Депутат Государственной думы Российской Федерации, глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина заявила, что существуют статьи Уголовного кодекса, по которым не может быть срока давности и права на помилование даже с помощью участия в СВО. По её мнению, при подписании заключёнными контрактов необходимо внимательно проверять, за что именно они несут наказание.
«Когда решался вопрос о мобилизационных действиях в отношении осужденных, речь шла о запрете на привлечение в любой форме тех, кто осужден за педофильские статьи и другие злостные преступления. [Странно, что искупить свою вину получил право] человек, осужденный за каннибализм. Есть статьи, по которым нет срока давности, и это абсолютно правильно», — подчеркнула Останина.
Кроме того, далеко не каждый человек, по ее словам, имеет право на искупление вины путем участия в специальной военной операции. Кроме того, речь здесь не только о справедливости, но и о безопасности общества. «На первоначальном этапе надо смотреть, кто за что привлекался. И понимать, что люди вернутся в социум не через 15 лет, а через год. Готовы ли они? Они ведь уходили на СВО не из дома, а из условий, где не могли социализироваться. Вернувшись, они чувствуют себя героями, считают, что имеют право на дальнейшие «подвиги», — отметила парламентарий.
Политик убеждена, что правоохранители должны внимательно контролировать его после возвращения в общество, невзирая на заслуги, награды, которые бывший осужденный получил на СВО. Это может быть срок в один или два года для уверенности в том, что человек не принесет вреда окружающим и способен социализироваться. «Я разделяю тревогу людей, когда на свободу выходят жесточайшие преступники и начинают геройствовать. Эти люди нуждаются в особом внимании со стороны правоохранителей. Не надо стесняться этого контроля», — призвала Останина.
Ранее Нина Останина предложила контролировать заключенных, помилованных из-за участия в специальной военной операции, после возращения домой. Парламентарий отметила, что, позволив заключенным принять участие в спецоперации, государство лишь сокращает время их пребывания в исправительной организации. «Потому что рано или поздно они все равно выйдут на свободу. Вряд ли эти 14−15 лет пойдут им на пользу. Вряд ли они за это время станут добрыми и пушистыми. Поэтому, в данном случае, давая этим людям возможность искупить свою вину с оружием в руках, государство дает им шанс на социализацию», — заявила она.
Стоит отметить, что многие бывшие арестанты продолжают свой криминальный путь после участия в СВО. В частности, 20 ноября в Дагестане задержали предполагаемых похитителей бизнесмена, ими оказались вышедшие из мест лишения свободы по амнистии участники спецоперации. По имеющимся данным, к преступлению оказались причастны 36-летний экс-сотрудник МВД из Кизилюрта и 40-летний бывший заключенный. Первый также был судим за торговлю оружием, разбой и захват заложника. Подельники оказались в колонии, подписали контракт с ЧВК «Вагнер», а затем получили амнистию за участие в СВО и вернулись в родную республику.
Ради получения крупного выкупа они похитили коммерческого директора местной компании и вывезли его в безлюдное место. На пустыре неподалеку от села Зубутли-Миатли они пригрозили ему расправой, но спустя 20 часов отпустили, получив от его знакомого 31,5 млн рублей. Местонахождение бывших бойцов ЧВК правоохранители быстро установили и задержали, в их отношении уже возбуждено уголовное дело о вымогательстве и похищении.