Нет, не юбилей, даже не день рождения у Владимира Николаевича Осипова. Просто, читая и слушая размышления отдельных ученых мужей, политологов и публицистов о национальной идеи России, всё чаще приходишь к мысли, что разговоры и метания на эту тему должны иметь какие-то пределы, необходимо склоняться к мнению классиков русской мысли, к чистоте истин и формулировок. А из наших современников мне всё чаще по вопросу русской идеологии приходит имя Владимира Николаевича Осипова.
Считаю, что мы имеем честь проживать в одно время с человеком-легендой, одним из современных классиков русской мысли. Насчет легенды: достаточно прочесть его книгу-воспоминание «Дубравлаг» и понять, через что пришлось дважды пройти юному и молодому человеку в хрущевско-андроповском лагере! Многие из великих прошли путем от поиска свобод в юности до консерватизма и охранительства в зрелые годы: сам А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.А.Тихомиров, многие другие… И Осипов. Но с учетом становления Владимира Николаевича в советскую эпоху, обращает на себя внимание стремительность превращения общих устремлений Осипова к справедливости вообще в стойкое и глубинное консервативное начало, осмысление исторической миссии России, национальной и социальной справедливости для всего народа, России и мира.
Владимир Николаевич говорит о себе, что к 1970 году вполне сложился как «русский националист, монархист и православный фундаменталист» и уточняет, что «фундаменталистом» был скорее стихийным, многие вопросы Православия еще предстояло глубже усвоить, но уже тогда был убежден, что это единственная на земле Вера, в которой заключена Истина. «Эта триада – Вера, Царь, Отечество (и русский народ) – вошла в мое сердце еще в 1963-1964 годах. И остается во мне по сей день», - констатирует В.Н.Осипов.
И сегодня, не покладая рук, Владимир Николаевич ведет практическую работу по возрождению России, по борьбе с тлетворными проектами и ересями отступников Веры, глобалистов и русофобов всех мастей.
Но сейчас о другом. О государственной (национальной) идеологии. Все труды самого В.Н.Осипова основаны на святоотеческом наследии, заветах наших святых, трудах славянофилов и Достоевского. И в этом смысле национальная идея понятие метафизическое, не способное ни устареть, ни видоизмениться.
Твердыня «славянофильства и Достоевского», дают право излагать свои мысли Владимиру Николаевичу утвержденчески, давая четкие и ясные определения и характеристики, а не полемически и философически, чем страдает большинство политиков и публицистов. Таким образом, смысл национальной идеи России можно осмыслить, отталкиваясь только от трудов Владимира Николаевича, в которых уже впитано почти всё достояние истинной русской мысли. Еще в 1971 году Владимир Николаевич, как напутствие самому себе на долгие годы (да и нам) написал:«Нравственное всегда национально. Возродить и сберечь национальную культуру, моральный и умственный капитал предков. Продолжить путеводную линию славянофилов и Достоевского. Предстоит большая и тяжкая работа. Да благословит нас чистый, немеркнущий лик России»!
А вопросам национальной идеологии Владимиром Николаевичем посвящена отдельная книга, сборник трудов, «Возрождение русской идеологии», изданная в 2012 году Институтом русской цивилизации.
Все мысли не перескажешь, лучше прочитать первоисточник.
Стало модно в последнее время высказывать мысль о нецелесообразности изложения национальной идеи вообще. Мол, и так всё течет своим чередом. Ответ у В.Н.Осипова на такой подход можно найти в статье 1997 года «Режим без идеологии и морали»:«Академик Сахаров в свое время потратил много энергии, чтобы убедить советских граждан в жгучей необходимости иметь НЕидеологизированное государство. Зачем, дескать, государству идеология? Зачем какие бы то ни было духовно-нравственные скрепы чиновникам? И вот мечты отца водородной бомбы осуществились… “Попутно” пропала куда-то и мораль. И дело не только в сознательном попустительстве насилию и пороку, ежедневной телепроповеди бесстыдства и цинизма. Циничны сами политические решения “плюралистических” руководителей…».
Об основах и первоисточниках русской идеологии. Говоря о русской идеи, думается, нужно полагаться в первую очередь на первый ряд классиков русской мысли, отделяя их от рядов последующих. Потому как во втором и последующих рядах также много крупных и достойнейших русских мыслителей, но разноречивостью своих оттенков и нюансов, отходом от догматики по отдельным вопросам не во всём соответствующих первому ряду именно в идеологическом своем преломлении. В этих последующих рядах, например, выразители «русского космизма», «евразийства», «сменовеховства», соединения христианства с марксизмом и ряда других идей. Ну а даже над первым рядом стоят наши Святые. Первый ряд русских классиков на то и первый, что он не просто не противоречит заповедям Святых Отцов, а основывается на их заветах.
Ещё в 1972 году в качестве редактора машинописного журнала «Вече» Владимир Николаевич начинает разговор именно с таких имен: «Русское национальное самосознание ведет свое начало еще со времен Древней Руси… В полный голос утвердили национальное миросозерцание классики славянофильства – Алексей Степанович Хомяков, а также Иван Киреевский, братья Аксаковы, Леонтьев и Данилевский. Особенное значение имеет гений мировой литературы и глубоко национальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский. Патриоты правого направления, такие как Гоголь, Победоносцев, Тютчев…».
Наследию Ивана Александровича Ильина, «последовательного исповедника Православия, носителя соборного русского сознания, перо которого двигалось в созвучии с Хомяковым и Леонтьевым, Катковым и Меньшиковым, Победоносцевым и Иоанном Кронштадтским» посвящена его работа 1996 года «Христианский национализм Ивана Ильина».
В работе 1995 года «Русское поле» В.Н.Осиповым, помимо кратких, но емких характеристик прежних и нынешних разрушительных для России процессов, представлен геополитический аспект и прорицательные предупреждения, например, о Турции.
В.Н.Осипов здесь доказывает, что именно германской закваске (читай шире – иностранной, западной) «нашей аристократии» мы обязаны космополитическому духу «грамотных» слоев русского народа. Славянофилы, к сожалению, были крупицей в обществе, а большинство потянулось к конституции и «прогрессу». Не исправление, а углубление и усиление опасных метаморфоз Петра I, бироновщина, дворцовые перевороты XVIII века, массовая вовлеченность в масонские ложи, вольтерьянство, бунт декабристов, отступление от Православной империи Православия привело к измене Государю, февралю и октябрю 17-го, братоубийственной войне и последующим бедам.
Несколько выдержек из этой работы.
«В книге Ильи Глазунова приводится свидетельство человека… Группу заложников специально «сохранили» ради приезда дорогого Льва Давидовича Бронштейна: “Из подвала во двор вывели толпу заключенных. Отцы города, купцы, учителя гимназий… Троцкий опустил руку к бедру и вытащил маузер. Губкомовцы веером расступились. Заключенные словно прижались к стене. Человек шесть-десять он как в тире расстрелял. Потом маузер отдал председателю губкома со словами: «А теперь вы сами закончите дело”. Так русских людей гнал на убой Троцкий… Через 20 лет явились на танках другие социалисты… И. А. Ильин с 1922 по 1938 год внимательно наблюдая за немецкой политикой, удостоверяет: “Цель Германии была совсем не в том, чтобы «освободить мир от коммунистов”, даже не в том, чтобы присоединить восточные страны, но в том, чтобы ОБЕЗЛЮДИТЬ ВАЖНЕЙШИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ и заселить их немцами»… Своей оглушительной антинациональной пропагандой коммунисты и посткоммунисты (за исключением периода 1941-1953 гг.) выбили из русских голов само понятие жизненного пространства… Наши демократы помалкивают о главной цели Гитлера… Они боятся напомнить русскому народу важность и жизненную необходимость ПРОСТРАНСТВА. Посмотрите внимательно на карту. По недосмотру мировой плутократии на юге так называемой Российской Федерации осталась теперь эта небольшая полоса между Черным и Каспийским морем. Другого «юга» у нас больше нет. В Бильдербергском клубе, в Трехсторонней комиссии, в ложе «Бнай Брит» об этой последней южной полосе наверняка много думают высоколобые гномы. Просчитывают варианты изгнания нас на север… В тундру, в тундру этот непокорный народ… Существует отнюдь не мусульманская, а ТУРЕЦКАЯ угроза. С остальным магометанским миром мы можем жить лояльно и дружно. Враг один – Турция с ее планами восстановления Османской империи. С ее аппетитами насчет Крыма, Кавказа, Татарстана и Казахстана…»… Цель мировой закулисы – сократить, уменьшить русскую нацию. Ассимилировать оставшихся русских с казахами, румынами и латышами…».
Каковы хотя бы некоторые узловые пункты (недостаточные, но необходимые) для формулирования национальной идеи, исходя из трудов Владимира Николаевича? Исходя только из одного раздела «К Православной империи» книги «Возрождение русской идеологии» можно сформулировать следующие аспекты.
- Основная задача - освобождение от масонского ига. Оно нависло над Россией с февраля 17 года, при Сталине оно начало трансформироваться и изменяться, а с августа 91 снова стало проявляться во всей своей русофобской христоненавистнической сути.
- Ошибки патриотов. Наше патриотическое движение нынче тащит за собою две гири: гирю либерализма и гирю интернационализма.
- О покаянии. Сегодня у нас в определенных кругах муссируется грех цареубийства как якобы грех всего русского народа и как основной, главный грех. Но, во-первых, этот грех несет на себе в первую очередь образованное сословие, та «полуинтеллигенция», как ее именует И.А.Ильин, которая почти с середины XVIII века колебала и сотрясала алтарь и трон. Во-вторых, грех цареубийства – это сужение проблемы. Дескать, мы (полуинтеллигенция) хорошие, мы гуманисты, мы почти демократы, мы только против убийства. А республику мы не трогаем, пусть-де она здравствует. Против убийств сегодня выступают и все либералы, и масоны. Архиепископ Серафим учит, что главный грех – это прямое или косвенное соучастие в февральском мятеже 1917 года против Богом поставленного Царя, отступничество от православного Самодержавия. «Покаяние, – пишет он, – должно состоять в открытом исповедании истины, что одною из основ возрождения России является исконная самодержавная власть Помазанника Божьего».
- Православие. Только Православная империя. В Православии – душа русского народа. Как это ни трудно, но необходимо и неизбежно, чтобы национально-православные силы, подчеркиваю – национально-православные, объединились и взяли власть в свои руки. Наша Церковь, хотя у нее и были ошибки (одна из ошибок была та, что она не пришла на помощь государю в феврале-марте 1917 г.), дала сонм мучеников из священнослужителей, из офицеров, из интеллигентов, из крестьян, из рабочих. Это были, наверное, десятки или сотни мучеников, пострадавших за веру в Иисуса Христа. Это сопротивление богоборческому режиму, мученичество наших русских святых в ХХ веке не могло быть напрасным. Именно это вселяет надежду. Кровь их как бы залог того, что нас ждет духовное будущее и возрождение России.
- Самодержавие. Уповая на Господа, мы верим в восстановление Православной Русской Монархии. Сначала необходимо установление национально-православной власти. И вот когда мы обеспечим русскость в управлении и в средствах массовой информации, когда начнется и наберет силу воцерковление народа, вот тогда в этих условиях мы можем собрать Всероссийский Земский собор, подобный собору 1613 года, который также решал вопрос о престолонаследии. В этот Собор должны войти люди православные или, по крайней мере (если иметь в виду условия конца века), глубоко уважающие Православие как русскую национальную веру. Монарх – «есть Божий слуга, всецело подчиненный Богу на своей службе». Обосновывая необходимость монархии, Л.А.Тихомиров перечисляет выгоды монархической власти по Б.Н.Чичерину: 1. Ею наилучше обеспечивается единство власти, а из единства власти проистекает ее сила. 2. Монархия, в силу своей независимости, непричастна духу партий. Добавим: и духу мафий. 3. Монарх есть наиболее справедливый третейский судья социальных столкновений. 4. Нет образа правления, наиболее пригодного к совершению крупных преобразований. С момента принятия таинства миропомазания Царь принимает на себя не только заботу о земном благоденствии подданных, но преимущественно и заботу о ИХ ВЕЧНОМ СПАСЕНИИ. Недаром И.А.Ильин считал, что «республика есть промежуточная форма или «станция» на пути от монархии к анархии».
- Народность. Русский национализм – это то, что противопоставлено идеологии интернационализма и либерализма. То есть рабской идеологии, которой власти развращают нас много лет. Русским навязали ее и вместе с ней – идеологию материализма. Думай о себе, о своем куске колбасы. А больше ни о чем думать не надо! В этом смысле нам необходимо нравственное возрождение, ибо значительная часть народа испорчена этой чужой, чуждой идеологией. Крепкая национальная власть должна ей воспрепятствовать. Самое главное – она должна способствовать воцерковлению народа. Русский народ должен снова стать православным. И освободиться от всех своих нынешних пороков – интернационализма, либерализма, безбожия.
- Экономика государственных интересов. Следование принципам разумной автаркии. Изменение финансово-экономических подходов развития государства с кредитования «мировой экономики» и США на исключительно национальные интересы России, ограничение и исключение ростовщичества. Развитие всех укладов и форм собственности с приоритетом государственной собственности в стратегических отраслях и сферах при поощрении частной инициативы на уровне среднего и малого предпринимательства. Жесткий государственный протекционизм, направленный на развитие национальных сельскохозяйственных предприятий и продовольствия.
- Социальная программа. Бесплатное и равное для всех образование, бесплатное медицинское обслуживание и социальное обеспечение. Русские в большинстве своем нищие, обогатилась преимущественно верхушка иных этносов. Национальное государство будет лечить и учить свой народ, заботиться о стариках и обездоленных.
- Единство и сплочение всех православных русских, всех сторонников русской идеи, национальной идеологии. Верность Господу, России, мужество, воля – вот что требуется.
А следующий раздел книги называется «Русская идеология». Из нее более детально можно получить видение Владимира Николаевича по обозначенным вопросам. Работы Владимира Николаевича, написанные и озвученные им после 2012 года до сегодняшнего дня без особого труда можно найти в Интернете.
Ну а свое предисловие к сборнику трудов «Возрождение русской идеологии» В.Н.Осипов заключил так: «И все же я верю, что с возрождением русской идеологии (Православие – монархия – национализм) мы вернем Россию. Мы – русские! С нами – Бог».
Может быть, для кого-то это предисловие окажется началом нового прочтения трудов Владимира Николаевича и дальнейшего осмысления государственной идеологии?
30.01.2016
Андрей Сошенко