Ну и кашу заварил митрополит Марк. И кто ж его за язык-то потянул. Кому вообще приходило в голову оценивать героев комедии - истории- перевертыша, где всем положено ходить вверх ногами - с точки зрения ценностей. А знаете, в общем митрп. Марк не так уж и не прав. Да, когда-то эта история была просто смешной и с аксиологией в нее лезть было глупо. Но мы ее посмотрели уже по пятидесятому разу. Все смешное в ней уже давно стало афоризмами. А мы продолжаем смотреть (на зло его высокопреосвященству). Что мы в ней еще не разглядели? И вот тут, через пятьдесят лет после появления этой странной истории, есть повод поговорить о ней как о боьшом искусстве и философской притче. А может, владыка Марк в чем-то и прав - истории, несущей религиозный подтекст. Но не нравственный, а этический. Ошибка владыки в том, что он пытается смотреть фильм с точки зрения "кто тут прав, а кто виноват", в то время как сама история про человеческие отношения. А в них правых и виноватых ищут только брошенные любовниками тетки. Вы не обращали внимание, что в человеческих отношениях от участников процентов 10-15 зависит. Остальное - обстоятельства. Человеческие отношения не про правых и виноватых. И в стране Достоевского это можно было бы уже и понять. В человеческих отношения важно как себя в них вести перед лицом судьбы, рока, без того, что тебе дана некотороая фора в виде твое собственной правоты: "Я ему ничего, а он мне вон чего! Гад он! Убей его, Шилов". Быть правым перед роком - святотатство и богохульство. Прав рок.
Вы обратили внимание, что "Ирония судьбы" построена по схеме классической греческой античной трагедии. Софокл! В ней сюжет двигают не люди, а рок. Кстати, я очень надеюсь, что владыка Марк именно это имел в виду, когда сомневался в в том, что это христианский фильм. Сам рок является главным действующим героем. И не герои двигают действие , но положение вещей. А вот дальше уже от них самих - их доброты и даже веры зависит, как этот рок обойдется с ними. Их нравственность открывается в том как кто вел себя перед неизбежным. Кичился он своей правотой или понимал, что здесь происходит большее, чем обязательства людей и богов перед ним - здесь священнодействовала судьба. Именно поэтому пресловутый Ипполит, будучи прав на все 100%, оказывается неправ и наказан даже. Он отрицательный герой именно поэтому. Хотя Рязанов делает его несимпатичным даже внешне и по занимаемому в обществе положению. Но это все детали игры со зрителем. Мы говорим чисто о сюжетной линии. Такая же жертва обстоятельств и Евгений. Но! Мы должны смотреть этот фильм теперь как большое произведение искусства. Для нас это нагромождение случайных событий. Но на самом деле через появление любых второстепенных героев этот рок ведет всех от минуса к плюсу. К примеру, появление двух дурных училок (Талызина Ахеджакова). Зачем они нужны по сюжету? Песню про вагон голосом Пугачевой спеть, дав зрителю передохнуть? Вся нелепость их положения раскрывает Женю с очень хорошей стороны. Нам какие-то вещи из 70-х не понятны. Ну, подумаешь, сплетню по школе запустят: встречает новый год с первым встречным. Тоже мне, боится мнения. Будь выше! А между прочим по КЗоТу тогда за безнравственное поведение педагогического работника увольняли - прямая статья была. С волчьим билетом. И Женин визит означал для Нади конец всему - и надеждам на счастье, и работе. И Женя это очень хорошо понимает. Поэтому его последующее уходу училок странное поведение - такое либизение - не куртуазность вовсе, а извинения. И за них он роком же вознагражден. Надя его понимает и принимает. А перед этим он ведь делал все ей назло. И таких мест, где Женя может достойно вести себя перед лицом судьбы, много. А Ипполит все время заявляет свои права богам! Прометей хренов. В итоге и Ипполит научился этому же в его финальном появлении с мытьем в пальто.
Все это - пусть и языческая, но нравственность. Высокая нравственность. Героизм в античном смысле. Так что митрополит Марк очень красивую тему возбудил. Нарочно ли?
Рязанский митрополит Марк раскритиковал фильм «Ирония судьбы
Рязанский митрополит Марк в канун Нового года раскритиковал новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром». Его видеобращение опубликовано на сайте Рязанской епархии. Митрополит отметил, что назвал идею фильма «неположительной». Священнослужитель объяснил, что «новогоднее чудо», произошедшее в картине, построено на предательстве. «Во-первых, это обретение новой любви построено на предательстве — на предательстве своей невесты», — сказал Марк. Он пояснил, что церковь призывает людей к труду и работе над собой. «Мы говорим о том, что нужно работать над собой, что любой результат является следствием постоянного труда. А здесь совсем другая картина: для того, чтобы случилось чудо, не нужен труд, можно просто встретиться, посидеть, напиться — и чудо произойдет само собой», — пояснил митрополит. По его мнению, эта идея «наполняет душу человека ложными, несбыточными мечтаниями».
Источник: https://www.rzn.info/news/2019/1/1/ryazanskiy-mitropolit-mark-raskritikoval-fil-m-ironiya-sud-by.html