Ярлык «ультраправые» придуман политическими противниками. С очевидной целью – вызвать у избирателя ассоциацию с нацизмом. Заголовки в СМИ после германских и австрийских выборов были просто убойные: «впервые после 1945 года ультраправые побеждают на выборах» и т.п. Но российским журналистам и блогерам не пристало заимствовать чужие пропагандистские штампы. Лучше использовать другой термин – например, «новые правые». Он более адекватен.
В чем причины успеха «новых правых»? Главная лежит на поверхности: растущая с каждым годом иммиграция, особенно из стран Азии и Африки. Многими европейцами она воспринимается как стихийное бедствие, с которым действующие правительства не справляются. «Новые правые» стали выразителями массового недовольства.
Важную роль в подъеме их популярности сыграла пандемия коронавируса. «Новые правые» были единственной крупной политической силой в ЕС, оказавшей сопротивление принудительной вакцинации и репрессиям против невакцинированных. Избиратели Австрии и Германии, где репрессии (в том числе против медиков, отказавшихся следовать «генеральной линии») были особенно свирепыми, этого не забыли.
Помогает «новым правым» и победа Трампа на президентских выборах 2016 года. Она дала недостающий импульс. Многие немцы симпатизировали «Альтернативе», но казалось немыслимым, что партия с такими неполиткорректными идеями может прийти к власти. А если не может прийти к власти, то какой смысл за нее голосовать?.. Успех Трампа показал, что невозможное возможно.
И наконец, позиция «новых правых» по российско-украинскому конфликту. Меньшая часть из них поддержала крестовый поход против России. Другие – как, например, французское «Национальное объединение» Ле Пен – стараются маневрировать, избегая однозначных оценок.
Но «Альтернатива для Германии» и австрийская «Партия свободы» демонстрируют последовательность. Прекращение военных поставок Украине, мирные переговоры, возобновление сотрудничества с Россией – краеугольные камни их программы.
В целом позиция европейских «новых правых», не только в Германии и Австрии, отличается прагматизмом и миролюбием. Это хорошо показало сентябрьское голосование в Европарламенте. Большинство депутатов призвали разрешить Киеву бить западными ракетами вглубь России. Но депутаты, входящие во фракции, которые объединяют «новых правых», голосовали против либо воздержались.
К слову, эта резолюция собрала в свою поддержку 425 голосов из 720 (общая численность депутатов ЕП) То есть, менее 60%. В 2022-2023 гг. антироссийские резолюции гарантированно собирали 80-90% голосов. «Тенденция, однако», как говорил чукча в старом советском анекдоте.
Европейцев пугает перспектива прямого военного столкновения с Россией. И всё больше раздражает поддержка Украины в ущерб экономикам своих стран. Это еще одна причина, по которой избиратели отворачиваются от привычных право- и левоцентристких партий в пользу «новых правых».
Разумеется, нет гарантий, что, прийдя к власти, «новые правые» сохранят приверженность антивоенному курсу. Пример перед глазами: Герт Вилдерс, лидер нидерландской «Партии свободы». Был яростным противником помощи Украине. Победив на выборах в 2023 году и войдя в коалиционное правительство, «Партия свободы» сменила гнев на милость – поддержала военные поставки, включая истребители F-16.
С другой стороны, мы видим, как Венгрия, руководимая самым успешным «новым правым» политиком в Европе Виктором Орбаном, порой в одиночку сопротивляется агрессивным антироссийским планам. Россия заинтересована в том, чтобы таких прагматичных правительств в Евросоюзе стало больше.
Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya
От редакции сайта Литературно-Исторический Клуб РусичЪ: Даже беглая аналитика политических обзоров патриотической прессы, конечно же, продолжает удивлять. Восторженные (да, да, именно восторженные!) статьи по поводу пробуждения национальных движений в европейских странах и, естественно, невспоминания о 30-летнем (а если брать во внимание и советский период нашей истории, то о столетнем) тотальном углушении и уничтожении любых русских общественно-политических движений на территории Российской Федерации.