ВОТ И ДОЖИЛИ! Патриарх Кирилл призвал православных воздержаться от посещения храмов!

Опубликовано 29.03.2020
ВОТ И ДОЖИЛИ! Патриарх Кирилл призвал православных воздержаться от посещения храмов!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих воздержаться от посещения храмов в связи с распространением вируса COVID-19. Он также назвал коронавирус реальной и страшной угрозой для России.

«Воздержитесь от посещения храмов. Я бы никогда этого не сказал, если бы не удивительный, святой пример преподобной Марии Египетской»,— сказал глава Русской православной церкви 29 марта во время воскресной проповеди в храме Христа Спасителя (цитата по «РИА Новости»). По словам патриарха, пример отшельницы Марии Египетской свидетельствует о том, что спасти душу можно и без посещения храма.

При этом священники продолжат совершать богослужения, сообщил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. «Более того, я надеюсь, что там, где это возможно, какое-то небольшое количество прихожан смогут находиться в храмах»,— добавил господин Легойда (цитата по ТАСС).

Неделей ранее патриарх Кирилл призвал задуматься о пандемии коронавируса как о «милости Божией». При этом он напомнил верующим о необходимости соблюдения правил гигиены и медицинских рекомендаций, а также назвал «зловредными» утверждения о недостатке веры у тех, кто принимает меры предосторожности против инфекции.

11 марта Священный синод РПЦ ужесточил санитарные правила при проведении богослужений, но о закрытии храмов для посещения верующими речи не было. Мэр Москвы Сергей Собянин 25 марта издал постановление, согласно которому жителям столицы рекомендовалось не посещать религиозные организации. В то же время губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов ввел запрет на посещение религиозных организаций для всех граждан, кроме их сотрудников. В РПЦ заявили, что полный запрет на посещение храмов противоречит норме Конституции о свободе вероисповедания.

По данным на 29 марта, число зараженных коронавирусом COVID-19 в России достигло 1534 человек. За последние сутки зарегистрировано 270 новых случаев в 26 регионах. Всего за время наблюдений умерли восемь человек, выздоровело 64.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4307947

(От редакции сайта) Вот так вот, братья и сестры! А что мы слышали буквально недавно? А ну-ка, а ну-ка!

"Закрывайте "Макдоналдсы", а не храмы!": Русская Церковь не прекратит богослужения из-за коронавируса

  • Закрывайте Макдоналдсы, а не храмы!: Русская Церковь не прекратит богослужения из-за коронавируса

Фото: patriarchia.ru

Ряд политиков, общественных деятелей и блогеров настаивают: Русская Православная Церковь должна прекратить публичные богослужения и закрыть храмы. Эта мера якобы поможет остановить пандемию коронавируса. Верующие категорически не согласны, а священноначалие Московского Патриархата уточняет: о закрытии храмов речь может идти только в том случае, если будет введён карантинный режим, подразумевающий ограничение пользования общественным транспортом и посещение торговых учреждений и организаций общественного питания.

Автор: Тюренков Михаил

Русская Православная Церковь не прекратит богослужений и не закроет храмы. Об этом заявлено в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. Письме, в котором всем епархиальным архиереям на территории России предписывается тесно взаимодействовать с местными властями в борьбе с угрозой распространения коронавируса. И в то же время указывается, что о закрытии храмов пока не может быть и речи.

Так, в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, разосланном всем митрополитам, архиепископам и епископам Русской Православной Церкви, предписывается:

Сообщать региональным властям об уже осуществляемых мерах в рамках исполнения Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции... В случае издания официальных актов региональных властей принимать, исходя из пастырских соображений и заботы о людях, иные меры, не противоречащие строю церковной жизни... Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие.

Таким образом, священноначалие Русской Церкви наглядно демонстрирует свою открытость и готовность к взаимодействию со светскими властями. И власти пока сохраняют корректность к верующим. Так, в сегодняшнем (от 26 марта 2020 года) обращении мэра Москвы к жителям столицы нет категорического запрета на посещения храмов, но используется мягкая рекомендательная формулировка: "Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов".

