Любой желающий сможет увидеть ту самую настоящую Боголюбскую икону Божией Матери (XII в.) на выставке, которая открывается 15 марта в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Еще не так давно казалось, что святыня утрачена навсегда. Но реставраторы не только сохранили ее, но и смогли из-под поздних записей раскрыть первоначальный образ.
Выставка «Икона XII века “Богоматерь Боголюбская”» предваряет череду крупных проектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, посвященных 1000-летию первого письменного упоминания Суздаля.
На грани исчезновения
Сколько раз икона могла погибнуть! В течение почти 900 лет своего существования чего только ей не пришлось пережить: набеги булгар, ордынское иго… Летопись Боголюбова монастыря сообщает о пожарах, ограблениях, происходивших в монастыре на протяжении длительного времени. От всевозможных воздействий, в том числе совершаемых из благих побуждений, древесина, оклад, живописные слои повреждались, появлялись новые живописные слои – икону поновляли, пытаясь сохранить, спасти так, как представлялось возможным в то время.
– В процессе реставрации я столкнулся с тем, что в некоторых частях иконы было более двадцати слоев подновлений. Такое редко встречается в истории реставрации, – говорит Александр Горматюк, куратор проекта, кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Александр Анатольевич – тот человек, который принимал самое непосредственное участие в реставрации памятника…
В 1722 году произошло событие, которое внесло свой отрицательный вклад в сохранность иконы. Тогдашний настоятель Богородице-Рождественского храма XII века в Боголюбове, где хранилась святыня, велел растесать окна в храме, что в конце концов спустя время привело к обрушению здания. Как следствие – в середине иконы появился пролом древесины. Лик, к счастью, оказался не задет. То, что икона сохранилась, хоть и пострадав среди глобального разрушения, было чудом.
Чудеса от святыни, ее всенародное почитание и воздействие на икону внешних неблагоприятных факторов оказывались рядом. В 1772 году, после чудес, связанных с исцелением от моровой язва (чумы) Владимирской губернии, начались ежегодные крестные ходы со святыней, которые могли длиться несколько месяцев, так что икона находилось и под дождем, и под прямыми лучами солнца. Серьезное испытание с точки зрения сохранности памятника, которое могло выпасть только на долю особо почитаемых икон…
Икона «Богоматерь Боголюбская» в Боголюбском монастыре. 1900 г.
В 1918 году икона оказалась в руках профессиональных реставраторов Комиссии по сохранению и реставрации памятников. После того как монастырь в 1922 году был расформирован, Боголюбская икона с серебряными ризами оказалась единственной не изъятой «церковной ценностью» – ее передали в боголюбовский же храм святых праведных Иоакима и Анны, который, в свою очередь, был закрыт в середине 1930-х годов, когда икону перевезли в Успенский собор во Владимире. После войны образ сначала находился в исторической экспозиции во Владимире, потом около 20 лет реставрировался в Москве. Затем памятник вернулся во Владимир, а после был помещен в специальную экспозицию в Княгинином монастыре. Получается, что и в прошлом веке у древнего памятника не было спокойной жизни.
Монтаж экспозиции в Княгигином монастыре. 1990-е гг.
– В 1992 музейное сообщество приняло решение передать икону Церкви, в то время как раз передавали и сам монастырь, – рассказывает Александр Горматюк, – что и было сделано по специальному договору о временном хранении. Для сохранения иконы была изготовлена самая прогрессивная на тот момент специальная капсула. Но в самом храме условия оказались неблагоприятными: внутри храма влажность часто оказывалась повышенной, весной она могла достигать даже 90%. В такой ситуации никакая капсула спасти не может, у нее все-таки ограниченные возможности. На праздники икону украшали венками из живых цветов. Понятно, что это делалось по незнанию, но состояние иконы становилось все хуже. О том, что образ в опасности, неоднократно сообщали и местные реставраторы, и хранители музея, которые регулярно осматривали икону. Нас, сотрудников Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ), на этом этапе подключили только в 2009 году, когда уже были выявлены очевидные проблемы: отставание красочного слоя, появление на иконе плесени.
Икона в Успенском храме Княгинина монастыря, 2008 г.
Икона попала в запасники Владимиро-Суздальского музея-заповедника в 2009 году из Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира в критическом состоянии. Казалось, чудотворную святыню, этот памятник древнерусской культуры, не спасти. По крайней мере, широкой общественности, людям, которые видели фотографии иконы в ее тогдашнем состоянии…
А реставраторы – они просто продолжали работать…
Икону перенесли в отдельное помещение, оборудованное специальной климатической системой. Речи о том, чтобы перевезти памятник в Москву, не было.
– Перевозка памятника могла оказаться гибельной, велик был риск навсегда потерять святыню, – говорит Наталия Горькова, директор Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова, куратор выставки. – Никто не знал, как отразятся на сохранности памятника перегрузки в момент транспортировки. Потому и было принято решение, что икона останется во Владимире, а реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря будут приезжать вахтовым методом и следить за состоянием иконы.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Палаты. 2009 г.
Икону укрепляли, сохраняли живопись и «лечили» ее от плесени, и постепенно, медленно, шаг за шагом, сантиметр за сантиметром, поднимали. Ведь цель реставрации – не только сохранить святыню, но и сделать так, чтобы ее могли видеть не только специалисты…
И вот, после множества реставрационных советов, оценок всех рисков, специалисты пришли к выводу, что икону можно представить в экспозиции музея, но при условии, что для нее будут созданы исключительные условия, специальный температурно-влажностный режим.
Заседание реставрационного совета
Явление иконы
Первоначально планировалось только вывести икону из аварийного состояния и стабилизировать ее. Но многочисленные слои разновременных записей по-разному реагировали на любые изменения микроклимата, и это не позволяло добиться эффективного укрепления. Складывавшаяся ситуация вынудила реставраторов начать удаление поздних наслоений, что в дальнейшем привело к выявлению и раскрытию первоначального слоя живописи на иконе. И это тоже выглядит чудом: кажется, Богоматерь Сама решила явить Свой подлинный лик – таким, каким его видел князь Андрей Боголюбский, велевший, согласно преданию, написать этот образ после явления ему Пречистой Девы. Явление из-под рук реставраторов древнего образа произошло именно для нас, живущих сегодня…
Лик. Фрагмент иконы «Богоматерь Боголюбская». В процессе раскрытия авторской живописи. 2015 г.
Мы помним, что на протяжении ХХ века икону не раз реставрировали. Летом 1918 года во время первой государственной реставрации еще не было тех технических возможностей для раскрытия иконы, которые существуют сейчас. Наверное, реставраторам тогда казалось, что вот сейчас икона явит свой первоначальный облик. Но в то время этого не случилось: памятник был в очень тяжелом состоянии, как говорили очевидцы – на грани полного исчезновения живописи как таковой.
Не открылась икона и во время реставрации 1963–1978 годов, которую проводила реставратор Центра имени И.Э. Грабаря Мария Васильевна Романова. Она, кроме прочего, убрала с памятника напластования воска, парафина, но раскрыть икону до конца снова не удалось, опять же не было технических возможностей.
М.В. Романова за работой над иконой «Богоматерь Боголюбская». 1960-е гг.
– Когда мы начинали реставрацию в 2009 году, закрепилось мнение, что Боголюбская икона – «археологическая руина» и живописи там как таковой нет, – рассказывает Александр Горматюк. – Мы считали, что наша задача – провести укрепление, чтобы разрушения не продолжались дальше. Но в процессе выяснилось, что без удаления наслоений невозможно выполнить основную работу по стабилизации сохранности памятника: они влияют на состояние левкаса, красочного слоя. В результате шаг за шагом начали открываться дальнейшие слои и постепенно, сначала на изображении одежд, удалось выявить живопись XII века, потом раскрытие продолжилось – появились руки, затем спустя время специальной реставрационной комиссией было одобрено раскрытие лика, и в 2015 году живопись лика была выявлена. И в этом есть момент чуда.
А.А. Горматюк за работой над иконой «Богоматерь Боголюбская». 2015 г.
Слой за слоем
Мы, зрители, можем хотя бы немного прикоснуться к чуду появления подлинной живописи, увидеть, как происходила реставрация, как снимались наслоения столетий.
– Экспозиция состоит из трех залов, – рассказывают кураторы выставки. – В первом, мультимедийном, зале дается история иконы и наглядно представлены этапы ее реставрации. В этом зале воссоздан реставрационный стол, на котором горизонтально лежит доска в размер иконы, на нее проецируются изображения каждого этапа реставрации. Второй зал посвящен иконографии иконы Божией Матери «Боголюбская». Посетители могут увидеть, как формировалась иконография, проследить ее византийские корни, а затем увидеть, как этот образ, созданный на Руси, повлиял на формирование отечественной художественной традиции.
В третьем зале, в котором строжайше поддерживаются все необходимые условия контроля, – только один экспонат, к которому зритель придет уже подготовленным. Это сама икона Божией Матери «Боголюбская» XII века, великая русская святыня.
Кстати, есть договоренность между музеем и Владимирской митрополией, что в определенные дни к святыне могут, не покупая билет, прийти паломники для молитвенного предстояния перед иконой.
Два образа
С именем князя Андрея Боголюбского связана еще одна древняя святыня XII века – византийская икона Божией Матери «Владимирская». Ее князь перенес из Вышгорода во Владимирские земли, туда, где он организовывал новый политический и духовный центр Руси.
– Александр Анатольевич Горматюк сделал невероятное открытие, – рассказывает Наталия Горькова. – Если наложить одно изображение на другое – Божией Матери «Владимирская» и Божией Матери «Боголюбская», – то можно увидеть, что лики практически совпадают, но только зеркально, под другим углом, совпадают даже формы глаз, брови и нос. В мультимедийном зале выставки мы об этом рассказываем и визуально показываем это. Но при этом Боголюбскую икону писал, скорее всего, русский мастер: различные стилистические, иконографические особенности нас в этом убеждают. К выставке было подготовлено издание, в которое вошла абсолютно новая информация о столетии исследований и реставрации этой иконы, о ее значении, о том, как этот образ повлиял на развитие русской иконописи. Как раз здесь приводится множество фактов, указывающих на то, что автор иконы – скорее всего, русский мастер. И эта икона – пример того, как, ориентируясь на византийское искусство, русские мастера создавали свою идентичную культуру.
– Отрадно, что древний святой образ Богоматери «Боголюбской» предстает перед широкой общественностью именно в эти дни, когда государство и гражданское общество направляет свои усилия на сохранение национальной культурной и духовной идентичности, традиционных ценностей, возрождение системы образования и воспитания, – говорит основатель Общества им. Михаила Абрамова Светлана Абрамова. – Без преувеличения можно сказать, что сегодня, как и много сотен лет назад, явившись князю Андрею Юрьевичу, Сама Богоматерь указывает нам путь и напоминает о Своем неизменном заступничестве и попечении о России.
То, что древняя икона Божией Матери «Боголюбская» не просто не утрачена, а раскрыта реставраторами до первоначального слоя, да еще ее можно увидеть всем желающим, причем такой, какой ее видел князь Андрей Боголюбский в 1158 году, – это действительно чудо, которое дает невероятную надежду для каждого из нас и для всей нашей страны.
Выставка «Икона XII века “Богоматерь Боголюбская”. Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника будет действовать постоянно. Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 58.
14 марта 2024 г.