Зачем Молдавия и Украина начали транспортную блокаду Приднестровья

Опубликовано 08.09.2021
Зачем Молдавия и Украина начали транспортную блокаду Приднестровья
С 1 сентября, в день встречи Зеленского с Байденом, Украина начала транспортную блокаду Приднестровья

Транспортные качели

Украина запретила въезд автомобилям с приднестровскими номерами
Украина запретила въезд автомобилям с приднестровскими номерами

© Public domain

Теперь автомобили с приднестровскими номерами не могут пересекать украинскую границу как для въезда на Украину, так и для транзита. Движение будет открыто только для транспорта с молдавскими номерами и так называемыми нейтральными, с наклейкой «MD» на стекле.

Учитывая, что на сегодняшний день нейтральные номера имеют лишь порядка 5% из примерно 100 тысяч приднестровских автомобилистов, можно сказать, что десятки тысяч людей ограничили в праве на свободу передвижения. А это чревато социальными и гуманитарными проблемами: прекращением пассажирских перевозок на Украину и в Россию через Украину и коллапсом приднестровского бизнеса, до 40% которого завязано на импорт товаров из Украины или транзитом через Украину. В подтверждение этим выводам местный телеканал TSV сообщил, что пограничники уже начали останавливать автобусы, направляющиеся из Приднестровья в Одессу. Людям приходится выходить на КПП, переходить границу пешком и дальше добираться как придется. Примерно, как на КПП на Донбассе.

Вопрос приднестровского транспорта Молдавию беспокоит давно и не только в плане возвращения своей юрисдикции над непризнанной республикой. Как обычно, дело в деньгах. Часть экспортно-импортных операций Приднестровья проходит не по молдавскому, а по приднестровскому законодательству, соответственно не приносит прибыль Кишиневу.

Например, в 2020 году молдавские пограничники устроили проблемы с пропуском в Приднестровье груза медикаментов, произведенных в странах ЕАЭС и не зарегистрированных в молдавских реестрах. Чтобы таких случаев не было, еще в 2018 Кишинев и Тирасполь договорились о введении нейтральных номеров. С ними приднестровцы по идее могли ездить как на Украину, так и в страны ЕС. В ОБСЕ, при посредничестве которой проходили переговоры, убеждали, что этого будет достаточно, а за приднестровские водительские права никто трогать не станет.

Но ОБСЕ — не государство и слушать эту организацию совсем не обязательно. Поэтому в 2020 Молдавия потребовала заменить и водительские удостоверения. Украина тут же подыграла, и пограничники стали требовать у водителей машин с нейтральными номерами молдавские права. Играя роль хорошего полицейского, Кишинев запустил упрощенную процедуру замены приднестровских прав на молдавские. Такие качели были правильно оценены руководством Тирасполя как хитрая попытка тихой сапой размыть приднестровский суверенитет, поэтому граждан активно отговаривали не только от получения нейтральных номеров, но и от замены водительских удостоверений. Тем более, что были гарантии ОБСЕ.

Молдавский эксперт объяснил, как Россия на ближайшее время обезопасила Приднестровье
Молдавский эксперт объяснил, как Россия на ближайшее время обезопасила Приднестровье

© РИА Новости, Сергей Кузнецов / Перейти в фотобанк

Ну народ и не стал морочить себе голову. Тогда Молдавия и Украина договорились с 15 января 2021 закрыть проезд тем, кто не поменял номера и удостоверения. Опять не помогло. Став президентом Молдавии, проевропейская Майя Санду сообразила, что ничего хорошего из инициативы пока не выходит, а издержки от негатива в СМИ по поводу нарушений прав человека могут оказаться существенными. Санду позиционировала себя как прозападного, но прагматичного политика, который готов выстраивать здравые отношения со всеми, в том числе Россией, поэтому как бы добровольная интеграция Приднестровья — это да, а вот сомнительные насильственные методы с явным нарушением Европейской конвенции лучше не применять.

Поэтому она попросила Киев сдвинуть дату транспортной блокады с 15 января на 1 сентября. Киев сдвинул, а толку снова мало — жители Приднестровья менять номера и документы массово так и не кинулись.

Как обманули Козака

Ну а в августе все заиграло совсем иными красками. 11 августа к Санду прилетел замглавы администрации президента России Дмитрий Козак, интерес которого к Приднестровью понятен. Там проживают более 200 тысяч граждан РФ, расположена группа российских миротворцев и принадлежащая России Молдавская ГРЭС.

Разговор пошел, естественно, об экономике. Весной для Молдавии перестали действовать нулевые пошлины на ввоз в Россию овощей, фруктов и вина, а расчет на европейский рынок немного подорвал пример Украины. Это вопрос поддержки правительства Санду молдавскими предпринимателями. Ну и контракт с «Газпромом», который надо перезаключать осенью тоже пока тоже безальтернативен. И газ в Молдавию поступает через территорию Приднестровья, как, впрочем, и электроэнергия с Молдавской ГРЭС.

Поэтому прагматичная Санду решила договариваться. По окончанию переговоров Козак заявил прессе: «Президент Молдавии заверила меня, что никакой блокады не будет. И они делают все, чтобы она не наступила с 1 сентября, когда наступают определенные ограничения, исходя из того, что в Приднестровье проживают молдавские граждане».

Глава Приднестровья Вадим Красносельский выразил надежду, что договоренности с Санду с Козаком будут выполнены.

И да, Молдавия со своей стороны вроде как сделала все, что от нее зависело, т.е. попросила Украину отложить блокаду до января 2022 года. А Украина просьбу просто проигнорировала, ни ответа, ни привета. Зато еще до наступления 1 сентября приднестровцы стали массово жаловаться в Facebook на украинскую дорожную инспекцию. Украинская полиция просто начала штрафовать жителей Приднестровья за несоответствие водительского удостоверения международным требованиям. В свою очередь, Государственная таможенная служба Украины, ссылаясь на информацию МИД, отправила региональным таможням предписание с 1 сентября не пропускать через границу автомобили с приднестровскими номерами. Как будто молдавского запроса о переносе даты блокады и не было.

Тем временем, 24 августа, Майя Санду выступила на «Крымской платформе», где, конечно же, назвала «Крым украинским, а действия России по аннексии полуострова противоречащими международным правовым нормам».

Через три дня Зеленский прилетел в Кишинев на празднования 30-летия независимости Молдавии, где вместе с лидерами Польши и Румынии объявили о выстраивании «особых отношений» с Россией. То есть до 1 сентября Санду лично встречалась с Зеленским минимум два раза и почему-то не поинтересовалась причиной отсутствия ответа Украины на просьбу касательно Приднестровья. Или так и было задумано, чтобы снять с себя ответственность перед Россией? Ведь вряд ли можно всерьез предположить, что задуманная Молдавией и в интересах Молдавии блокада Приднестровья будет осуществляться Украиной, если Молдавии вдруг это стало не нужно. Не исключено, что дальнейшие действия и были проработаны именно на этих двух встречах.

И вот, 28 августа, премьеры Украины и Молдавии (Денис Шмыгаль и Наталья Гаврилица) подписывают протокол об изменениях правил торговли, которые предполагают выход двух стран из торговых отношений с СНГ и перехода их к рынку ЕС. Изменения предусматривают, что производители из Украины смогут отгружать в Молдавию сырье и компоненты для переработки, а затем конечную продукцию с молдавскими сертификатами — в Евросоюз. Спрашивается, а как это сочетается с беспошлинной торговлей с Россией? Никак.

Доля слабых

Видимый прагматизм Санду — это скорее не внутреннее убеждение модернисткого политика, выстраивающего суверенитет своего небольшого национально-буржуазного государства (вроде того же Лукашенко), а результат ситуации экономической безысходности. Убеждения-то у нее вполне известные, а в как бы независимой Молдавии своя атмосфера. Настолько независимая, что молдавский язык теперь признан румынским, а отмечавшийся 31 августа государственный праздник Limba noastră или «Наш язык» (так же называется гимн Молдавии) на странице молдавского парламента в соцсетях почему-то был назван Ziua Limbii Române, т.е. день румынского языка — госпраздник Румынии, отмечающийся в тот же день.

Да и сама Майя Санду, одновременно президент Молдавии и гражданка Румынии, поздравила народ так: «Я хочу, чтобы румынский язык стал общим знаменателем для всех граждан Молдавии, вне зависимости от их родного языка». Молдавский язык в независимой Молдавии отменен.

