Еще со времен теории «Москва – Третий Рим» старца Филофея в России зародилась мысль о национальной исключительности. Расцвет ее пришелся на XIX век с его славянофилами и почвенниками. Центральную идею всех этих движения выразил Ф.М. Достоевский в дневниках. По его мнению, русские – народ-богоносец, миссия которого – спасти загнивающую Европу, а представитель этого народа не умеет по-настоящему ненавидеть, не стремится к славе, отвергает материальные соблазны и имеет прочие атрибуты настоящего христианина. При этом Достоевский в своих произведениях любил описывать убийц и бандитов, заглядывая к ним в души, и находя предмет для сочувствия.
Идея особой роли народа органично вписалась в идеологию СССР – первого пролетарского государства, миссия которого – наставить другие народы на пусть истинный, отвергая при этом материальные блага и осуждая консьюмеризм капиталистического мира.
Но вот СССР распался, наступили проклятые 90-е, и перед изумленными глазами жителей страны открылось истинное положение вещей. Люди жадно бросились потреблять те блага, которых не было в Союзе, деньги стали предметом культа, отовсюду появились т.н. «новые русские», которых презирали, и которым одновременно завидовали, произошел расцвет проституции и бандитизма. О последнем нужно сказать особо.
Бандиты в 90-е превратились из маргиналов в новую элиту, они гордились и в открытую похвалялись своим статусом, их влияние на власть и бизнес было безграничным. Трудно найти в мире аналог таких кровавых бандитских войн, какие были в 90-е в России. При этом русская мафия за рубежом считалась одной из самых жестоких группировок среди местного криминалитета, ее боялись и ненавидели.
А куда же делась пресловутая русская духовность? Ведь это же наша коренная черта, без нее нам трудно себя идентифицировать как народ. Как сочетается расцвет криминала с любовью и всепрощением? Чем русская мафия отличается от американских гангстеров?
И вот появляется фильм «Брат». Главный герой фильма Данила бескорыстный, всегда готовый прийти на помощь попавшим в беду. Да, он убивает людей, в том числе за деньги, но только плохих, без злобы и ненависти, а к полученным деньгам относится легко, раздавая их нуждающимся. Да, он антисемит и ксенофоб, но добрый и чистый душой. Вот идеальный образ «простого русского бандита».
И этот образ очень совпал с настроениями большинства населения разоренной «лихими 90-ми» страны. Конечно, у нас есть бандиты, но свои – «духовные», не то что «их» гангстеры. Они грабят и убивают, но не так, как на Западе, иначе. Людям хотелось верить, что среди наших бандитов много таких Данил, которые думают, что сила в правде, а не в деньгах.
Это кино помогло вернуть в сознание россиян идею своей исключительности, помирить духовность с бандитами. Поэтому фильм так полюбился простому зрителю.
В наши дни идея исключительности снова приобрела огромную популярность, опыт 90-х был забыт, люди снова поверили, что Россия – хранительница духовных скреп, луч света в темном царстве, судьба которой – спасти мир от тлетворных ценностей, захвативших Запад. И «Брат» сыграл в этом свою печальную роль.
Простой русский бандит Данила
Опубликовано
17.02.2021