"БЕЛАЯ РОЗА РОМЕИ" – презентация книги

Опубликовано 07.01.2024
"БЕЛАЯ РОЗА РОМЕИ" – презентация книги


На днях состоялась презентация замечательного сборника стихов нашей соратницы и поэтессы Маргариты Горшковой,- "Белая Роза Ромеи". Несколько ранее мы уже писали об этой книги https://vk.com/georgborovikov?w=wall562707230_1188/all публикуя в том числе вступительную статью Георгия Боровикова к ней. Однако именно вчера удалось организовать вечер, посвященный ее выходу, который прошел в музейном помещении храма Воскресения Христова в Кадашах (за что выражаем свою отдельную признательность Владимиру Романову, руководителю МПИКО и издателю "Газеты Русской Культуры"!)

Организацию и проведение вечера взял на себя Георгий Боровиков, как издатель и основной редактор презентуемого сборника. Небольшая лекция, посвященная истории и философии византизма, как явления на русской почве, стала важной определяющей частью всех выступлений на вечере. Далее выступила сама автор Маргарита Горшкова со своими стихами, выпускающий редактор Елена Боровикова с небольшим обзором предложенной поэзии и текущего исторического момента, нами переживаемого, друзья и почитатели творчества Маргариты Горшковой (в том числе Андрей Подрезов).

Презентация прошла в теплой, дружеской атмосфере среди настоящих соратников и единомышленников.

Помимо замечательного сборника "Белая Роза Ромеи" Маргариты Горшковой на презентации были представлены и другие издания нашей нашей издательско-типографской группы.В том числе такие как:

- "На острых гранях бытия" Сергея Рассказова ("поэт земли Тульской");
- "Прокаженные рыцари" Артемия Вокина (очень талантливый поэт с тяжелой судьбой);
- "Когда-то и недавно" Антон Родионов, и другие.
При желании приобрести что-либо из вышеуказанных изданий просим обращаться в личку https://vk.com/georgborovikov

ИСТОЧНИК: https://vk.com/pravross?w=wall-191975754_16905

ИМПЕРСКИЙ ЛОГОС. (Русский дух и новая Ромея). Георгий Боровиков

ИМПЕРИЯ
Жребий свой помни, о Рим: народами править державно.
Смирным защиту давать, смиряя оружием гордых.
Вергилий “Энеида”


Византия, которая, согласно нашей эсхатологии, - Второй Рим и одновременно наш предшественник, предшественник Третьего Рима, Великой России. Византия, - что еще можно сказать о ней и в чем заключается наше с ней родство? Вопрос, на первый взгляд очевидный и все-таки, если разобраться, не такой и простой.

Наше родство с Византией и преемство от нее известны, начиная с нашей Православной традиции, вселенской спасительной миссии Православия и заканчивая идеей Римского величия, Римской мощи, идеей Великой Империи. С принятием христианства, именно в его византийском изводе, мы, русские, осознанно приняли в себя логос Империи, генетически и психологически сжились с мыслью, что мы являемся ее адептами и воинами. Потратив несколько веков на взросление и подготовку, уже в 15 веке, мы провозгласили себя наследниками Византии, Третьим Римом, новой и последней Ромеей. В принципе у нас не было выбора, русская идентичность впитала в себя византизм и без него выглядит не полной и не узнаваемой. Были и сегодня еще здравствует ученые и общественные деятели, которые искренне тщались и тщаться до сих пор “очистить” все русское от “византийщины”, приведя ее то ли к европейской, то ли к какой-то экзотически замкнутой подлинно национальной норме, - и все равно в итоге выходит какая-то несуразица. В такой “русской” идентичности пропадает настоящая полнота и узнаваемость.

Впрочем, имеет ли смысл доказывать кому-то нашу мессианскую сущность, когда мы сами с систематической регулярностью слышим этот Голос, зовущий нас вновь и вновь кого-то спасать, освобождать, умиротворять, усмирять, а порой и карать? И стоит признаться, несмотря на огульную критику со стороны большевиков “проклятого царского режима” и даже несмотря на антинародность и чуждость русскому духу самих большевиков, во все периоды нашей истории, - мы отвечали на этот Голос. Сегодня, когда наше государство окончательно лишилось какой-либо идеологической платформы, именно сегодня зов Ромеи, зов нашей Имперской идентичности слышнее всего. На наших глазах во весь свой гигантский рост вырисовываются образы новых русских героев, добровольно идущих на смерть не просто “за други своя”, не только за своих, но и, - спасая весь мир, все человечество от новой чумы либерально-глобалистской и трансгуманистской нечисти. Что это, как не доказательство нашего генетического родства и преемства с Ромеей?

МЕССИАНСТВО И ЭСХАТОЛОГИЯ
Согласно мнению Френсиса Фукуямы, человечество уже давно вырвалось за пределы истории и соответственно за пределы империй и даже государств. “Великая перезагрузка” Шваба, - что это, как не попытка скинуть национальные и государственные “путы” и ринуться вперед, в объятия передовых и прогрессивных транснациональных корпораций?! Однако кто-то не принял такую реальность и отважился ей бросить вызов. Этим катехоном снова, как и все последние века истории человечества, стала Россия. Наперекор всему она сегодня обречена строить свою национальную государственность исключительно в формате последнего Русского царства, эсхатологической Империи. Иное будущее просто невозможно для России в нынешних условиях.

Интересно, что сама по себе идея катехона, идея Удерживающего мир от энтропии, апостасии и хаоса родилась вместе с Первым Римом одновременно, т.е. еще за долго до христианского канонического ее прочтения. Рим возник и расцвел как триумф солнечного арийского язычества, падал и поднимался, переставал существовать и вновь воскресал, но до последнего сохранял верность своему призванию. Второй Рим - Византия, также не единожды балансировал на грани жизни и смерти и наконец пал с мечом в руках отстаивая свою идентичность. Последний Рим - Россия, всю свою историю боролся за существование и по-сути перестал существовать после трагедии 1917-го года. Сегодня мы вернулись в не христианскую эру (или очутились в постхристианской), оказались за пределами истории и как языческий Рим, предчувствуя важность и значимость нашей силы и правды, сражаемся за все человечество, за будущее мира. Именно в этом заключается та обреченность и неизбежность в борьбе за построение новой эсхатологической Империи, которая суть - Третий Рим, но за пределами истории и христианства.

СОФИЯ - НАСЛЕДИЕ РОМЕИ

Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
Осип Мандельштам “Айя София”

В наследие от Византии, Второго Рима, Ромеи достался нам еще один сокровенный подарок. Это отражение как в церковной, социальной, государственной системе, так и в искусстве, духовных поисках и литературе - великого замысла самого Творца о судьбах людей и мира, той Премудрости Божьей, которую мы именуем Софией. Здесь имеет смысл дать слово замечательному исследователю-византологу Скотниковой Г.В. Жемчужина ее трудов, - книга “Византийский эссеист” это находка в огромном ворохе псевдонаучной и псевдоисторической писанины. Ей слово:

“...В большом прологе книги Притч Соломоновых (гл.1- 9, 18) Премудрость Божья говорит как некое Лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (8, 22 – 31). Премудрость во время творения была при Боге «художницей», и «веселилась перед лицем» Божиим во время творения (8, 27 – 31). Или опять же, в «книге Сираха» Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на Небесах и послана Израилю от Бога (Сир. Гл. 24). Премудрость в (Сир. 7, 22 — 8, 1) определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства.

Вместе с принятием христианства из Византии тема и почитание Софии Премудрости Божьей проходит, как одна из ключевых через всю тысячелетнюю историю развития отечественной культуры. Образ Софии постепенно отражается в памятниках письменности, живописи, архитектуры, пластики. Женственный образ Премудрости, которая «построила себе дом» (Прем. 9,1) с самого начала истории христианской Руси получает свое воплощение в архитектуре. Киевский князь Ярослав Мудрый (1016 – 1054) воздвигает, по образцу собора в Константинополе, Софийский собор в Киеве. Со временем храмы Софии строятся по всей Руси: в Новгороде, Полоцке, Вологде, Тобольске, Москве. Данные храмы почитались как вместилище Божественной Премудрости, «украшались фресками, иконами на тему Софии, в честь нее возносились торжественные песнопения». По древнерусскому представлению, где на первое место выступает нравственно — эстетический аспект (не формально-логический доминирующий в современном сознании): «Мудрость прекрасна, она достойна восхищения, преклонения и любви…)

Все же, находясь на периферии по отношению к ортодоксальному богословию некоторые аспекты учения о Премудрости Божьей — Софиологии является созидательными по отношению к живому организму культуры, свободной религиозно – философской мысли. «Софийно-Богородичный аспект, — пишет игумен Вениамин (Новик), — отражает одну из важнейших идей православия: преображение тварно-материального мира, его обожение, которое начинается уже здесь, на земле, через естество Богородицы и святых» (Скотникова Г.В. “Византийский эссеист”)

ВИЗАНТИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Византия в русской литературе и византизм русской литературы, - вот о чем еще не написано до сих пор ни одной значительной, оригинальной работы. А вспомните то проникновенное Осипа Мандельштама, который отыскал, пожалуй, самые лучшие и самые точные слова для описания и передачи сути того интерьера, экстерьера и духовного образа храма Святой Софии, прекратившей сиять на земле Византии, забывшейся и застывшей в ожидании

...И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот
“Айя София”

А как описывал Дмитрий Мережковский свои переживания и чувства при виде того застывшего Колосса, во глубине которого до сих пор сокрыта Великая тайна, тайна Софии?! “...Святая София — единственный храм — светлый и полный теплой, солнечной, небесной тайны. Янтарные лучи, мягкие и ровные, льются сверху, и весь круглый ясный простор освещен ими...” (”Св. София”). Как остро переживалась им та холодная ветхозаветная обрядность, присущая мусульманству, использующему этот храм для своих нужд, также обращенная к Отцу, но ничего не знающая о Сыне и просто напрочь, онтологически лишенная Небесной мудрости!

А что говорил о византизме и самой Византии, пожалуй, самый тонкий и чуткий их знаток Владимир Соловьев. Мы все знаем его страшное пророческое стихотворение “Панмонголизм”.

Когда в растленной Византии
Остыл Божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь...
“Панмонголизм”

Именно после этого наступает период Заката Империи, ее стагнации и разложения. И какое четкое и беспощадное заключение он ставит этому периоду: “... Византия погибла потому, что не хотела совершенствоваться». (”Византизм и Россия”)?!

“Не хотела совершенствоваться”, - не о том же ли шепчет в своем стихе-некрологе о Великой, поверженной во прах России Анна Ахматова:

И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал
“Когда в тоске самоубийства...”

Дух отлетел и где искать, по каким скитам и катакомбам ту великую Премудрость, которая “создала себе дом и утвердила столпов семь”(Прем. 9,1)?!

_________________________

Приступая к чтению данного сборника надо помнить о том, что “Роза Ромеи” это не просто красивое, герметичное европейское “розенкрейцерство” с его таинствами и мистериями. Это таинства и мистерии той имперской традиции, которую “розенкрейцеры” Св. Софии пронесли с собой как святыню через эпохи и тысячелетия, падения и возрождения. Два Рима пали... но римско-византийская традиция воскресла в стихах и образах нашего замечательного поэта Третьего Рима, Маргариты Горшковой, чей стиль и оригинальный образный ряд приоткрывает покров над “темной позолотой” Имперского логоса.

25.09.2023 г. публицист и общественный деятель, Георгий Боровиков

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Наверх