Украинские власти отложили запрет на въезд приднестровских автомобилей
Украинские власти отложили запрет на въезд приднестровских автомобилей

© commons.wikimedia.org, Raymond Zoller

Вот и выходит, что хваленый прагматизм Санду — не более чем политический миф. Идеологический груз в ее голове перевешивает экономическую логику не в меньшей степени, чем это происходит в головах нынешних украинских политиков. Очень показательно, что в день начала транспортной блокады Украиной Приднестровья (мы уже понимаем, что молдавские просьбы отложить блокаду — не более, чем игра) Зеленский в Вашингтоне берет $3 млрд кредита для государственного Эксимбанка, который выдаст их импортерам американских товаров на Украину, т.е. вернет обратно Вашингтону, а Киев останется должен проценты. Очень показательно, что Зеленский договаривается с американской компанией Westinghouse строить новые энергоблоки на украинских АЭС за такую сумму, которой у Украины нет, а значит украинская атомная энергетика просто будет передана по контроль США.

Вот такое творят люди, которые очень много говорят о национальном строительстве и борьбе за независимость. Поэтому, когда лидер Приднестровья удивляется тому, что Украина отказалась принимать решение о переносе даты транспортной блокады и заявляет: «Это выбор Украины. Складывается впечатление, что Украина боится того, что Приднестровье и Молдова начнут договариваться. Надо разобраться, почему Киев так поступил», он проявляет некую наивность. Никакой это не выбор Украины. Киев (равно как и Кишинев) поступил так, потому что от этого плохо Приднестровью, а значит в какой-то степени и России. Они поступили так, потому что они являются сателлитами более крупных и экономически мощных государств ЕС и США.

Впрочем, с Приднестровьем уже давно не все так однозначно. Если мелкие предприниматели непризнанной республики возят свои товары для продажи из Одессы, то после 2006 года, когда Евросоюз открыл рынок для приднестровского бизнеса, несколько крупнейших частных холдингов ПМР переориентировали свой экспорт на ЕС и возят туда продукции в 4-5 раз больше, чем в Россию.

Глава Приднестровья Красносельский не видит в блокаде большой проблемы, ведь любой гражданин ПМР может пойти и оформить себе как нейтральные номера, так и молдавские права. Это так. Вопрос лишь в том, какое количество молдавских документов нужно получить приднестровцам, чтобы они однажды задумались — а зачем им вообще отдельная республика? Как молдаване, которые уже решили, что им не нужен отдельный язык.

Павел Волков

ИСТОЧНИК: https://ukraina.ru/exclusive/20210902/1032175115.html

Киев объявляет Москве войну в Приднестровье

Автомобилям с приднестровскими номерными знаками с 1 сентября запрещается въезд в Украину, сообщили в Государственной пограничной службе Украины.

«В соответствии с решением кабинета министров и ноты МИД Украины с 1 сентября к участию в международном движении будут допускаться исключительно транспортные средства из Приднестровского региона Молдовы с так называемыми нейтральными номерами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Молдовы», — говорится в сообщении.

Стоит отметить, что украинские власти не в первый раз помогают Молдове в блокировании ПМР. Что дальше? Пойдут ли они на более жесткие меры, и чем ответит Россия

— В середине августа в Молдову приезжал первый замглавы администрации президента России Дмитрий Козак. Он провел переговоры с президентом Майей Санду и выражал глубокое удовлетворение их результатами, — напоминает депутат молдавского парламента от Блока коммунистов и социалистов Константин Старыш. — В частности, он с оптимизмом заявлял о том, что Санду пообещала ему не блокировать Приднестровье. Ровно через неделю госпожа Санду посетила «Крымскую платформу», присоединившись ко всем резолюциям, принятым на этом форуме, который в Москве считают антироссийским.

27 августа Зеленский посетил Кишинев в связи с 30-летием независимости Республики Молдова. И сразу же после этого Украина объявила о том, что не будет пропускать на свою территорию автомобили с приднестровскими регистрационными номерами. Интересно, что этому предшествовало обращение молдавского МИДа, который просил украинскую сторону отсрочить эту меру на четыре месяца. Но Киев проявил «принципиальность».

Классическая игра в доброго и злого полицейского.

Обещая Козаку не устраивать блокаду Приднестровья, Санду ничем не рисковала. Кишинев ничего и не может блокировать: все приднестровские предприятия давным-давно зарегистрированы в официальных органах Республики Молдова, выпускают продукцию под маркой «Сделано в Молдове». Так что никаких механизмов блокирования региона у Кишинева нет в наличие. Он может разве что перекрыть доступ жителей Приднестровья на правый берег Днестра. Но это — себе дороже.

А вот у Украины организовать блокаду — масса возможностей. Приднестровский экспорт, равно как импорт — «украинозависимый». Ни один нормальный человек не поверит в то, что Киев не оговаривает и не выверяет жесткие антиприднестровские меры с Кишиневом. Будучи членами «ассоциированного трио», Украина и Молдова, безусловно, согласовывают свои шаги. Просто Санду, чтобы не раздражать серьезную часть молдавского общества, приходится еще немного «флиртовать» с Москвой. Она обещала Козаку не блокировать Приднестровье, она его и не блокирует. А вот Зеленский ничего не обещал Козаку… Геополитические наперсточники.

— Это один из способов оказания давления на Тирасполь, и инициирован он был ещё в 2018 году, в годы правления Порошенко и Плахотнюка, — говорит исполнительный директор Молдавского филиала Изборского клуба Владимир Букарский. — С тех пор сменилось руководство обеих стран, но не сменились их геополитические ориентиры и задачи. И это только первый шаг в череде актов давления на Приднестровье.

«СП»: А почему сейчас? Зеленский решил подыграть Санду?

— Нет, решили подыграть не Санду, а своим международным кураторам. Санду после её скандального спича на «Крымской платформе» и русофобского шабаша в Кишинёве в ходе празднования «дня независимости Молдовы» сейчас не нужно лишнее обострение с Москвой и Тирасполем. Она при помощи своего эмиссара, вице-премьера по реинтеграции Влада Кульминского пыталась разрулить и разрядить ситуацию, но Киев оказался непреклонен. «Домашнее задание» от зарубежных кураторов надо выполнять.

«СП»: Чем это грозит жителям ПМР? Как будет работать на практике? Как люди будут выкручиваться?

— Пока люди будут продолжать ездить, как ездили. Многие уже успели сменить номера на нейтральные и значок «MD». Кто-то в процессе. Больше всего пострадают приднестровские транспортные перевозчики, осуществлявшие пассажирские рейсы в Одессу и другие города Украины. С этого дня автобусы с приднестровскими номерами не впускают на Украину. Людей выгружают у приграничного КПП, границу они переходят пешком (а это достаточно большое расстояние для пешей ходьбы с сумками, более 500 метров).

«СП»: Молдова впервые запретила автомобилям с приднестровскими номерами пересекать границу с Украиной в начале 2020 года. В ответ приднестровские власти пообещали запретить автомобилям с молдавскими номерами пересекать приднестровский участок молдавско-украинской границы. После этого Молдова запрет сняла. Ответные меры Тирасполя могут быть критичны?

— Сейчас молдавская сторона, дабы Тирасполь не ввел ответные меры, предпочитает выкручиваться: «Мы тут ни причём, это всё Украина, мы просили их отсрочить введение этих норм, Киев отказался».

«СП»: Украина постоянно чинит какие-то препятствия Приднестровью, то усиливает, то ослабевает блокаду. Но не идёт на реально жёсткие меры типа полного закрытия границы. Почему? Есть ли опасность, что Киев всерьёз решит задушить Приднестровье?

— Есть ястребы и в Киеве, и в Кишинёве, которые предлагают более жёсткие меры давления на Приднестровье с полной экономической блокадой. Но руководство Украины и Молдовы и особенно их западные кураторы пока не хотят давать в руки России лишние козыри. Понятно, что в Москве полной блокады Приднестровья и гуманитарной катастрофы в этом регионе не потерпят.

— Уровень доверия между Кишиневом и Киевом сейчас настолько высок, что вполне можно заподозрить закулисную договоренность Санду и Зеленского, — считает директор приднестровского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников. — Санду пообещала Козаку, что блокады с 1 сентября не будет. Формальности она соблюла, в Киев было направлено официальное обращение с просьбой о переносе ограничительных мер в отношении приднестровского автотранспорта на начало 2022 года. Но Украина решила взять на себя ответственность. Соответственно все вопросы со стороны Москвы Кишинев теперь может спокойно адресовать Украине.

Чего добивается Киев? Уступок со стороны Москвы в других вопросах или, может, это один из элементов подготовки визита Зеленского в США? Трудно сказать.

Скорее всего, запрет останется в силе, а Тирасполю с помощью переговорщиков придется искать какие-то пути минимизации потерь за счет оптимизации для себя условий Кишинева: например, добиться признания приднестровских водительских удостоверений. Сейчас нейтральные номера бесполезны, если водитель не является обладателем молдавских прав.

Сейчас мы можем говорить о первом этапе транспортной блокады Приднестровья. Потом могут последовать и другие шаги: ограничение на пропуск приднестровских чиновников через кишиневский аэропорт; прекращение с 1 января 2022 года действия протокола «О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья». Причем последующие шаги наверняка будут сопровождаться «дипломатическими» требованиями Тирасполю.

Новое руководство Молдовы, также как и Киев, вполне способны пойти на блокаду Приднестровья. Международная конъюнктура этому благоприятствует.

«СП»: — Что Россия будет делать в случае полной блокады Приднестровья? Прорубать коридор силой?

— Прежде всего необходима поддержка на дипломатическом уровне. Тирасполь сейчас призвал созвать постоянное совещание в формате «5+2». В рамках этого формата вполне возможно достижение определенных компромиссных решений, которые облегчат ситуацию, даже если Киев оставит всё как есть.

В случае полной блокады Приднестровья, к примеру, такой, какая была в 2006 году, у России есть возможность помочь, не прибегая к силе. Так, в 2006 году Россия фактически взяла на себя все социальные обязательства приднестровского бюджета. В результате для большинства приднестровцев та блокада в материальном плане прошла относительно благополучно. А Россия в итоге обрела политические выгоды в регионе — приднестровцы организовали референдум о присоединении к России.

«СП»: Как нынешний запрет повлияет на жизнь приднестровцеы?

— Он на время не позволит мелкому бизнесу, завязанному на работу с Одесской областью, осуществлять свою деятельность. Это может коснуться до 8000 — 10000 предпринимателей и экономических агентов. Им придется искать обходные пути: изготавливать нейтральные номера, пытаться найти способы получить молдавские права или переходить на автомобили с молдавскими или украинскими номерами. А это займет и время, и деньги. Многим семьям будет нанесен материальный урон.

Пострадают и те приднестровцы, которые привыкли выезжать на своем автотранспорте к морю на отдых. Причем уже сейчас затруднено пассажирское сообщение с Одессой.

Будем надеяться, что кризис удастся разрешить дипломатическими мерами в ближайшее время. Однако, на мой взгляд, вернуться к прежнему режиму будет крайне сложно. В лучшем случае Тирасполю удастся добиться от Кишинева некоторых уступок в плане упрощения порядка выдачи нейтральных номеров и признания приднестровских водительских прав для выезда за границу.

— Украина давно демонстрирует готовность участвовать в экономической блокаде Приднестровья, — считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. — И давно действует рука об руку с молдавскими властями в этом вопросе. Поэтому нет ничего странного в том, что украинская сторона и здесь работает вместе с молдавской. Они по сути союзники в деле борьбы с пророссийским Приднестровьем. И союзные отношения лишь усилились после Майдана на Украине.

Киев всерьез заинтересован в том, чтобы душить Приднестровье. Во-первых, потому что это пророссийская территория. Гораздо более пророссийская, чем ряд регионов Украины. Во-вторых, это идеальное место для ответного удара. Зеленский не может напасть на Крым, не может напасть на Донбасс, но может ответить России ударом по Приднестровью. В-третьих, это ахиллесова пята России. Москва не может отправить войска на помощь Приднестровью без вторжения во враждебную страну. Приднестровье окружено Молдавией и Украиной. Сама Молдавии окружена территорией Украины и Румынии. Поэтому для ввода войск России нужно либо вторгаться в Румынию, являющаяся страной — членом НАТО, либо вторгаться на Украину.

«СП»: — Как эта блокада отразится на приднестровцах?

— Если речь идёт только номерах, то нет никаких проблем перерегистрироваться. Получить вторые номера. Если же это решение является прологом для дальнейшего закручивания гаек, тут уже могут быть более серьёзные проблемы.

«СП»: — Какие?

— Полное перекрытие границы и экономическая блокада. Военные провокации на границе с Приднестровьем якобы для борьбы с контрабандистами. В конце концов военное вторжение по согласованию с молдавскими властями для борьбы с теми же самыми контрабандистами.

«СП»: — А Россия может как-то помочь Приднестровью в случае радикального ужесточения блокады? Есть такие инструменты?

— Россия может оказать жесточайшее экономическое давление, но оно может не помочь. Поэтому у Москвы, вероятно, останется один единственный вариант — военное вторжение на Украину. Этот вариант несёт для Москвы ряд возможностей, но при этом гораздо больше рисков и проблем. Это понимают на Украине, поэтому всячески пытаются спровоцировать российское военное вторжение. По сути это вторжение является единственным шансом для выживания нынешнего украинского режима.

Дмитрий Родионов

Источник: https://svpressa.ru/politic/article/308606/
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Павел Турухин
Сергиев Посад
Олег Кашицин
г. Антрацит, ЛНР
Николай Зиновьев
станица Кореновская, Краснодарский край
Евгений Шевцов
Севастополь
Наверх