Андрей Рублев

Опубликовано 08.07.2020
Андрей Рублев

Биография

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.

Иконописец Андрей Рублев

Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Детство и юность

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.

Памятник Андрею Рублеву

Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.

Икона Андрея Рублева

Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.

Фреска Андрея Рублева «Преображение Господне»

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.

Икона Андрея Рублева

В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».

Андрей Рублев и Сергий Радонежский

В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.

Иллюстрация Андрея Рублева к «Евангелию Хитрову»

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

Фреска Андрея Рублева «Страшный суд»
Фреска Андрея Рублева «Страшный суд»

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.

Андрей Рублев расписывает Спасский собор
Андрей Рублев расписывает Спасский собор

Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Икона Андрея Рублева «Троица»
Икона Андрея Рублева «Троица»

Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Памятник Андрею Рублеву
Памятник Андрею Рублеву

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ

Источник: https://24smi.org/celebrity/4847-andrei-rublev.html

КАНОНИЗАЦИЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Опиравшиеся на свидетельства современников Даниила и Андрея Рублева, их «биографы» Пахомий Логофет и Иосиф Волоцкий донесли до наших дней драгоценные штрихи удивительно светлого образа двух подвижников-художников, неразлучных друзей, «совершенных» монахов. Они характеризуются как «чудные добродетельные старцы и живописцы», «замечательные» и «духовные» люди, «всех… превосходящие в совершенной добродетели» иноки, которые своей «богоугодной» и «блаженной» жизнью «всегда духовное братство и любовь великую к себе приобрели», «удивительные и славные» иконописцы. О Рублеве говорится как о «необыкновенном» иконописце, «всех превосходящем мудростью великой», подчеркивается его смирение, потому что оно было, вероятно, отличительной чертой его характера.

Преподобный Иосиф Волоцкий, поклонник творчества Даниила, Рублева и Дионисия, свидетельствует, что художники так алкали божественной любви, что, никогда не заботясь о земном, все свои помыслы обращали к божественному свету и в своем искусстве устремлялись к вечным первообразам – Христу, Богоматери и святым. Через созерцание икон и любование их красотой Даниил и Андрей возносились мыслями к «горнему», поэтому лицезрение икон всегда было для них праздником, наполнявшим их сердца «божественной радостью и светлостью». Даже в те праздничные дни, когда нельзя было заниматься работой (например, на Пасху), или во время отдыха они часами «безотрывно смотрели» на иконы. Очевидно, эстетическое удовольствие от созерцания прекрасного для художников было равносильно религиозному переживанию. Красота произведения искусства воспринималась ими как божественное совершенство и гармония созданного Богом мира.

Иосиф Волоцкий считал, что именно за это Христос прославил их в смертный час, когда в предсмертном видении Даниилу явился его сопостник Андрей «во многой славе, с радостью призывающий его в то вечное и бесконечное блаженство». Пересказывая это предание, родившееся в стенах Троицкого монастыря, автор, очевидно, полагал, что иконописцы получили достойную их праведной жизни награду. Андрей Рублев был канонизирован Поместным собором Русской Православной Церкви, посвященным юбилею 1000-летия крещения Руси 6–9 июня 1988 года в чине преподобного. Почему-то к лику святых не был причислен его «содруг» и «спостник» Даниил, хотя вместе с Андреем Рублевым он прославился теми же добродетелями – «постничеством, аскетическим подвигом и творчеством иконописания», тем более что в свидетельствовавших об их святости источниках XV–XVIII веков монахи-художники всегда упоминались вместе. Вероятно, уже с середины XV века, когда сведения о них включаются в различные варианты жизнеописаний Сергия Радонежского и его ученика Никона, «содруги» становятся местночтимыми святыми в лике преподобных. Впервые иконописцы называются преподобными в краткой редакции Жития Никона Радонежского 1443–1445 годов. В начале XVI века о святости Андрея и Даниила свидетельствовал преподобный Иосиф Волоцкий. Художники именуются «богодухновенными» в статье о росписи Успенского собора во Владимире в Степенной книге царского родословия, которая была составлена в начале 1560-х годов духовником царя Ивана IV Грозного, протопопом Благовещенского собора Московского Кремля Андреем, в скором будущем митрополитом Московским Афанасием. В середине XVII века их имена были включены в троицкий Перечень памятей святых – учеников Сергия Радонежского (точнее, лиц, связанных с духовной традицией Сергия), составленный Симоном Азарьиным, где они именуются преподобными. Так же они называются в «Сказании о святых иконописцах» и в «Книге глаголемой описание о российских святых» конца XVII – начала XVIII века, все написанные ими иконы характеризуются как святые и чудотворные. Андрей Рублев изображен с нимбом на трех миниатюрах лицевого списка редакции Е Жития Сергия Радонежского, изготовленного в царской книгописной мастерской в 1580-х – начале 1590-х годов, в главе «Начало Андроникова монастыря», в которой отсутствует Даниил; между тем, в двух миниатюрах главы «О проявлении мощей святого» оба художника изображены без нимбов. С нимбами художники были изображены на иконе «Собор московских святых», созданной не ранее второй половины XVIII века, которая находилась до 1917 года в Крестовоздвиженской церкви Никольского единоверческого монастыря на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве и известна только в прориси. Имена Андрея Рублева и Даниила включены в «Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» во втором издании книги Е.Е.Голубинского «История канонизации святых в русской церкви», хотя в указателе имена Андрея Рублева и Даниила Черного почему-то отсутствуют; они не упоминаются в официальном синодальном месяцеслове 1903 года.

*все материалы для этого и последующего разделов предоставлены Б.Н.Дудочкиным

Источник: https://www.rublev-museum.ru/about/andrei-rublev/canonization-of-andrei-rublev/

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх