Минпромторг пообещал не закрывать магазины и призвал россиян не закупаться впрок

Опубликовано 17.03.2020
Минпромторг пообещал не закрывать магазины и призвал россиян  не закупаться впрок

На выходных продавцы столкнулись с нехваткой некоторых товаров

Наталья Ищенко

Ксения Вирченко

Екатерина Бурлакова

Столичные магазины в минувшие выходные столкнулись с нехваткой некоторых товаров /Ксения Вирченко / Ведомости

Правительство попросило торговые сети оценить, на сколько дней хватит их товарных запасов по социально значимым товарам, а также на сколько они смогут нарастить поставки «на случай непредвиденных обстоятельств». Такие данные Минпромторг 13 марта запросил у Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие федеральные сети) и Союза независимых сетей (СНС, объединяет крупнейшие региональные сети). Они должны предоставить данные до 16 марта. Минпромторг в своей просьбе ссылается на поручение вице-премьера Татьяны Голиковой. Ее представитель от комментариев отказался.

Среди продуктов, по которым Минпромторг запросил данные, – сырокопченая колбаса, рыбные и мясные консервы, говядина, свинина, куры, подсолнечное и сливочное масло, молоко, яйца, сахар и соль, рис, пшено, гречка, картофель, капуста, морковь, детские смеси – заменители грудного молока и некоторые другие продукты.

Также сегодня, 15 марта, министр промышленности и торговли Денис Мантуров провел совещание с торговым сетями, на котором обсуждалась ситуация на продовольственном рынке, рассказали «Ведомостям» два участника встречи. Чиновники, по словам одного из них, хотели понять, достаточно ли продуктов на складах и как избежать их дефицита.

Из-за коронавируса спрос на товары с длительным сроком хранения (крупы, другая бакалея, консервы, бытовая химия и проч.) вырос еще в начале марта. Сначала ажиотаж пришелся на крупные онлайн-магазины, но к выходным 14–15 марта его ощутили и крупнейшие федеральные сети. В некоторых московских магазинах были пустые полки с крупами, отсутствовали популярные и дешевые товары, убедились журналисты «Ведомостей», посетив несколько десятков точек в разных частях Москвы.

Россияне начали запасаться едой в страхе перед эпидемией коронавируса

Резко подскочили продажи консервов, бакалеи, бытовой химии и туалетной бумаги

Чуть раньше продукты с полок начали исчезать и в европейских городах. В Италии, где правительство объявило о всеобщем карантине еще 9 марта, из магазинов исчезли нескоропортящиеся продукты, туалетная бумага и дезинфицирующие средства. На входе в торговые точки стоят очереди из покупателей, а некоторые товары (туалетная бумага, санитайзеры) продаются в ограниченном количестве на одного человека. Подобная ситуация наблюдается в Испании, Австрии, Финляндии, Франции и других странах.

«С учетом происходящего в зарубежных странах мы, безусловно, мониторим ситуацию на потребительском рынке и делаем это совместно и с региональными властями, и с сетями», – заявил «Ведомостям» представитель Минпромторга России.

Федеральное правительство, сети, местные администрации контролируют ситуацию, уверяет председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков. Нет проблем ни с запасами, которые сформированы исходя из повышенного спроса, ни с операторной доставкой товаров повышенного спроса в магазины – особенно в те, чьи складские помещения не очень большие и куда товары надо везти из распределительных центров. Складских запасов розницы достаточно на несколько недель работы, запасы продолжают формироваться.

Минпромторг подчеркивает, что продовольственные магазины любых форматов «никто не планирует закрывать». Торговые сети заранее начали создавать товарный запас, говорит представитель министерства: даже если где-то локально обнаружится пустая полка, то это не потому, что товара нет, а потому, что выкладка на полку происходит в соответствии с определенным циклом – товар на разных его этапах может быть в подсобных помещениях, в пути, в машине, в распределительном центре торговой сети. «И хотелось бы предупредить потребителей, что у любого товара есть срок годности, и та же крупа, приобретаемая сейчас впрок, не может храниться вечно. Поэтому мы, конечно, призываем граждан осознанно и рационально подходить к планированию собственных покупок», – добавил представитель министерства.

Пустые полки в магазинах Европы и США. Фотографии

Люди запасаются продуктами, туалетной бумагой и бытовой химией на случай карантина

«В части магазинов сейчас наблюдаем повышенный спрос на отдельные товары», – подтвердил представитель X5 Retail Group, владеющей «Пятерочками», «Перекрестками» и «Каруселями». Поэтому сеть, говорит он, налаживает дополнительные поставки со складов во всех регионах: в магазин поступают большие партии, чаще пополняются полки. «Это требует дополнительных усилий от сотрудников и может занимать больше времени», – добавил он.

Производители, по словам представителя X5, поставляют товар вовремя и на складах достаточный запас: «Если на полке в магазине недостаточно товара, то завтра ее пополнят новой поставкой со склада».

Супермаркеты и гипермаркеты «О’кей» также заметили рост спроса в Москве на продукты с долгим сроком хранения, в частности на консервы, крупы, макаронные изделия, воду, а также на дезинфицирующие средства. «В других регионах ситуация пока более спокойная», – отмечает представитель ритейлера.

Аналогичная ситуация и у мелкооптовых центров Metro, подтверждает его представитель. Из-за заметного увеличения спроса товары действительно могут выкладываться на полки в торговых залах с некоторыми задержками.

Вырос спрос и в супермаркетах «Азбука вкуса», говорит представитель компании. Темпы роста существенно выше сезонных по бытовой химии, предметам и средствам гигиены, бакалее, охлажденному мясу, чаю и кофе, замороженным продуктам. Рост спроса на доставку из интернет-магазина av.ru за последние две недели составил 5–10%, а за пятницу и субботу он вырос уже на 60% по сравнению со среднеплановым, логистическая служба ритейлера перегружена. «Рост спроса связываем с реакцией населения на информационный фон по темам эпидемии коронавируса и карантинного режима, а также на рост курсов валют», – говорит представитель сети.

Производители продукции, на которую резко вырос спрос, уже начали увеличивать отгрузки сетям, рассказали их представители «Ведомостям». Запросы на поставки от ритейла резко выросли за последнюю неделю – на крупы, макароны и муку, в основном речь о поставках в Москву, говорит представитель «Макфы». Пока компания справляется с возросшим спросом, однако в дальнейшем, возможно, придется увеличивать производство, говорит собеседник «Ведомостей».

Заявки на поставку от некоторых сетей больше, чем обычно в 3–10 раз, рассказал президент «Мистраль-трейдинга» (поставщик круп «Мистраль») Беслан Агрба. От одной московской сети пришла заявка на поставку, в 10 раз превышающая обычные потребности, рассказывает сотрудник другого крупного поставщика бакалеи.

Ажиотаж связан с двумя причинами, считает Агрба. Во-первых, потребители понимают, что, возможно, придется находиться дома на карантине, и они запасаются товарами первой необходимости. Во-вторых, курс доллара вырос и это неминуемо в итоге скажется на цене продуктов.

Вслед за медицинскими масками ажиотажный спрос перешел на антисептики

Их продажи взлетели, у некоторых продавцов товар заканчивается

Удовлетворить выросший в несколько раз спрос от некоторых сетей не получается, признал Агрба: «Компания пока поставляет в том же режиме, что и раньше. Иначе продукция закончится и каким-то магазинам ее не хватит». Тем не менее, добавил он, компания закупает больше круп и увеличивает производство.

Он рассчитывает, что через две-три недели ажиотаж утихнет – потребители сделают запасы и, возможно, распространение вируса из-за принятых государствами мер уже пойдет на спад.

Подразделение специализированного питания (детское и лечебное) Danone тоже столкнулось с повышенным спросом в конце прошлой недели, рассказывает региональный вице-президент компании по корпоративным отношениям в России и СНГ Марина Балабанова. Например, от некоторых дистрибуторов поступают заказы, равные их закупкам за несколько месяцев. Пока удается удовлетворить повышенный спрос.

АО «Прогресс» (производитель «Фрутоняни» и «Малышам») пока не получал запросов нарастить поставки от сетей, но его мощности позволят удовлетворить выросший спрос, говорит представитель компании.

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/03/15/825217-magazini

Россияне начали запасаться едой в страхе перед эпидемией коронавируса

Резко подскочили продажи консервов, бакалеи, бытовой химии и туалетной бумаги

Ксения ВирченкоТатьяна Романова

Крупная розница готовится к наплыву клиентов. X5 изучает возможность дополнительной закупки базовых продуктов и антибактериальных средств, сообщил ее представитель /Е. Разумный / Ведомости

В феврале в России резко вырос спрос на продукты с длительными сроками хранения, мыло, бытовую химию и предметы личной гигиены. Об этом «Ведомостям» рассказали представители и сотрудники нескольких торговых сетей и производителей продовольствия и бытовой химии. Люди делают запасы на случай разрастания эпидемии коронавируса.

В онлайн-магазине «Утконос», по словам его представителя, продажи консервов за последнюю неделю февраля подскочили на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, бакалеи – круп, макарон и проч. – на 55%, различных напитков – на 25%, замороженных продуктов – на 18%.

Продажи нескоропортящихся продуктов и воды на маркетплейсе goods.ru за последние две недели февраля выросли почти в четыре раза год к году, бытовой химии – в пять раз, рассказывает представитель площадки.

У Wildberries за последние две недели февраля продажи средств для стирки и хозяйственного мыла взлетели примерно в восемь раз, средств для мытья посуды – почти в четыре раза. Продажи овсяной крупы, растворимых супов, лапши, пюре и консервов по сравнению с началом месяца выросли примерно втрое, манки – почти вдвое. Ажиотажным был и спрос на предметы личной гигиены. Продажи туалетной бумаги выросли на 175% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, влажных салфеток – на 241%, обычных – на 185%. Это никак не связано напрямую с коронавирусом, уверен представитель Wildberries. Площадка серьезно расширила ассортимент за 2019 г.

Вслед за медицинскими масками ажиотажный спрос перешел на антисептики

Их продажи взлетели, у некоторых продавцов товар заканчивается

В «Ашане» спрос на консервы за две последние недели февраля вырос на 5% по сравнению с началом месяца. Никакого ажиотажа нет, говорит представитель сети магазинов.

Представители других крупнейших ритейлеров – X5 Retail Group, «Магнита» и «Ленты» – отрицают резкий рост продаж нескоропортящихся товаров в своих магазинах. По их словам, рост спроса на некоторые продукты традиционно связан с праздниками: Масленицей, 23 февраля и 8 марта.

По данным компании «Платформа ОФД», через которую фискальные данные со всех контрольно-кассовых аппаратов в России передаются в налоговую службу, за последние две недели февраля продажи туалетной бумаги выросли на 5% год к году. На столько же увеличилась и выручка от предметов личной гигиены. Данных по продажам продовольствия с длительными сроками хранения компания еще не подсчитала.

Но крупная розница готовится к наплыву клиентов. X5 «анализирует потенциальную возможность дополнительной закупки базовых продуктов и антибактериальных средств», сообщил представитель компании. Вечером 6 марта одна из крупнейших продовольственных сетей страны прислала запрос о возможном увеличении поставок товара в ближайшее время, сообщил «Ведомостям» топ-менеджер крупного российского производства макарон и круп. Представитель одного из крупнейших производителей бытовой химии подтвердил взрывной спрос на свои товары со стороны розницы и дистрибуторов.

«Детский мир» из-за коронавируса запасся китайскими товарами до осени

Продавец товаров для детей боялся остановки поставок

Основная причина высокого спроса – боязнь эпидемии коронавируса, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Многие россияне еще помнят времена позднего СССР, когда товары зачастую отсутствовали на полках магазинов; кто-то боится повторения многочисленных кризисов последних лет, когда резко могла подорожать какая-то категория продуктов, например, гречка. Консервы, крупы, макароны – это недорогая продукция, к тому же на нее часто есть большие скидки; поэтому многие могут позволить себе закупить их впрок, объясняет Бурмистров.

Ажиотажный спрос на продукты, химию и предметы личной гигиены именно в онлайн-магазинах тоже легко объясним, считает Бурмистров. Люди боятся выходить на улицу, чтобы не заразиться. Поход же в обычный магазин сопряжен с риском подхватить инфекцию в людном месте. Услуги интернет-площадок нивелируют эти риски и дают людям возможность реже бывать в потенциально опасных общественных местах.

В условиях недостатка информации о коронавирусе, недоверия к государству, беспрецедентных профилактических мер, которые оно применяет, «бурления» в социальных сетях люди чувствуют страх перед неизвестностью, на подсознательном уровне пытаются обезопасить себя и создать иллюзию контроля над ситуацией. Именно поэтому они скупают маски, лекарства и нескоропортящиеся продукты, считает гештальт-терапевт, психолог центра Agressia.Pro Владислав Волков.

Продажи арбидола взлетели из-за рекламы и коронавируса

С конца января продано 1,3 млн упаковок препарата

На момент публикации в России было зарегистрировано 14 случаев заболевания коронавирусом, в том числе у 11 россиян, двух граждан Китая и одного итальянца. Три человека выздоровели. В мире выявлено более 102 000 заболевших примерно в 100 странах: умерли почти 3500 человек.

После того как 31 января в России был зафиксирован первый случай заболевания коронавирусом, подорожали и начали пропадать из аптек медицинские маски. Уже 5 февраля вице-премьер Татьяна Голикова жаловалась президенту России Владимиру Путину на резкий рост цен в некоторых аптеках на маски и лекарства, нужные для борьбы с коронавирусом. По ее словам, некоторые аптеки подняли цены на маски до 70–100 руб., тогда как до Нового года они стоили 1,5 руб. 4 марта руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что «ажиотажный спрос на медицинские маски из-за коронавируса удалось сбить за счет роста производства этой продукции, однако в некоторых российских регионах все равно наблюдаются перебои с их поставками». С 4 марта правительство ввело временный запрет на вывоз из России масок, респираторов и др. В феврале начале марта также резко взлетели продажи антисептических средств в аптеках, магазинах и на онлайн-площадках.

Представители Минэкономразвития, Минсельхоза, Минздрава, Роспотребнадзора, Росздравнадзора и Голиковой не ответили на запросы «Ведомостей», разосланные вечером 6 марта.

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/03/07/824710-v
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Олег Кашицин
г. Антрацит, ЛНР
Станислав Воробьев
Санкт-Петербург
Павел Турухин
Сергиев Посад
Евгений Шевцов
Севастополь
Наверх