В ответ на это в комментарии Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции было подчёркнуто:

"С пониманием относимся к рекомендации гражданских властей Москвы и Московской области гражданам «воздержаться от посещения религиозных объектов», а также к мотивам, по которым эта рекомендация была дана. Вместе с тем, пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм для молитвы о своих близких и о нашем народе".

При этом Церковь уже немало сделала для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Что касается уже предпринятых санитарно-эпидемиологических мер, то ещё на прошлой неделе всем священнослужителям было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням протирать их "после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора". Более того, за Божественной Литургией предписано дезинфицировать лжицы (богослужебные ложечки для Причастия) после каждого причастника.

Закрыть нельзя оставить: Русская Церковь во время пандемии

Предпринятые Церковью санитарные меры поистине беспрецедентны, их невозможно сравнить даже со случаями эпидемий моровой язвы (чумы) и холеры в прежние века. Похожая практика благословлялась Церковью для причастия прокажённых в лепрозориях. Слава Богу, опасность коронавирусной инфекции с этими условиями сравнить никак нельзя. И даже во времена ужасной холерной эпидемии 1830-1831 годов, от которой погибло около 200 тысяч человек (почти половина заразившихся), храмы не закрывались. Святитель Филарет Московский по этому поводу писал:

"Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась".

И фактов спасения русской глубинки от этой эпидемии по молитвам Пресвятой Богородице перед Её чудотворными образами было немало. Так, одной из самых известных святынь, помогающих в случаях эпидемий, стала Шуйская икона Божией Матери, ранее уже спасавшая русские земли от моровой язвы (чумы). Также широко известна целительная помощь Боголюбской иконы и многих других православных святынь. А праздник Происхождения или, иначе, Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня (в народе именуемый "Первым Спасом"), совершаемый в августе, издревле связан с тем, что в Ромейском царстве (Византии) именно крестные ходы с Крестом Господним не раз помогали спасти империю от различных эпидемий.

Упадок веры – главная причина паники

Понять, почему в сегодняшних условиях всё чаще слышны голоса тех, кто требует прекратить православные богослужения и вовсе закрыть храмы, несложно. Десятилетия советской власти сделали своё дело. Идейные потомки советских воинствующих безбожников, сменив коммунистические идеалы на банальное либеральное западопоклонство, в богоборческой риторике ничем не отличаются от своих большевистских предшественников. Религия – "опиум для народа", церкви – "источники заразы", верующие же в последние дни оскорбительно именуются "иконолизами".

Советская богоборческая пропаганда. Фото: pravoslavie.ru

В прошлом, XX веке под подобными лозунгами были закрыты и разрушены сотни храмов, расстреляны тысячи священнослужителей, пополнившие многотысячный сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Хотя ни одного примера заражения через Святое Причастие и поклонение святыням выявлено и зафиксировано не было. А ведь советские власти весьма старательно выискивали любые поводы для борьбы с Церковью и верующими.

Читайте также:

"Не бойтесь!": Конец света пока откладывается. До тех пор, пока в православных храмах совершается Божественная Литургия, о Конце света говорить рано. Однако...

Сегодня в разных странах антицерковные коммунистические методы уже используются. Например, в Румынии верующих уже силой выкидывали из православных храмов, в Греции на некоторое время был задержан митрополит Кифирский Серафим только за то, что в его кафедральном соборе звонили в колокола для созыва верующих на богослужения. На Украине же во многих регионах, включая Киев, священнослужители и верующие фактически выброшены на улицы и вынуждены совершать богослужения под открытым небом в любую погоду. Более того, один из киевских приходов, посмевший совершать богослужение в храме, был оштрафован на 30 тысяч гривен.

Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (справа), сенатор от Республики Алтай В. Полетаев и член Общественной палаты России Б. Алушкин на Рождественских чтениях. Фото: eparhia-gorniyaltay.ru

Телеканал "Царьград" обратился к архиереям Русской Православной Церкви с просьбой разъяснить свою позицию относительно призывов закрыть храмы и прекратить соборные богослужения. И в том числе объяснить причину распространяющейся массовой паники. Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат уверен, причина происходящего в упадке нашей веры:

"Для человека верующего в России в эпоху Святой Руси закрыть храмы ради безопасности было немыслимо. Если сейчас об этом говорят вслух, а в некоторых странах даже принимают такие решения, то это, прежде всего, показатель упадка нашей веры. Для верующего человека гораздо хуже остаться без Евхаристии, без Литургии, без молитвы, без Причастия, нежели угроза распространения вируса".

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Фото: http://kurganvera.ru/

С владыкой Каллистратом полностью согласен митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Архипастырь твердо убеждён, что главное лекарство от любых болезней можно обрести именно на православных богослужениях. И это – Таинство Евхаристии, Святого Причастия:

"Не нужно бояться ходить в храмы. Вся наша церковная история показывает нам поразительные случаи, даже приходя больными в храм, получали исцеление... Если мы вместе, объединившись, начнём совместную молитву, то мы не просто какой-то коронавирус, но мы всё победим. Потому что мы с Богом, а с Богом побеждается всё. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи и миллионы человеческих жизней. Это нужно всегда помнить и, наоборот, ходить в храмы, причащаться Христовых Таин – главная Святыня, главное Лекарство. От всех болезней".

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: официальный сайт Рязанской епархии

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк высказал "Царьграду" очень близкие с собратьями-архиереями мысли, добавив, что "сегодня в Церкви действуют особые меры, призванные остановить распространение инфекции: стены, полы и иконы промываются специальными дезинфицирующими составами, помещения хорошо проветриваются и так далее". Но при этом и владыка Марк считает отказ от богослужений по меньшей мере проявлением маловерия:

"Отказ от богослужений был бы проявлением маловерия и сомнения в помощи Божией. На протяжении истории людям не раз угрожали различные моровые язвы, поветрия, эпидемии. И в эти периоды Церковь усиливала свои молитвы, в храмах совершались особые богослужения, молебны, крестные ходы. Духовенство и миряне обходили с иконами города и селения, и болезни и беды отступали. И сегодня Церковь молится об избавлении народа от новой болезни. Ежедневно каждый священник нашей Рязанской епархии совершает молебен в храме и дома об избавлении от этой язвы. И мы верим, что по молитвам нашей Церкви Господь помилует нас и дарует нам исцеление".

Светские власти должны уважать чувства верующих

В то же время православные архипастыри прекрасно понимают ограничительные действия светских властей. Но надеются, что ограничения, которые должны коснуться массовых мероприятий и ряда общественных заведений, не коснутся богослужебной жизни Русской Православной Церкви.

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир. Фото: vladivostok-eparhia.ru

Так, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, в силу региональной специфики прекрасно знакомый с проблемой распространения коронавирусной инфекции, в комментарии телеканалу "Царьград" отметил:

"Необходимо осознавать, что участие в таинствах церковных – и прежде всего в Евхаристии – для православного христианина является источником духовных сил и залогом вечной жизни в Боге. Это гораздо важнее, чем поездки на работу или поход за продуктами в супермаркет. Поэтому я надеюсь, что предписанные церковным структурам ограничения окажутся вполне действенными и достаточными. Кроме того, зная нашу национальную склонность к чрезмерности во всём, я хотел бы верить, что представители региональной власти, действующей на местах, не станут проявлять, говоря языком Священного Писания, "ревность не по разуму" (Рим. 10, 2) и учтут обстоятельства жизни верующих сограждан".

Епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Фото: nne.ru

При этом архипастыри подчеркивают: Церковь готова соблюдать самые строгие санитарно-эпидемиологические требования. Но это не должно ограничивать права верующих на посещение храмов, соборную молитву и участие в Таинствах. Об этом "Царьграду" рассказал викарий одной из крупнейших российских епархий, Нижегородской, епископ Дальнеконстантиновский Филарет:

"Исполняя все санитарные требования, мы все же должны помнить о необходимости давать возможность человеку духовного укрепления через посещение храмов и участия в Таинствах. Всегда было очевидно, что телесное здоровье человека во многом зависит от духовного здоровья. Именно храм является духовной опорой для человека в такие сложные периоды общественной жизни".

Словом, во все времена, включая годы раннехристианских гонений, Церковь Христова оставалась лояльной к светской власти. Но не отказывалась от богослужений даже во времена куда более страшных средневековых эпидемий. И очень часто именно соборные молитвы, в том числе перед чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, останавливали распространение моровой язвы, чумы или холеры. И сейчас верующим очевидно: именно закрытие храмов и прекращение богослужений может привести к самой настоящей катастрофе. Так что закрывайте "Макдоналдсы", а не храмы!

Источник: https://tsargrad.tv/articles/zakryvajte-makdonaldsy-a-ne-hramy-russkaja-cerkov-ne-prekratit-bogosluzhenija-iz-za-koronavirusa_244652

УХ, ПАФОСНО ВСЕ ЗВУЧАЛО!!!

А теперь, братья и сестры, давай углубимся немного в историю. Как поступали истинные пастыри Русской Православной Церкви в подобной ситуации!

ЭПИДЕМИИ ХОЛЕРЫ В МОСКВЕ ВО ВРЕМЕНА СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА). КАК БОРОЛИСЬ И ЧТО ДЕЛАЛА ЦЕРКОВЬ?

За полвека, пока Московскую святительскую кафедру возглавлял митрополит Филарет (Дроздов) (1821-1867), в городе несколько раз свирепствовала эпидемия холеры, уносившая жизни части горожан и наводившая ужас на всех прочих. Как действовала Церковь в это тяжелое время? И к чему призывала свою паству?

Первый раз холера явилась в Москву в сентябре 1830 года. Инфекция пришла из Персии, преодолела южные границы России, поразила крупные российские города, а в самой Москве продержалась всю осень. Впоследствии она еще не раз возвращалась — вспышки холеры были отмечены в 1847, 1848, 1855 годах. В первый же месяц заболели и вскоре умерли около сотни горожан (всё население Москвы составляло тогда порядка 300 000 человек), а в конце октября заражались уже по сто человек в день. Москву оцепили войска, въезд и выезд из нее перекрыли (в тех, кто пытался прорваться за кордон, велели стрелять), в городе начался, как мы сказали бы сегодня, строгий карантин: люди заперлись по домам, все учреждения, фабрики, театры, учебные заведения, многие магазины закрылись. По опустевшим улицам передвигались в основном повозки с телами умерших да полиция. Лечить от холеры толком еще не умели (недаром в обиходе ее называли тогда «собачьей смертью»); информационные «холерные листки», выпускавшиеся в те дни московскими властями, упоминают о таком, например, средстве «дезинфекции», как «окуривание дымом»… Все разговоры с домашними и знакомыми вращались вокруг одного предмета: кто еще заболел за последние сутки и кто умер.

Храмы, тем не менее, оставались открытыми. В сентябре 1830 г. митрополит Филарет писал в одном из писем: «Напрасно более боятся молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась».

25 сентября святитель Филарет отслужил молебен об избавлении от болезни в главном московском соборе — Успенском, после совершил крестный ход вокруг Кремля. Священникам было поручено обходить дома своих прихожан, чтобы исповедовать и причащать желающих. Вдобавок, святитель учредил Московский архиерейский временный комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для помощи больным, их семьям, семьям умерших. В числе жертвователей этого комитета был в том числе государь Николай I, не испугавшийся лично посетить Москву в самый разгар эпидемии и руководивший здесь устройством больниц (в городе были открыты Ордынская и Басманная временные холерные больницы, а также несколько частных), работами по снабжению города всем необходимым, созданием приютов для детей и т. д.

Первая вспышка холеры сошла на нет в декабре 1830 года. Мужественная позиция московского митрополита сыграла, по отзывам современников, немалую роль в укреплении духа москвичей: многие из них становились добровольцами и сами оказывали помощь заболевшим. Брали пример с московского святителя и архиереи других городов, куда холера пришла вслед за Москвой.

Всякий раз, когда город оказывался во власти холеры, святитель Филарет возглавлял молебны «о предохранении от губительныя болезни» и неизменно обращался к пастве наставлением. Особенностью его проповедей было постоянное обращение к примерам и ситуациям из библейской истории. В одном из первых слов, сказанных во время эпидемии 1830 года, святитель вспомнил губительную язву, постигшую Израиль во дни царя Давида, когда тот «впал в искушение тщеславия: хотел показать силу своего царства, и повелел исчислить всех способных носить оружие… Еще не кончилось исчисление народа, как царь почувствовал в совести своей обличение греха и страх наказания от Бога. В самом деле, явился пророк, и, по повелению Божию, предложил Давиду на выбор одно из трех наказаний: войну, голод, мор». «Примечайте из сего примера, — обращается к слушателям святитель Филарет, — что война, голод, мор и подобные бедствия, хотя кажутся приключениями случайными… суть орудия правосудия Божия». Давид избрал третье наказание — мор, но, поскольку он смирился пред Богом и безропотно покорился суду Его, Господь смилостивился, и болезнь поражала израильтян не три дня, как грозил пророк, а всего несколько часов — «от утра до часа обеденного» (см.: 2 Цар. 24).

«Примечайте спасительное действие покаяния, — указывает московский митрополит. — Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно пред алтарем». Святитель призывал москвичей не паниковать («Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть»), а исследовать духовные причины происходящего и прибегнуть к Богу: «Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужного. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся, если не “во вретище”, то в простоту… Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра. Умножим моления, тайные на всяком месте и во всякое время, общественные, по руководству Святыя Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно, всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, бескровную жертву, приобщением Пресвятого Тела и Крови Христовы».

В другой проповеди московский митрополит напоминает, как Господь согласился сохранить Содом, если в нем найдется хотя бы десять праведников, и как Он отвратил гибель от Иерусалима ради покаяния одного Давида. «Дерзаем утешать себя мыслию, что есть между нами такие, которых настоящий гнев Твой обратил к милосердию Твоему, и страх близкой погибели приближил ко спасению», — обращается он к Богу. А собравшихся в храме призывает спешить с покаянием: «Видите, что мера грехов наших полна: ибо начинается необычайное наказание». Время, когда в городе свирепствует холера, особенно важно использовать правильно — для покаяния и добрых дел, настаивает святитель Филарет. «Нет времени, которое безопасно можно было бы пренебрегать: ибо во всякое время можно спастись или погибнуть. Но особенно и необыкновенно важно для нас сие время, когда Бог уже положил нас на весы правосудия Своего… когда путь жития нашего стеснился так, что с каждым шагом мы поставляем ногу между жизнию и смертию, между надеждою спасения и страхом погибели. …Когда тут медлить? Куда откладывать спасительные намерения?.. Покаяние, исправление жития, молитва, вера во Христа Спасителя, и какие кому по состоянию и дару возможны добродетели христианские и плоды духовные, — вот истинные потребности наши во всякое, и наипаче в настоящее время!»

В слове, сказанном при возвращении холеры осенью 1847 года, святитель Филарет призывает не отказываться и от обычных житейских мер безопасности: «Не леностны будем и в употреблении естественных средств и предосторожностей к сохранению здравия, и к недопущению вредоносных влияний. Как можем требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя и предаем действию разрушительных сил малодушием и недостатком надежды на Бога, неумеренностию и невоздержанием и другими небрежностями? Внимательно храни себя малым возможным для тебя хранением: и Бог будет хранить тебя великим, всеблагим и всемощным хранением».

Святитель Филарет также призывал москвичей восполнить покаяние добрыми делами — в частности, оказывать помощь заболевшим и нуждающимся: «Как много в сии дни Лазарей! Одни больны; другие бедны; некоторые и то и другое…Разделим, по возможности, каждый с которым-нибудь, а все со всяким злостраждущим Лазарем, благая наша, восприемлемая в животе нашем временном».

Не менее пронзительные проповеди святой митрополит говорил, когда болезнь уже шла на спад и люди вздыхали свободнее. «Как Лазарь из гроба, востает в сие время сей град… весь всецело воскресший от страха смерти, — говорится в одном из таких слов. — Но послушай, что еще… тебе сказать внушает истина… Если ты воскрес, то умей беречь безопасность жизни, тебе возвращенную. Если ты исцелел, то вспомни слово Исцелителя: “се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет” (Ин. 5: 14). Если ты разрешен, то умеренно и осторожно приводи в движение члены твои, дабы чадолюбивая мать не увидела необходимости вновь спеленать дитя, во вред себе употребляющее разрешенные члены… Кому свойственнее быть осторожну в употреблении здравия, как не тому, кто недавно видел окрест себя, или даже испытал над собою, жестокость болезни?»

«Не будем невнимательны. Не будем тяжкосерды. Не будем неблагодарны, — взывал святитель Филарет к народу по окончании эпидемии холеры в 1848 году. — …Если в день скорби, пред угрожающею ночью смерти, ты воззвал к Богу из глубины души, и мог потом приметить некое мановение невидимой руки, изымающей тебя от опасности: прославь Бога, дающего молитву молящемуся, близкого к призывающим Его, являющегося в милостях и щедротах.

Если ты не видал особенного знамения спасения, но тем не менее спасен от беды, ходившей окрест тебя: прославь Бога сокровенного, но тем не менее везде присутствующего и вседействующего, призирающего на тебя, когда ты о том не знаешь, и спасающего тебя, когда ты о том не думаешь.

Если ты столь тяжкосерд, и так занят суетою, что и близкое бедствие не устремило тебя к Богу: одумайся хотя теперь, прославь Бога долготерпеливого, и перестань искушать Его долготерпение невниманием к Его судьбам, и к вечной судьбе твоей собственной души.

Прославим Бога и за самое бедствие и за род бедствия, которым мы посещены. Признаемся, что без сего бедствия мы меньше молились бы, меньше каялись, меньше смирялись. Итак, слава Богу, хотя и неприятным средством, умножившему в нас молитву, покаяние, смирение».

Подвиг святителя Филарета Московского особенно ясен для тех, кто знает церковную историю. Архипастыри отнюдь не защищены от заражения или даже смерти от инфекционной болезни. Русской церковной истории известно, как минимум два случая, когда владыки становились жертвами эпидемии. В 1352 г. архиепископ Новгородский Василий Калика (прославленный в XV веке в лике святых), принял псковских послов, которые просили архиерея приехать в их город,охваченный чумой, для благословения горожан. В Пскове после совершённых богослужений и крестных ходов архиепископ Василий заразился и 3 июля 1352 г.скончался. Вместе с его телом черная смерть пришла в Новгород. Жители города не смогли устоять перед желанием проститься со своим духовным пастырем, – и это привело к страшной эпидемии.

В 1866 году, во время очередного нашествия холеры, другой святитель, Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. 5 августа Филарет выехал из Чернигова, а 8 августа – приехал в Конотоп уже больным, став жертвой холеры. Несмотря на усилия врачей, святитель скончался от этой болезни.

Надо иметь в виду, что в те времена ещё не существовало таких понятий как «инфицированный», «носитель вируса», а лишь понятия «больной» и «здоровый». И тем не менее, в каждодневном, одном из важнейших, руководстве для пастырей, изданном в конце XIX века под названием «Настольная книга для священно-церковно-служителей». Там учтены и собраны особенности практики причащения в условиях эпидемий и инфекционных болезней, начиная с 1860-х годов. Скрупулезно прописаны меры предосторожности священника при посещении заболевших, обработка церковных сосудов и использование «особых», то есть, отдельных лжиц для причащения и другие способы предосторожности. Подробно говорится и о правилах причащения заболевшего священнослужителя в условиях, как теперь принято говорить, «самоизоляции», на дому.

Самоотверженность святителя Филарета Московского, которого Бог уберёг от заражения и двух святителей, которые пожертвовали собой ради паствы, не подлежит сомнению. Но их опыт свидетельствует против распространившегося сегодня странного суждения, будто верующий человек, человек святой жизни, имеет некий особый иммунитет против болезни, а меры предосторожности при причащении чуть ли не являются десакрализацией Таинства. Это не так. И такого радикального представления Церковь не исповедует. Во все времена разумные профилактические меры старались соблюдать, они не выдуманы сейчас, но лишь скорректированы с учетом нынешнего уровня наших знаний об инфекционных болезнях.

Молитва святителя Филарета во время эпидемии

Господи! послушай земли, смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и отъими язву от России. Сохрани град сей и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во святых храмах Твоих! Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Аминь!

Источник: http://svoskres.ru/epidemii-holery-v-moskve-vo-vremena-svyatitelya-filareta-drozdova-kak-borolis-i-chto-delala-czerkov/

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх