«Дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества» — так обозначила Екатерины II цели создания заведения. Вот только всё пошло не по плану.
В институт благородных девиц попадали дочери аристократов, высокопоставленных военных и чиновников, а также богатых купцов и фабрикантов. Но хвастаться богатством было нельзя: украшения у девочек сразу забирали и хранили их в специальных коробочках, позволяя лишь перебирать (ни в коем случае не надевать!) в свободное время.
Все девушки неофициально делились на парфеток и мовешек. Первое прозвище произошло от французского слова parfaite — совершенство. Парфетками становились лучшие воспитанницы — те, которые умели себя вести, обладали идеальной осанкой, делали изящные реверансы и соблюдали все правила.
Мовешками (от mauvaise — «дрянная») называли тех, кто вел себя неподобающе: не заправлял кровать, громко разговаривал или был неаккуратен. За всё это девочек наказывали. Порки были запрещены, но нарушительницу могли лишить еды или заставить часами стоять в классе. Если же маленькая девочка мочилась в постель, то ее при этом еще и заворачивали в мокрую простынь.
Акцент в обучении делался на «женственности». Это было главным оружием, которое открывало воспитанницам императрицы все двери. Каждая смолянка должна была играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, петь, знать наизусть стихи, много читать и обязательно быть чувственной.
30 августа 1776 года петербургские «Ведомости» публикуют статью о первом выпуске девиц из Смольного института. Общество было в восторге от успехов экспериментального обучения Екатерины II. Но какой ценой это далось?
Из 50 поступивших девушек до окончания учебы дожили только 39. Официально девушки погибли из-за болезней, а выпускницы на тяготы учебы в Смольном не жаловались. Они давали слово, что никогда не расскажут, как проходила учеба в институте, а потом убеждали, что слово, данное смолянской — самое непоколебимое.
Знатное сословие выстраивалось в очереди, чтобы отдать на воспитание в Смольный.
Мужчины мечтали взять себе в жены барышню из Смольного.
Но неожиданно, обучение дало обратный эффект. Вместо восхищения, дамы стали вызывать насмешки в обществе. У них была идеальная осанка и манеры, но выпускницы не могли поддержать ни одной беседы. Они были наивны и не приспособлены к жизни. Институтки стали ассоциироваться с глупостью.
Винят в глупости девушек Ивана Бецкого. В высшем обществе появляется фраза: «Бецкой выпустил сто кур монастырских дур». Двенадцать лет изоляции приводило к тому, что девушки не понимали, в каком обществе они живут. Они не знали простых бытовых вещей.
Екатерина II в срочном порядке созывает комиссию, которая внесет изменение в образование девушек. Образование стало всесторонним.
Но зачем все таки императрица решила создать институт?
Каждый день у смолянок в расписании была прогулка в парке. Во время этих прогулок они разбивались на пары и тихо гуляли, кричать и бегать было запрещено. Именно во время таких прогулок монаршие особы общались с институтками.
Им задавали вопрос: «о чем ты мечтаешь?». И в зависимость от ответа проходил отбор. Если смолянка говорила «выйти замуж» — ей после института подбирали хорошую партию, и она была не интересна императрице. Но если же девушка говорила, что хочет быть при дворе, то она становилась претендентом в «тайное женское общество».
Первой приближенной к императрице смолянкой стала Екатерина Нелидова. Ей была поставлена задача влюбить в себя Павла I, с которым у Екатерины II были непростые отношения. Она быстро вошла в доверие к Павлу и удерживала его пылкий нрав даже после смерти императрицы.
Ольга Скобелева, другая выпускница Смольного, также внесла большой вклад в помощь стране. Она со своим сыном генералом Скобелевым отправилась в Болгарию, где организовала лазарет для раненых во время русско-турецкой войны.
Настоящую силу выпускниц Смольного страна ощутила только после третьего выпуска девушек, то есть почти через 60 лет. Тогда образованных девушек стали отправлять за границу не только с гуманитарной миссией, но и в качестве шпионок.
Первой в этом списке стала Дарья Ливин, Александр I отправил ее в Европу помогать мужу-дипломату урегулировать конфликт с Наполеоном. Она посещала светские вечера, где собиралась французская элита, и никто не мог устоять перед молодой красоткой. Каждый стремился показать свой статус, выдавая секреты верхушки власти.
Так, она отрапортовала в Петербург о планах Наполеона напасть на Россию. Позже в Лондоне она открыла светский салон, куда приглашала политиков, в том числе для получения информации.
Все императоры относились к смолянкам с особым трепетом и выбирали тех, кто может быть полезен государству. Их выделяли особым царским знаком — «бриллиантовым шифром».
Воспитанницы института благородных девиц.
Опубликовано
22.11.2024