Почему православная церковь поддерживала крепостное право

Опубликовано 18.05.2021
Почему православная церковь поддерживала крепостное право

Картина художника Клавдия Лебедева "Продажа крепостных с аукциона".

В современном мире ведутся многочисленные споры на тему того: поддерживала ли православная церковь крепостное право в прежние времена.

Сами православные христиане утверждают что церковь никогда не поддерживала рабство, а упреки о его пропаганде являются лишь глупыми агитками коммунистов.

Для того чтобы понять кто прав, давайте рассмотрим отношение православной церкви к крепостному праву в рамках истории России.

Но для начала я хотела бы Вам процитировать слова авторитетных представителей духовенства XVIII-XIX века, для того чтобы показать истинное отношение новообрядческой православной церкви к крепостному праву.

Тихон Задонский (канонизирован в лике святителей)

Что господа приказывают, то крестьяне должны делать, и какие оброки налагают, — давать, и какую работу повелевают, — исполнять. И все это им должно творить безропотно, творить ради Господа, ибо Господь так повелел. Работайте же, о возлюбленные и смиренные овечки, не ради людей, а ради Господа. Будете ради Господа работать, когда все по заповеди Его будете творить, и угождать будете не людям, а Господу. Тогда подлинно будете Божиими рабами и свободными во Христе, хотя и называетесь рабами человеческими.

Отрывок из книги Тихона Задонского "Наставление христианское"

Игнатий Брянчанинов

Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий Брянчанинов также открыто защищал рабство, причем он даже не стеснялся называть вещи своими именами, говоря рабство, а не крепостное право. В последствии этого человека тоже признали святым.

"Рабство , как крепостная зависимость крестьян от помещиков , вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах»
"Слово Божие и Церковь – как Вселенская, так и Российская – в лице святых отцов, никогда и ничего не говорили об уничтожении гражданского рабства»
"Не твое дело, что господин твой бесчеловечен, ему за это судит Бог. Ты неси свой крест, данный тебе Богом ради твоего спасения. Неси безропотно, благодаря и славословя Бога с креста твоего"

Для того чтобы Вы поняли, почему православие поддерживало и культивировало рабство, я расскажу Вам некоторые ключевые моменты, связанные с этим вопросом, из истории России.

Сразу после крещения Руси князем Владимиром церковь становится землевладельцем. С XI века появляются так называемые церковные крестьяне. Это было феодально зависимое сельское население, в чью обязанность входила обработка церковных земель. В то время хоть и употреблялся термин крепостное право, но крестьяне были относительно свободными людьми, имевшими возможность менять работодателя.

Во второй половине XV века церковное общество разделилось на так называемых стяжателей и нестяжателей. Нестяжатели выступали за аскетический образ жизни клириков. Они предлагали по возможности отказаться от монастырского землевладения и использования наемного труда. По их мнению церковь и монастыри должны были кормиться собственным трудом.

Стяжатели или иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) напротив отстаивали право церкви владеть землей и использовать труд крестьян.

В итоге победили иосифляне. Именно это и определило дальнейший вектор развития православной церкви и стало одной из причин закабаления народа.

9 марта 1607 года Василий Шуйский вместе с Патриархом Гермогеном и Священным Собором, состоящим из высших иерархов православной церкви принимают «Соборное уложение о запрещении перехода крестьян». Таким образом крепостное право было официально одобрено русской православной церковью в начале XVII века.

С приходом к власти Романовых церковь становится все больше коммерческой и политизированной организацией. Формально первым на престоле Романовым был Михаил Федорович, но по факту правил его отец - патриарх Филарет.

Окончательное закабаление крестьян произошло в 1649 году. Когда при царе Алексее Михайловиче было принято новое соборное уложение. Именно в 1649 году крестьян фактически уравняли с рабами.

Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром.
Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. Википедия: Крепостное право

В принятии этих решений активно принимало участие высшее духовенство.

Далее в 50-х произошла церковная реформа. После которой всех несогласных с мнением новой никонианской церкви стали устранять физически.

В 1721 году Петр I отменил патриаршество. С этого момента высокие священные саны могли получить только те, кто был наиболее выгоден власти. Церковь стала частью государственного аппарата и отражала, прежде всего, волю императора и светской власти.

Это привело к тяжёлым последствиям для простых людей. Расцвет беззакония и произвола по отношению к крепостным произошел именно в XVIII веке. И хотя официально крестьян запрещено было продавать и убивать, все это имело место быть. Государство и церковь смотрели на эти вещи сквозь пальцы.

В это время положение церковных крестьян стало особенно тяжелым.

С них требовали и исполнения барщинных работ, и поставки продуктов сельского хозяйства, промыслов, и денежных поборов. Так, в челобитной крестьян Савво-Сторожевского монастыря названо до 30 денежных и натуральных поборов. История России XVIII -XIX веков Цимбаев Н.И.

В 50- х годах XVIII века прошли вооруженные восстания церковных крестьян. Самым крупным из них было восстание в Исетской провинции 1762 года. Восстание длилось целых два года. Основным требованием людей был переход в категорию государственных крестьян. Дело чуть не закончилось гражданской войной. К церковным крестьянам начали присоединяться помещичьи крестьяне. Правительству пришлось направить войска для подавления повстанцев.

Восстание церковных крестьян в 1762 -1764 году стало одной из основных причин секуляризации церковных земель в 1764 году. Церковь перегнула палку и в итоге лишилась земли, крестьян и значительной части имущества.

Во время подготовки отмены крепостного права (середина XIX века) новообрядческая православная церковь четко и однозначно обозначила свою позицию по отношению к рабству и социальному неравенству людей.

Настоящий спектакль устроил Митрополит Филарет, заявив, что во сне ему явился Сергий Радонежский и предупредил о том, что крестьянскую реформу проводить нельзя. Филарет даже стал проводить молебны против реформы.

По иронии Александр II приказал именно митрополиту Филарету подготовить манифест об отмене крепостного права. Деваться было некуда, так как православная церковь подчинялась императору. Между прочим, в 1994 году РПЦ причислила Филарета, поборника рабства, к лику святых.

В 1861 году крепостное право было отменено, но оно могло бы просуществовать гораздо больше, если бы это зависело от решения православной церкви.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/berdchanka/pochemu-pravoslavnaia-cerkov-podderjivala-krepostnoe-pravo-605c8c827271d71bc01f7b2e
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх