РОССИЯ НИКОГДА НЕ БЫЛА "ТЮРЬМОЙ НАРОДОВ". ПРАВДА И ЛОЖЬ О "ЧЕРТЕ ОСЕДЛОСТИ"

Опубликовано 03.01.2022
РОССИЯ НИКОГДА НЕ БЫЛА "ТЮРЬМОЙ НАРОДОВ". ПРАВДА И ЛОЖЬ О "ЧЕРТЕ ОСЕДЛОСТИ"

ФОТО: ALEKSANDR SCHEMLYAEV / GLOBALLOOKPRESS

Любимая тема интеллигентствующих критиканов Российской Империи – смаковать разнообразные ужасы пресловутой «черты оседлости». Этот символ якобы всегда существовавшего в России антисемитизма объявляется главной причиной массового прихода евреев в революционное движение. На самом деле всё было намного сложнее.

«НЕ МИРИТЬСЯ С НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ»

Жил-поживал в начале прошлого века в Российской Империи считавшийся главным знатоком народной жизни писатель Максим Горький. Который, как и почти вся тогдашняя интеллигенция, власть царскую не любил, а проживающих за «чертой» евреев жалел и даже идеализировал:

Меня изумляет духовная стойкость еврейского народа, его мужественный идеализм, необратимая вера в победу добра над злом, в возможность счастья на земле,

– писал этот неустрашимый бичеватель русских пороков.

Наиболее трудоспособные люди, евреи, наименее обеспечены в своих человеческих правах. С этой несправедливостью мы, русские, не должны мириться, это – пятно позора на совести каждого из нас,

– поучал «буревестник революции» в перерывах между призывами «пусть сильнее грянет буря!». Что ж, «буря» в конце концов грянула, выросла в кровавую смуту, в коей приняло активное участие немало выходцев из-за «черты оседлости». «Буревестник» же, увидев результат, поспешил исчезнуть из страны (благо денег у «главного пролетарского писателя» имелось предостаточно) и прекрасно провёл в эмиграции самые страшные для России 18 лет (в т. ч. 15 – в Италии), так и не удосужившись выучить за это время хотя бы один иностранный язык.

Горького давно нет, но тема про «ужасы черты оседлости» до сей поры одна из любимых у либеральствующих интеллигентов, обожающих обзывать Россию «тюрьмой народов». Мол, именно эти «ужасы» и толкнули массу евреев в революцию. Что ж, давайте разберёмся.

ЕКАТЕРИНА, ТЫ БЫЛА НЕПРАВА?

Да, конечно, «черта оседлости», появившаяся в России ровно 230 лет назад, по новому стилю 3 января 1792 года, – малосимпатичный момент нашей истории. Как и любая другая черта, отделяющая одну часть граждан страны от другой с ограничением её прав. Но является ли это основанием считать Россию «тюрьмой народов»?

Началось всё в эпоху Императрицы Екатерины Второй, которая в самом начале своего правления столкнулась с тем, что все (!) её предшественники своими указами вообще запрещали евреям проживание на территории России. Единственное исключение делалось для только что присоединённой Новороссии, где строили города и развивали торговлю, а уж с этим последним евреи справлялись как никто.

Екатерина

ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ. ФОТО: VLADIMIR BOIKO / GLOBALLOOKPRESS

Однако после разделов Речи Посполитой Россия получила массу новых земель, на которых проживали сотни тысяч евреев. А вместе с тем – колоссальный бытовой антисемитизм нееврейского населения, вызванный тем, что владевшая землёй шляхта хозяйством заниматься не желала, и потому охотно брала евреев в арендаторы и управляющие своих имений, из которых те, понятно, выжимали и свой гешефт.

Соответственно, непосредственным эксплуататором воспринимался именно еврей, он же был главным ростовщиком и банкиром. Именно здесь корни польского и украинского антисемитизма, столь кроваво проявившегося в ходе Второй мировой войны: из шестимиллионных потерь Польши более трёх миллионов составляют евреи, многие из которых были убиты даже не немцами, а польским населением, активно принимавшим участие в решении «еврейского вопроса».

Указ 16 августа 1772 года «О принятии под Российскую Державу уступленных от Польши провинций» хотя и не уравнивал евреев в правах с христианами, но сохранял за ними свободу вероисповедания и владения собственностью. Разумеется, несмотря на формальные ограничения, евреи селились и в других губерниях, активно ведя торговлю и участвуя в организации промыслов. И, как следствие, весьма негативно воспринимались купечеством, видевшим в них конкурентов. Плюс к тому их религиозная и культурная отчуждённость, а также кагальное самоуправление способствовали восприятию их как «чужаков».

ИМПЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА»

В конце концов евреев решили считать отдельным сословием, которое платило единый налог – 1 рубль с человека в год, что было больше, чем у крестьян, но меньше, чем у купцов. Кроме того, имперские власти восстановили урезанные поляками в 1764 году широкие полномочия кагала, т. е. еврейского общинного самоуправления. Имперским чиновникам нужен был посредник для управления новыми подданными, которых они не понимали.

В 1785 году Жалованная грамота городам подтвердила право евреев входить во все шесть предусмотренных ею разрядов городских жителей, избиравших городскую думу. Со второй половины 1780-х годов правовое положение евреев в Российской Империи стало куда лучше, чем где бы то ни было в Европе.

Купцы-евреи, приписанные к гильдиям, оказались в 1780-е годы в выигрышном положении даже по сравнению с русскими купцами: сенатский указ 1782 года разрешал им, когда того требовали коммерческие интересы, переезжать из одного города в другой, притом что купцам и мещанам запрещалось покидать города, в которых они были прописаны.

Так за что же евреям Екатерину ругать? При всех ограничениях «черты оседлости» они от присоединения к России даже выиграли. Кстати, именно Екатерина по просьбе евреев Шклова в 1787 году запретила употреблять общепринятое тогда слово «жид» как оскорбительное и приказала в официальных документах заменить его словом «еврей».

ФРАНЦУЗСКАЯ ПОПРАВКА

Перемена в отношении Екатерины II к евреям произошла под влиянием Французской революции, в которой французские евреи принимали активное участие, а один из первых революционных законов предоставил евреям равноправие. Смертельно испугавшаяся французских событий Екатерина стала воспринимать евреев как потенциальных революционеров, и в декабре 1791 года был опубликован указ, ограничивавший право евреев на расселение Екатеринославской, Белорусской и Таврической губерниями и Курляндией, законом обозначивший так называемую черту оседлости:

За пределами «черты оседлости» разрешалось проживать евреям, имеющим высшее образование, специалистам в области медицины, ремесленникам высокой квалификации и купцам 1 и 2-й гильдий.

А КАК ЖЕ ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ?!

Именно в этом Россию доселе упрекает «цивилизованная Европа», где антисемитизм процветал чуть не тысячу лет, а евреев не то что «погромляли», а выселяли всех поголовно: в 1492 году – из Испании, а ещё раньше, в 1290-м, из Англии.

В России же погромы (которые действительно были) носили, как правило, не столько национальный, сколько политический характер. Вот что писал в письме своей матери – Императрице Марии – последний русский Император Николай Второй:

В первые дни после манифеста (манифест 1905 года. – Ред.) нехорошие элементы сильно подняли головы, но затем наступила сильная реакция, и вся масса преданных людей воспряла. Результат случился понятный и обыкновенный у нас: народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех – отсюда еврейские погромы… Досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям…

Таким образом, имело место типичное для любой гражданской войны явление, когда одна сторона террором отвечает на террор другой. Национальность здесь была вторичной, а то, что непропорционально большое число еврейской молодёжи примкнуло к разного рода революционерам в силу указанных выше причин, есть доказанный факт, который никто не опровергает.

Заметим, кстати, что попытки отменить «черту оседлости» делались Императором Александром Вторым, а Пётр Столыпин и вовсе боролся за то, чтобы даровать евреям полное равноправие. Но оба они погибли от рук революционных террористов… к которым в ходе революционных событий всех трёх «русских революций» примкнуло немалое число выходцев из «черты оседлости».

ЕВРЕИ ВОВСЕ НЕ БЫЛИ ДЛЯ РОССИИ ЧУЖИМИ

Режим «черты оседлости» постепенно смягчался, и к началу событий 1917 года мы видим немалое число евреев – финансистов, промышленников, журналистов. Это в основном были люди, осознанно порвавшие с «кагальной» средой и полностью ассимилировавшиеся. Крещёный же еврей считался православным и по положению мог пользоваться всеми теми же правами, что и христиане. В частности, делать военную и чиновничью карьеру. Белый генерал Антон Деникин в книге «Путь русского офицера» писал:

Из моего и двух смежных выпусков Академии Генштаба я знал лично семь офицеров еврейского происхождения, из которых шесть ко времени Мировой войны достигли генеральского чина.

Особого упоминания заслуживает участие евреев в Первой мировой войне. Перед её началом в Российской Империи евреи были пятым по численности народом (около 5 миллионов). И хотя «черта оседлости» сохранялась, как и процентная норма при поступлении в вузы, и ряд ограничений на некоторые виды деятельности, трудности при зачислении на государственную службу и т. д., это вовсе не означало, что вся изобиженная на власть еврейская молодёжь подалась в революционеры.

Несмотря на периодически появлявшиеся обращения командования австро-германской армии к русским евреям об освобождении их из «многовековой мрачной темницы», в 1914 году в армии насчитывалось 400 тыс. евреев, к концу 1916-го – 500 тысяч. Причём воевали они достойно: более трёх тысяч стали Георгиевскими кавалерами, из них около 40 – получили «полный бант». Не менее 100 тысяч евреев погибло на фронте. Согласитесь, что за страну, которую считают мачехой, так не воюют. В начале 1918 года в составе еврейского «Союза георгиевских кавалеров» было более 2500 человек, и этот союз выступал против позорного Брестского мира.

НЕ ТАКИЕ УЖ БЕСПРАВНЫЕ

Разумеется, предубеждения никуда не делись, и зачастую воинское командование неохотно включало евреев в состав полевых частей, имело место и массовое выселение их вглубь России из-за «черты оседлости» как ненадёжного населения. Но касалось это не только евреев, но и, например, уже нескольких поколений живших в России немцев.

Что же касается утверждения, что в революцию масса евреев подалась из-за притеснений «черты оседлости», то нельзя не заметить, что наиболее заметные из них в большинстве своём отношения к «черте» не имели. Лев Давидович Бронштейн (Троцкий) – сын крупного землевладельца. Яков Моисеевич (Михайлович) Свердлов – сын владельца печатной и типографской мастерских. Моисей Соломонович Урицкий – сын купца. Григорий Евсеевич Радомысльский (Зиновьев) – из состоятельной семьи владельца крупной молочной фермы. И т. д., и т. п. Список известных можно продолжать, но несомненно одно: большинство из них к еврейской бедноте из-за «черты оседлости» отношения не имели, а напротив, были богатыми и полноправными, заканчивали гимназии и университеты. Кстати, даже студент-недоучка Мордко Гершович Багров, застреливший стремившегося дать евреям равноправие премьера Столыпина, был сыном юриста и крупного землевладельца…

ЧТО С ТОГО?

И «черта оседлости» была в нашей истории, и определённая дискриминация евреев в плане прав. Тем не менее представлять жизнь евреев в России времён «черты оседлости» как некий сплошной кошмар нет никаких оснований.

Что же касается самой идеи сегрегации своих граждан по какому-либо признаку с ограничением их прав, то это творилось везде, сплошь и рядом.

В Англии избирательным правом пользовались только обладатели определённого имущественного ценза, а женщины аж до 1928 года не голосовали вообще. В «демократических» США с парламентаризмом и свободами веками уживалось рабство, а потом – аж до 1970-х – дискриминация негров.

В коммунистическом СССР с его «всеобщим равенством» реальный уровень прав долгое время определялся «классовым происхождением».

Да и в нынешней России – что уж греха таить! – периодически предлагается подобие незримой «черты оседлости», разделяющей народ надвое – полноправных обладателей QR-кодов и людей без «куаров». И что самое неприятное, сегодня буквально «из каждого утюга» защитники новой разделяющей народ «черты» не стесняются вещать о том, как это хорошо и правильно.

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ

Источник: https://tsargrad.tv/articles/rossija-nikogda-ne-byla-tjurmoj-narodov-pravda-i-lozh-o-cherte-osedlosti_469758
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх