что он обратится вначале на запад, так как вели его к его новой роли с начала 1920-х годов, подготавливая в Европе войну всех против всех. Им не удалось навязать свою волю Старому континенту после Первой мировой войны, и они почти сразу стали готовить Вторую. Предоставленные ими миллиарды долларов на развитие промышленности, новейшие ноу-хау, позволившие Германии вести современную войну, не имея серьезной сырьевой базы, изощренные способы манипулирования массами - все это вкупе с немецким трудолюбием и дисциплиной позволило подготовить эту страну к глобальной бойне в рекордные сроки. Как это начиналось, можно прочитать в мемуарах старого друга Гитлера и Рузвельта Эрнста Ганфштенгеля "Гитлер. Утраченные годы".

Марионетки и кукловоды

Так правящие круги США, прежде всего, группа Рузвельта готовили мировую войну, используя реваншизм гитлеровской Германии, курс Сталина на мировую революцию, но не с помощью демагогии, как предлагал Троцкий, а более надежными, военными методами. Ну а чтобы втравить в это дело Японию, которой США экономически помогали завоевать Китай, оказывая одновременно помощь китайцам, они ввели против Токио в нужный момент экономическое и финансовое эмбарго, лишили поставок нефти, железа, потребовали вывода японских войск из Китая, отвергли все компромиссные варианты, "подставив" японцам свой флот в Перл-Харборе и бомбардировщики - на Филиппинах. Спровоцировав войну в Европе, Рузвельт спровоцировал ее и в Азии, и добился того, чтобы общественное мнение США поддержало вступление страны в мировой конфликт, на подготовку к которому у американского истеблишмента ушло 20 лет. И кем были во всей этой дьявольской комбинации Сталин и Гитлер с их безлики японскими коллегами? Марионетками и никем больше, втравившими свои страны в катастрофу с различными сроками исполнения.

ИСТОЧНИК: https://ug.tsargrad.tv/articles/zachem-ssha-industrializirovali-sssr_49165

Поделиться в соцсетях
Оценить
Комментарии для сайта Cackle

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх