Роль системы образования в повышении социальной ответственности субъектов, взаимодействующих в цифровом пространстве

Опубликовано 28.12.2018
Роль системы образования в повышении социальной ответственности субъектов, взаимодействующих в цифровом пространстве

Аннотация

В статье осмысляется и анализируется роль профессионального образования в развитии профессиональной ответственности и нравственности у специалистов и граждан, от качества и эффективности труда которых зависит будущее России.

Особое внимание уделяется возможностям и угрозам, которые обретает система образования функционируя в цифровом пространстве.

Рассматривается взаимосвязь транслируемых образованием профессиональных нравственных норм и корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова

Профессиональное образование; нравственность; ответственность; корпоративная социальная ответственность; предпринимательство; труд; профессионализм.

Mineralov Vladislav Yurevich

Candidate of social sciences

The role of the education system in increasing the social responsibility of subjects interacting in the digital space

Annotation

The article considers and analyzes the role of professional education in the development of professional responsibility and morality of specialists and citizens, the quality and effectiveness of which depends on the future of Russia.

Special attention is paid to the opportunities and threats that the education system is acquiring by operating in the digital space.

The interrelation of professional moral norms and corporate social responsibility transmitted by education is considered.

Keywords

Professional education; morality; responsibility; corporate social responsibility; entrepreneurship; labor; professionalism.

В современном российском обществе не утихают споры об источниках долгосрочного и устойчивого развития государства. Многими специалистами подчеркивается уникальное геополитическое положение России, колоссальные природные богатства, обширная территория, отмечается хорошее образование граждан и значительный творческий потенциал.

И все же многообразное богатство России год за годом оказывается неспособным обеспечить масштабное развитие страны, а частные успехи не приводят к синергетическому эффекту, способствующему взаимосвязанным достижениям в разных областях жизнедеятельности.

Наличие значительных ресурсов при отсутствии соответствующих имеющемуся потенциалу результатов и достижений можно истолковывать как неумение и нежеланием их использовать на благо государства и общества.

Вместе с тем говорить о недостатке мотивации достижения у граждан России представляется неправильным, скорее проблема кроется в духовном кризисе, отсутствии желания работать на общественный результат и понимания необходимости этого.

Особо остро недостаток профессиональной нравственности, этики, чувства ответственности и долга перед государством и обществом проявляется в деятельности политиков, чиновников, государственных управленцев и бизнес-менеджеров, крупных предпринимателей. На высоком управленческом уровне безразличие к общественным интересам, отсутствие стремления к общественному благу приводит к тяжелым и далеко идущим последствиям для отдельных групп граждан и общества в целом. Крупные трагедии, в частности такие, как пожар в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», во многом следствие продолжающейся деградации профессиональной нравственности и ответственности управленцев и специалистов всех уровней.

Известна проблема отсутствия в России внятной идеологии, понятной системы ценностей, задающей идеальные ориентиры для конъюнктурно меняющихся и нередко адаптированных под интересы властных элит законов права. Как справедливо замечает А.И. Ореховский: «Моральные нормы мобилизуют личность на подвижничество, подвиг, на устремленность к идеалу. Правовые установления нацеливают на конформное исполнительство предписаний, формализованных властными структурами. В условиях необузданной законом коррупции возникают острейшие противоречия между моральными и правовыми предписаниями» [2, с. 188].

Государство не обозначает ясных идеалов, реагируя на различные вызовы непоследовательно и избирательно. Отсутствие внятной государственной идеологии лишь способствует распространению нравственного плюрализма в обществе и конкретно, среди управленческих элит. Подобные тенденции ведут к безнравственности и утрате гражданской позиции, ориентированной на развитие государства и служение интересам общества. Профессиональные знания обесцениваются без нравственного содержания, стремления к качеству, производительности труда и созданию общественного блага, а не конъюнктурному реагированию на материальные и иные стимулы в труде и гражданской инициативе.

В условиях некоторого самоустранения государства от решения вопросов, связанных с государственной идеологией, во многих аспектах поиском и утверждением норм и идеалов, целей и ценностей в инициативном порядке способны заниматься институты образования. В компетенцию системы образования не входят непосредственно вопросы разработки и формирования государственной идеологии. Несмотря на это, в тесном взаимодействие с наукой, бизнесом и предприятиями госсектора система профессионального образования способна формировать и транслировать (распространять) профессиональную идеологию, как основу для создания прикладных этик, адаптированную к российским особенностям, всевозможным вызовам и задачам, стоящим перед государством.

Каждый профессионал, руководствующийся собственным пониманием того, какова его профессиональная ответственность, что верно, а что ошибочно, к каким идеалам необходимо стремиться и чему отдать предпочтение при выборе целей приложения трудовых усилий определяет, в конечном итоге, вектор развития государства. Такая возможность открывается перед каждой личностью посредством вплетения её действий в социальную ткань, путем образования социальных связей и сетей – социального капитала.

Можно со значительной долей уверенности предположить, что личная ответственность, в том числе в профессиональной деятельности, эффективней влияет на продуктивное и устойчивое развитие государства, чем эмоциональные протесты, митинги и акции. Реальные ежедневные дела и поступки, учитывающие индивидуальные интересы и потребности отдельных личностей, направленные на решение проблем и противоречий путем диалога, обеспечивают солидарность и эффективность совместной деятельности разнообразных индивидуумов, способствуют созданию общего блага.

С целью уточнения базовых и универсальных характеристик понятия ответственности следует обратиться к богатству научно-философских знаний в данной области. Например, в широком смысле «ответственность – это определенность, надежность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей.

Ответственность за свою судьбу связана со свободой воли, свободой совести, свободой выбора» [5, с. 7].

Важно обратить внимание на уточнение философов, что «без свободы нет ответственности, а свобода без ответственности переходит в произвол. Есть ответственность за себя, за самореализацию, за свою жизнь и есть ответственность за свои решения и поступки перед другими» [5, с. 7].

Соответственно, в обществе, где все тотально регламентируется, проще списать конкретные индивидуальные и групповые ошибки на несовершенство инструкций, предписаний и методических рекомендаций.

Излишнее регулирование снижает стремление к личной инициативе и ответственности, способствует созданию условий для конформистского и аморфного поведения. Поэтому важно поддерживать баланс между следованием инструкциям и свободой выбора целей, средств и методов деятельности. Без соблюдения данного условия, развития в каких-либо сферах общества не приходится ожидать.

Попытки управленцев регламентировать и контролировать все области жизнедеятельности, возможно, несколько снижают сложность социальной среды и повышают управляемость, но искореняют вместе с тем творческую инициативу, препятствуют поиску каких-либо новых нестандартных решений существующих проблем. Любые же сторонние инновации сталкиваются с непониманием и саботажем на местах, как чуждые и инородные, противоречащие формируемому на основе избытка готовых правил, инструкций и предписаний конформистскому духу.

Уместно будет подчеркнуть цитатой исследователя вопросов ответственности А.И. Ореховского, что «ответственность – не только арсенал средств наказания за произвол, проявившийся в деятельности субъекта, а необходимый ценностный ориентир деятельности, определенный идеал и мощный стимул свободы и гражданской активности личности в творческом преобразовании действительности в интересах народа, определенная гражданская позиция в исполнении социальных обязанностей…» [2, с. 22].

Главным двигателем развития государства является профессиональная деятельность его граждан, их труд в различных сферах и отраслях создания материальных и нематериальных продуктов, качество и эффективность которого основываются на профессиональном образовании. Рассматривая современное профессиональное образование с точки зрения формирования у обучающихся прикладных знаний и навыков, можно констатировать достаточно хорошую подготовку специалистов, появление многообразных учебных курсов переподготовки и повышения квалификации, определенные успехи на пути согласования программ образования с потребностями предприятий бизнеса и госсектора.

Ключевой же проблемой, непосредственно касающейся профессионального образования и профессиональной деятельности, является развитие профессиональной нравственности, ориентирующей специалистов на ответственное применение полученных в процессе образования знаний и навыков в трудовой деятельности. Именно решению этой острой общественной проблемы уделяется крайне мало внимания.

Недостаточное участие образования в формировании нравственных основ личностей – будущих профессионалов, нередко становится предметом критики со стороны исследователей. Например, в коллективной монографии под редакций Е.Н. Лисанюк указывается на то, «что университеты не выполняют своей главной задачи – задачи воспитания элиты, ответственной за жизнь близких и, тем более, за судьбу страны, и на смену университетской элите, несущей миссию просвещения, приходят предприимчивые политологи, технологи массовых коммуникаций, кураторы выставок и презентаций, шоумены. Между тем ответственность интеллектуалов состоит сегодня в том, чтобы осмыслять антропологические последствия новых технологий производства человека» [5, с. 60].

Этические правила, корпоративная культура и прочие мудрые документы остаются просто набором благих пожеланий без развития профессиональной ответственности еще на стадии получения образования или переподготовки. Важной задачей является разъяснение обучающимся в ходе образовательного процесса сути и целей служения обществу, связей общественного блага с личным (индивидуальным), важности выполнения трудовых функций качественно, ответственно и эффективно.

Профессиональное образование, не является главным инструментом развития духовных качеств, нравственности и ответственности. Глубинные основы личности определяет семейное воспитание, общение со сверстниками, социальная среда, институты религии (церковь) и в значительной степени дошкольное и школьное обучение. Несмотря на это, именно профессиональное образование способно и призвано формировать понятную обучающимся связь между общечеловеческой нравственностью, религиозной духовностью, прочими общественными моральными и этическими нормами, с одной стороны, и профессиональной этикой, ответственностью, с другой стороны.

Образование помимо правовой грамотности призвано развивать добровольную, инициативную ответственность, выходящую за рамки простого следования несовершенным, динамично (конъюнктурно) меняющимся законам и инструкциям. Образованию необходимо не только следовать существующим нравственным нормам и законам права, воспитывать профессиональную нравственность сего дня, но и стремиться, совместно с другими общественными институтами, предвидеть потребности будущего, заниматься футуризацией сознания [4, с. 43-44] обучающихся, ориентироваться на формирование идеалов более совершенного общественного и государственного устройства.

Современное профессиональное образование становится более доступным для широких слоев населения, осваивая цифровое пространство. Перед системой образования открываются новые вызовы, но вместе с тем и новые возможности по формированию профессиональных качеств и морального облика человека. С одной стороны, стремительное развитие цифрового информационного пространства вынуждает систему образования ускоренно трансформироваться, разрушает некоторые устоявшиеся традиции образования, формы и методы обучения. С другой стороны, расширяется инструментарий системы образования, повышается доступность разного рода источников информации и знаний за счет дистанционного обучения и роста синергетического эффекта по обмену знаниями. Способность системы образования адаптироваться к работе в цифровом пространстве, оказывать влияние на формирование и эволюцию данного пространства, насыщая его полезной профессиональной, научной, педагогической и нравственно-содержательной информацией определяет его успехи в деле развития профессиональной и общей социальной ответственности.

Образование в процессе виртуализации, перехода в сеть Интернет, использования всевозможных дистанционных учебных курсов и модулей, как в реальном времени (он-лайн), так и воспроизводимых, тиражируемых записей (офф-лайн), утрачивает эффект присутствия, реального взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Дистанцированность, устранение эффекта присутствия преподавателя, разрыв эмоциональной связи, во многих областях знаний не снижает возможности развития определенных компетенций, усвоения учебной информации и формирования навыков, но ведет к тому, что профессиональное образование проигрывает в плане воспитания профессиональной ответственности и нравственности. Несомненно и традиционные формы работы с аудиторией нередко отличаются тем, что преподаватель не является примером и авторитетом для обучающихся, не способен демонстрировать и прививать нравственные качества, своим поведением олицетворяет образец низкой профессиональной ответственности и безразличия к общественным проблемам, отсутствия стремления к общественному благу. Особенности же цифрового пространства в том, что в нем пороки и недостатки традиционного профессионального образования способны усиливаться в случае применения непродуманных форм и методов подачи информации и некачественного её содержания.

Как традиционные формы профессионального образования и коммуникации, так и новые характерные для цифрового пространства (сети Интернет и иных путей распространения цифровой аудио-визульной информации) формируют основу для социальной ответственности хозяйствующих субъектов. В частности, так называемой корпоративной социальной ответственности (КСО).

Профессиональные нравственные принципы, как универсальные для подавляющего большинства специальностей, так и адаптированные к определенным профессиям формируют основу для корпоративной социальной ответственности.

Анализируя эволюцию понятия корпоративной социальной ответственности, исследователь Ю.Е. Благов указывает на многоуровневость данной категории: «КСО включает в себя ответственность как таковую, социальную ответственность как ее специфический тип и корпоративную социальную ответственность как ту социальную ответственность, субъектом которой является корпорация» [1, с. 18].

Социальная ответственность хозяйствующих субъектов заключается в решении общественных проблем, прежде всего, связанных с деятельностей конкретной компании, порождаемых данной организацией и близких к направлениям, целям и задачам её деятельности. Вместе с тем, важна популяризация и социально ориентированного предпринимательства, инициативного поиска и решения острых общественных проблем. В государстве, стремящемся к общественному благу, развитию и росту благосостояния всех граждан «… бизнес служит обществу, а не наоборот. Бизнес – порождённый общественным развитием институт, и представляется очевидным, что организации, занимающиеся бизнесом, равно как и менеджеры, принимающие те или иные решения, должны нести некую ответственность перед социумом, обязаны соответствовать определённым общественным ожиданиям» [1, с. 20].

Освоение системой образования цифрового пространства может и должно быть использовано, как возможность дополнительного включения профессионального образования в решение вопросов формирования профессиональной ответственности и тем самым повышения требований к этическим нормам в профессиональной сфере, развитию нравственных ориентиров.

Исследователь Ю.Е. Благов отмечает, что «взгляды менеджеров являются объектом организационного обучения» и «менеджмент учится не только тому, какая реакция приемлема при данных обстоятельствах, но и тому, какую ответственность компания может принять для удовлетворения релевантных общественных групп…» [1, с. 56]. Основу же для организационного обучения задает профессиональное образование на базе специализированных учебных заведений и учебных курсов, подготовленных профессиональными учеными-преподавателями.

Снижение корпоративной социальной ответственности непосредственно затрагивает сферу новаторства и предпринимательства. Предприниматели и новаторы, являющиеся агентами общественных изменений, действуют во многом на базе профессионального образования – заданные в процессе обучения нравственные основы находят отражение в этических принципах работы компаний, стремлении к осмыслению общественных и государственных интересов, социальной ответственности.

Система профессионального образования не может каким-либо образом принуждать будущих специалистов к определенному профессиональному поведению или подготовить четкие инструкции и руководства к действию определяющие ответственное поведение. Задача профессионального образования в выработке базовых норм профессиональной ответственности, связанных с общечеловеческой моралью, общественным благом в России с учетом особенностей российского государства и пути его развития.

Цифровое пространство открывает перед системой профессионального образования, а, в частности конкретными ВУЗами возможность с минимальными материальными и временными затратами реализовывать инициативные проекты, определяющие и раскрывающие нормы профессиональной ответственности и нравственности в увязке с общими нормами морали и нравственности.

Перед Россией стоит технологический вызов. В послании Президента Федеральному собранию в 2018 году [3] был сделан акцент на военной (внешней) безопасности государство. Судя по данным доклада Президента в этой области реализовано многое и безопасность находится на высоком уровне. Но государство по-прежнему в значительной степени уязвимо изнутри вследствие технологической отсталости. Требуется снижение зависимости всех сфер жизнедеятельности российского государства от импорта высоких технологий и их продуктов (компьютерных, цифровых, робототехники, станко- и машиностроения, передовых лекарственных препаратов, продуктов химической промышленности и, конечно, гражданских потребительских товаров и т.д.). В этом отношении России нужны широкомасштабные массовые (а не штучные) высокотехнологические, наукоемкие инновации в реальном секторе экономики.

Новаторство начинается не только с экономических стимулов и инвестиций, но в значительной степени с желания сделать для своего государства, общества, что-то хорошее, с чувства гордости за свой высококачественный, эффективный труд. Именно на базе духовных, нравственных основ, чувстве ответственности перед потребителями, работниками, партнёрами – перед обществом, строится новаторство во всех сферах жизнедеятельности. И эти основы закладывает, формирует система образования.

Минералов Владислав Юрьевич.

Кандидат социологических наук.

Литература

1. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2015. – 272 с.

2. Ореховский А.И. Философия ответственности: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2015 – 288 с.

3. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 14.05.2018).

4. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобально-эволюционный подход к перспективам образования // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – №1 – С. 40-55.

5. Философия ответственности / Под ред. Е.Н. Лисанюк, В.Ю. Петрова. – СПб.: Наука, 2014. – 255 с.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Николай Зиновьев
станица Кореновская, Краснодарский край
Иван Жук
Москва
Наверх