Размышления о Великорецком крестном ходе в условиях пандемии: рассказы паломников и священнослужителей

Опубликовано 29.05.2020
Размышления о Великорецком крестном ходе в условиях пандемии: рассказы паломников и священнослужителей

Автор: Ольга Князева

В 2020 году шествие пройдет по-новому. Рассказываем, что об этом думают прихожане

Многие православные кировчане, а также жители других регионов этим летом традиционно должны были отправиться в Великорецкий крестный ход на реку Великую. Но из-за пандемии коронавируса массовые мероприятий в регионе запрещены, а крестный ход, где собирается более 70 тысяч, несомненно причисляется к этому разряду.

Ранее митрополит Вятский и Слободской Марк объявил, что в том году шествие пройдет исключительно с присутствием духовенства, без прихожан. Кроме того, в нашей области из-за сложной обстановки не ждут и гостей из других городов.

Конечно, никто не ожидал, что именно так будут разворачиваться события в нашем городе и стране. Верующие рассказали, что крестный ход для них стал частью жизни, поэтому каждый год люди ждут шествие, готовятся к нему. Но в этот раз его придется отложить. Но ведь сама традиция, как говорят верующие, заключается не в хождении, а в братолюбии.

История крестного хода. Кировский протоиерей Александр Балыбердин отложил поход в крестный ход до следующего года, поскольку в этот раз шествие может представлять опасность для людей. В прямом эфире на своей личной странице Вконтакте протоиерей рассказал об истоках появления крестного хода, а вернее о паломничестве. Сам Александр впервые пошел в Великорецкий крестный ход в 1997 году, а с 2000 года, став священником и секретарем Вятской епархии, ежегодно принимал участие в его организации и проведении.

Ни в начале 20 века, ни в 19 веке, ни, тем более, раньше такого не было, и быть не могло. Никому из жителей Котельнича, Орлова или Шестаково не могла прийти в голову мысль отправиться за сто и более верст в губернский город Вятку, чтобы там построиться в общую колонну и идти вместе с его жителями на Великую реку.Сами вятчане на Великую реку всем городом не ходили. Ни в древности, ни сто лет назад. Традиция была другой.

Горожане провожали чудотворный образ до реки Вятки, служившей естественной границей города, где с ним прощались. Как с самим святителем Николаем. После чего с иконой оставались только священники и «избранные горожане», помогавшие первым доставить чудотворный образ в село Великорецкое. До последней четверти 18 века — по реке, затем по суше, через села Бобинского и Великорецкого станов. Вперед и обратно.

Спустя несколько дней, когда икона возвращалась с Великой реки, жители Вятки снова встречали ее, как самого святителя Николая, у села Филейского и, обойдя крестным ходом город, торжественно вносили чудотворный образ в Кремль и ставили в Кафедральном соборе, где она находилась до следующего паломничества.

Так было при первой встрече чудотворной иконы. Так же продолжалось из года в год, веками. Поэтому утверждение, что «вятчане веками ходили в крестный ход, и поэтому в этом году в него также непременно надо идти», исторически не обосновано.

Несмотря на то, что уже много веков икона пребывает в Хлынове-Вятке-Кирове, где также прославилась множеством чудес. Великорецкая, то есть по-прежнему все еще принадлежащая жителям Великой реки, в утешение и помощь которым когда-то она была дана.

Как сказано в «Повести о Великорецкой иконе», когда великорецкий священник, опасаясь вражеского набега, единолично решил перенести чудотворный образ в Хлынов, под защиту его крепких стен, то он не смог сдвинуть чудотворный образ с места. Поскольку не ему одному эта икона была послана Богом, а всем людям.

Не поняв этого, священник отправился в Хлынов и привел с собой несколько знакомых ему клириков, но история повторилась – они не смогли сдвинуть икону с места. Поскольку, повторю, судьбу чудотворного образа было дано решать не им одним, а всем местным жителям. И лишь, когда вятчане пообещали ежегодно доставлять чудотворный образ на его первое чудотворное место, великорецкие жители с этим согласились и отпустили свою драгоценную святыню в Хлынов.

Как именно доставлять святой образ на его первое чудотворное место — на лодках или пешком — для них это было не важно. Главное, помнить о тех, кому эта икона была дана — Великорецких жителях, и видеть в них не отсталых селян, а своих братьев и сестер. Потому и данный хлыновцами обет всегда был и сегодня остается обетом не хождения, а братолюбия. А как именно может быть доставлена на Великую реку икона — это вопрос второй.

Означает ли это, что все эти годы мы занимались чем-то не тем? Вовсе нет! За тридцать лет своей новейшей истории, когда Великорецкое паломничество осуществлялось в виде Всероссийского крестного хода, для тысяч его участников он стал подлинной школой веры, надежды и любви. Счастье, что это нам было дано.

В этом году дано другое, в том числе дано внимательнее вглядеться в древнюю традицию, задуматься над ее смыслом и тем, ради чего мы в ней участвуем, что делает нас православными? В каком-то смысле это, своего рода, экзамен. Не только для тех, кто уже много лет ходит в крестный ход или его организует. Для всех нас.

На фоне сложившейся ситуации в 2020 году интересна история, которая произошла в начале 19 века. В 1837 году ход планировали перенести на несколько дней по инициативе губернатора Тюфяева,но этого не случилось в из-за громкого скандала с участием наследника престола. Об этом рассказал кировский историк, создатель экскурсии «Пешком по Вятке» Антон Касанов:

— Весной 1837 года Вятке ожидали приезда наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II. На дворе стоял 1837 год, и для губернатора Кирилла Тюфяева было очень важно показать с себя с лучшей стороны, чтобы остаться на своем посту. Так Вятка усиленно стала готовиться к приезду высокого гостя. Требовалось поспешить с устройством дорог, мостов, перевозов … горожанам было рекомендовано «иллюминировать свои дома, как бы много они ни придумали».

Тюфяев, чтобы угодить августейшей особе, решил перенести начало Великорецкого крестного хода на день (19 мая) приезда цесаревича (Великорецкий крестный ход начинается из Вятки 21 мая по старому, 3 июня по новому стилю). На такой шаг не решался еще ни один вятский губернатор.

Но эта идея не сработала. «Оставить праздник как был», - сказал Александр Николаевич, когда ему доложили об этом решении. Александр II не впечатлился его усилиями, а более всего царскую особу взбесила история с переносом крестного хода. Губернатор Тюфяев был отстранен от должности и больше высоко по карьерной лестнице не поднимался.

Крестный ход в 25-ый раз. Станислав Максимов, звонарь, житель Кирова, ходил в крестный ход с самого детства, и в этом году должен быть юбилейный, 25, ход.

— О крестном ходе я вспоминаю почти каждый день. Зимой особенно тоскую, пересматриваю фото и видео с хода. С улыбкой вспоминаю дождливые дни, непроходимые места в лесах, холодные ночи... После встречи Нового Года веду мысленный отчет, сколько дней осталось до хода. Готовлюсь, морально себя настраиваю на ход. А вот рюкзак собираю накануне 3 июня, то есть в ночь со 2 на 3 июня. Знаю, что мне нужно взять, и рюкзак быстро укомплектовываю.

Мои родители тоже ходили и ходят только не каждый год подряд, как я. Но и мысленно меня поддерживают,когда я иду один. Многие знакомые со мной ходили в первый раз. Я рассказывал им, что, где и как делать. Теперь каждый год ходят, но уже своими группами.

Я считаю, что идти нужно пешком. А на машине едут, те, у кого нет возможности идти пешком. Лично для себя считаю, что пройти какую-то отдельную часть хода, а другую часть проехать, не будет считаться за пройденный мною ход. Однажды было такое. Я приехал в Монастырское, а от туда пошел пешком. Этот раз я не засчитал для себя.

В 2020 году из-за пандемии отменили встречу паломников. И икону повезут на транспорте. Поэтому я не собираюсь идти. Но в Великорецкое на праздник мы все же собираемся ехать с ночевой. Поставим палатки, может на берегу. Там и помолимся у иконы.

Для чего вам идти в крестный ход?Над вопросом: «Стоит ли пойти в этом году в крестный ход», рассуждает кировчанка Ольга Тулякова.

— И в церковь, и в Великорецкий хожу более 20 лет. Про этот год пока думаю. Моя осознанная часть понимает, что большей жертвой будет остаться дома. Тем не менее, пока решение мною не принято.

Кировчанка призывает каждого человека, который если еще собирается в этом году в шествие, ответить на следующие вопросы:

1. Вы идете в этом году, чтобы что? Какова ваша внутренняя цель?

2. Вы идете во время эпидемии почему? (вируса не существует/надеюсь пронесет/хочу заболеть и пострадать)

3. Почему вы не слушаете рекомендации своего митрополита?

4. Вы думаете, если пойдете, это положительно скажется на имидже РПЦ и вообще верующего человека в обществе?

5. Вы уверены, что неизбежные в ходу скопления людей не приведут к новой вспышке заболевания?

— Мне кажется тем, кто собирается пойти в этом году, важно для себя ответить на эти вопросы. Важно понять, насколько собственное желание помолиться соотносимо с целью обычая возвращать икону, с эпидемией, с послушанием священноначалию, с искушением неверующих.

Мы пообщались также с верующими из других городов. Многие люди готовились к ходу заранее, покупали билеты, но из-за пандемии все планы поменялись. Однако пришлось смириться с таким решением.

Ольга Попова, жительница города Верхняя Тура Свердловской области, рассказала, что в Великорецком ходе принимала участие 3 раза: в 2015, 2017, 2018 годах.

— В прошлом году не получилась, о чем сожалею, по материальным причинам и по болезни. В этом году готовилась пойти с прошлого лета, билеты купила. Но пришлось сдать из-за ситуации с пандемией. Если позволят возможности, то в следующем году очень хочется отправиться в шествие.

Жительница Ижевска Ольга Шагал:

— Раньше мы ходили большой сборной группой: Ижевск, Ува, Воткинск, Можга, Завьялово, Чур, Набережные Челны, Пермь, Сургут, Сочи, Харьков... Собирались и ездили одним дружным автобусом. В этом году никто из нас не идет. Особенно сильно переживают дети. В нашей собранной Божиим Промыслом группе трое замечательных детей из Сочи и Харькова: София, Дарина и Лев.Им всего 7,8,9 лет, но они по праву самые почетные ветераны!

Ведь в Великорецкий крестный ход они ходят всю жизнь, а если быть точными, сперва они и ходить не умели: младенцами их несли на руках и катили в колясках мамы. В этом году им тоже придется пережить ход сердцем.Но, как говорится, на все воля Божия. Придется потерпеть. Другие знакомые группы также отказались от поездок. Но сердцем мы с вами! Крестный ход — это дело души. И обет братолюбия исполняется вне зависимости от расстояния.

Как проходил крестный ход в 2019 году, смотрите в нашем фоторепортаже. Тогда же нам удалось пообщаться с отцом Владимиром, старожилом крестного хода.

Петиция против хода. Обеспокоены своим здоровьем и жители населенных пунктов, где традиционно останавливаются паломники. В этому году они не готовы принять у себя верующих. Так, жители села Великорецкое даже подписали петицию с просьбой отменить крестный ход в этом году.

Жительница села Великорецкое Евгения Исакова поделилась, что всегда с радостью размещает на ночь знакомых - участников крестного хода. Но только в этом году это не представляется возможным:

— Я принимаю в гости знакомых, с которыми дружу и общаюсь долгое время. Но в этом году, конечно же, я опасаюсь за свое здоровье, здоровье близких, и поэтому я призываю воздержаться от всяких мероприятий, в том числе от крестного хода. В этом году некоторые паломники приняли решение размещаться в палатках на берегу реки Великой, это очень разумно с их стороны. Все зависит самих паломников: они должны отнестись с пониманием к такому тяжелому испытанию и позаботиться о нас.

Пенсионерка Татьяна Казакова принимает в своем дачном доме, который расположен в селе Великорецкое, по 50 паломников ежегодно. Первые звонки от верующих поступают женщине еще в мае: звонят и из Москвы, и из Ростова, и из области, чтобы договориться о ночлеге.

— Сама я живу в Гирсово, но в Великорецком есть дом, куда ежегодно приезжаю, чтобы принять паломников. В последнее время размещалось около полусотни людей: кто в сенях, кто в доме. Каждый год составляю список, что нужно привезти в дом: то простыни, то матрасы.

В этом году из-за коронавируса принять людей в дом не смогу, да и здоровье уже не позволяет. Но я счастлива, что за эти годы гости стали мне родными, со многими мы созваниваемся и общаемся.

Как пройдет шествие? Вятская Епархия приняла решение, что в этом году крестный ход пройдет по-новому: чудотворную икону святителя Николая будут перевозить из Трифонова монастыря в село Великорецкое на автомобиле и только в сопровождении духовенства, а все богослужения пройдут не в храмах, а на улице. Специальных условий для проживания в палатках, медицинского сопровождения этом году создано не будет. Нужно отметить, что для верующих людей планируется провести прямую трансляцию с шествия и со службы. Кстати, по вопросам Великорецкого крестного хода открыта «горячая линия».

Интересный опрос провел у себя на личной странице протоиерей Александр Балыбердин. Он задал вопрос: «Если бы при эпидемии мы предложили святому Николаю поехать на реку Великую на машине?» Он согласился бы, чтобы никто не пострадал или он осудил бы нас и заставил идти с ним пешком? А чтобы вы ответили на этот вопрос?

Источник: https://gorodkirov.ru/content/article/razmyshleniya-o-velikoreckom-krestnom-hode-v-usloviyah-pandemii-rasskazy-palomnikov-i-svyashennosluzhitelej/

В ДОПОЛНЕНИЕ:

Маршрут Великорецкого крестного хода перегорожен цепью и рвами

Игорь Олин

Игорь Олин

Когда я увидел эту картину за деревней Большое Мышкино, то сначала подумал, что обеспокоенная развитием пандемии коронавируса власть решила подобным образом остановить движение паломников, если они не прислушаются к призывам остаться дома. Однако табличка с надписью «Частная собственность. Проезд и проход запрещен» отмела мою первоначальную версию.

С 1778 года действует сухопутный маршрут Великорецкого крестного хода, когда после первого ночлега в Бобине верующие отправляются в Загарье и далее в Монастырское. Мышкино расположено в 8 км за Бобина, дорога на Загарье одна, и на сегодня пути через нее нет. Участок в несколько гектаров, включая 2 км единственной дороги, каким-то образом оказался выкуплен частным лицом.

Причем создается впечатление, что новый хозяин основательно подготовился к обороне. Границы участка перекопаны рвами и канавами, дорога загорожена цепью, закрытой на висячий замок. Кроме того, тяжелой техникой дорога измешана в непролазную грязь. Насколько мне известно, в былые годы перед крестным ходом ее грейдировали, но сейчас это невозможно.

Я 40 лет ездил по этому направлению за грибами, черникой, малиной. Здесь проходят два моих излюбленных веломаршрута: Чистые ключи (до того Шипицы) — завод пиротехнических средств — Гирсово и Большое Корюгино — Рубленки — Загарье. Обидно, что отныне нужно будет делать большой крюк по опушке леса. А что будут делать мотоциклисты и автомобилисты — вообще непонятно. Вековой путь, намоленный крестным ходом с самой почитаемой вятской иконой, уперся в реалии буржуазного государства. Рано или поздно здесь будет продано все, в том числе святые места.

Дороги, соединявшей Слободской и Юрьянский районы, которой пользовался колхоз «Заветы Ильича» (ныне агрофирма «Бобино М»), охотничье хозяйство и частные лица, отныне нет. Кстати, на фотографии видно, что по участку проходит высоковольтная линия, значит, в случае аварии нет проезда и спецтехнике. В жаркий 2010 год в Бобинском лесу было около 10 возгораний, что тушили всем миром. Сейчас пожарной технике путь заказан. Ну, а Великорецкому крестному ходу придется возвращаться к истокам 15-го столетия, когда икону перевозили на лодках и плотах по рекам Вятка и Великая.

P. S. Исхожу из соображений, что в нашем правовом государстве сделка по купле-продаже земли и установка заградительных сооружений на дороге совершенно законны, раз у местной власти, прокуратуры и полиции к данным фактам нет претензий.

Источник: https://7x7-journal.ru/posts/2020/05/24/marshrut-velikoreckogo-krestnogo-hoda-peregorozhen-cepyu-i-rvami
Поделиться в соцсетях
Оценить
Комментарии для сайта Cackle

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх