Назначение, прочность и цель православной семьи

Опубликовано 26.01.2019
Назначение, прочность и цель православной семьи

Московская педагогическая академия недавно получила правительственный гранд за книгу «СЕМЬЯ. ПРОЧНОСТЬ, ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ» под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Московской педагогической академии Н.В. Маслова.


В книге собраны цитаты, мысли, изречения выдающихся просветителей – христианских подвижников, русских святых – о семье, браке, назначении семьи, правильном ее устроении, роли мужа, жены. Большой раздел в книге составляют наставления о воспитании детей, как избежать ошибок, которые ведут к плохому воспитанию.


Составители обращаются к наследию просветителей, которым была открыта суть вещей и явлений и сама их жизнь является примером нравственного подвига. Они были не только выдающимися мыслителями, но и замечательными педагогами, умеющими искоренять зло в душах людей.


Книга адресована педагогам, родителям, молодежи, работникам социальной сферы, поскольку позволяет осмыслить сложившуюся в русском обществе в течение столетий традицию семейного устроения и воспитания детей.


Книга издана небольшим тиражом, поэтому мы публикуем некоторые цитаты, которые будут полезны нашим читателям.

Цель брака – совокупными силами достигать Царства Божия

И вы должны разуметь всегда, для чего Господь соединил вас узами брака, венчав в плоть едину: именно вы должны непрестанно совокупными силами достигать Царствия Божия, а если Бог даст чад, и их также воспитывать и приготовлять наипаче к наследию вечных благ, ибо временные блага обманчивы, кратковременны и не составляют цели нашей жизни. Христианам обещаны блага нетленные, духовные, вечные. Возбуждайте друг друга к любви Божией и горним благам и любви к ближнему.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Условия истинности Таинства брака

Условием истинности этого Таинства святитель Тихон Задонский считает «обоих согласие принятия с собой супружества, и хранение между собой любве, во еже не оставити единому другого до конца жизни своея». Это условие одновременно является высшей целью брачного союза, объединяющего двух лиц.

Какие браки запрещены?

Спрашиваешь о браке племянника и племянницы на родственных лицах, говоря, что ныне разрешают. Что ж толку-то, что разрешают? Супружеского счастья не бывает за это; да и на детях отражается неизлечимо болезненностью детей, а поэтому я могу советовать на подобные браки не решаться.
Преподобный Амвросий Оптинский

Разлад в семье сказывается на обществе

Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, зачинаются раздоры и тяжбы, упадает деятельность, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность, и приходят в расстройство дела общественные.
Иеромонах Глинской пустыни Порфирий (Левашов)

Одежда имеет влияние на нравственное чувство

Символический язык доступен нам, как и членораздельный. Костюмы – тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека. Одеяние мужа и смех зубов и стопы человека возвестят, яже о нем, говорит сын Сирахов (Сир. 19, 27). Следственно, и наоборот – костюмы могут воспроизвести в сознании то, что ими обнаруживается, - тем более что в сердце нашем есть природное сочувствие, которое особенно затрагивает какую-либо нашу страсть. Костюмы- вещи бездушные, часто уродливые и бессмысленные – сильно действуют на душу.
Иеромонах Глинской пустыни Порфирий (Левашов)

Основная забота мужа

Муж должен думать о том, чтобы словами и делами насаждать в доме благочестие.
Святитель Иоанн Златоуст

Жен надо воспитывать

Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению.
(Домострой. Семья. Т.1)

Зависимость благополучия общества от поведения жен

Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу. Когда пала праматерь, не устоял и праотец и все подверглось крушению; те же роковые явления последовали и за падением дочерей ее. Выходя из определенного своего круга, они делаются либо своенравными, дерзкими, гордыми, расточительными, любостяжательными, либо беспечными. И тогда в семействах нарушается порядок, целое рападается на части, отец восстает против сына, сын против отца, брат против брата; и все взаимно разрушают свою честь и достояние. Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные. К таким последствиям приводит разнузданность женщин.
Иеромонах Глинской пустыни Порфирий (Левашов)

Роль матери

Я всегда твержу матерям, заботливым о чадах… Вы – причастницы мученического подвига, ждите и венца такого.
Ничья молитва о детях так не доходит до Господа, как молитва матери.
Святитель Феофан Затворник

Когда семейная жизнь становится святой

Святитель Феофан рассказывает, что есть мир и мирская жизнь. «Мнение,- пишет он,- будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски. Но если в мире не жить по мирски, то для спасения от сего беды нет. Мир – страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей… Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, бывает такой, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворения их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завести эту жизнь, что бы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь. Богом благословенная.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Хозяйство – дар Божий

Хозяйство – не мудреная вещь. Скоро вглянитесь, и ничто уже не будет вас затруднять. Только не нерадите. Хозяйство и все, ему принадлежащие, есть дар Божий. Надо блюсти его и возделывать. Только в цели надо при сем иметь славу Божию. Свято соблюдайте… отделять часть неимущим – по силе, но не паче силы. И доброе все пойдет.
Святитель Феофан Затворник

Жить с мужем, хотя и в нужде

…довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.
Преподобный Амвросий Оптинский

Детьми надо заниматься

Детей отчуждение дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки…
То что дивного, что они отчуждаются от вас?.. Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.
Святитель Феофан Затворник

Родители часто бывают виновными в духовной гибели детей

С болезнью и воздыханием видим, что многия дети в юности развращаются. Сие случается им отнебрежения родителей. Многие родители научают детей своих художеств, к временному житию служащих, иныи иностранных языков тщатся научить, и не мало суммы на то иждевают, но о христианском учении не брегут, и по-христиански жить детей своих научить не радят. Таковые родители к временной жизни детей своих рождают, но к вечной двери затворяют.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Наряды

Наряды, которыми девицы особенно занимаются и которые кажутся безвредными, недовольно располагают их к помыслам искусительным и мало-помалу ослабляют чувство скромности. Мода нередко вводит бесстыдные обнажения, пред которыми даже молодой мужчина, если он скромен, со стыдом потупляет взоры. С той поры, как Запад облек девиц в прозрачные, легкие покровы, нравы их стали изменяться, они сделались вольнее, почувствовали желание нравиться.
Иеромонах Глинской пустыни Порфирий (Левашов)

Чтобы дети почитали родителей, необходимо, чтобы сами родители почитали своих отца с матерью.
Хочешь ты, чтоб тебе в силу пятой заповеди, дети твои почитали: должен и ты сам своих родителей почитать.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Плоды доброго воспитания

От доброго воспитания добрые плоды следуют: 1)плод благочестивого жития в возрастших детях; 2) родителям радость и утеха о добронравии детей своих; 3) несомненная вечного живота надежда; 4) таяжде надежда добрая и предвидится быть и во внуцех, ибо дети, как сами добрые наставлены, так и своих детей наставлять не преминут; 5) честь и похвала фамилии; 6) подпора отечеству.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)


Подготовила Татьяна Филипова

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх