Царица раздора: установка памятника Сююмбике в Касимове обернулась скандалом

Опубликовано 10.06.2022
Царица раздора: установка памятника Сююмбике в Касимове обернулась скандалом

В Касимове открыли памятник царице Сююмбике

В Касимове 10 июня в рамках празднования 870-летия города и 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией торжественно открыли памятник казанской царице Сююмбике. Об этом сообщает региональный минтерпол.

«Символично, что в год 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в стране проходит Год культурного наследия народов России, объявленный президентом РФ Владимиром Путиным. 12 июня мы отпразднуем День России, нашей большой Родины, в которой в мире и согласии живёт большое количество народностей. Именно в этом согласии сила нашей страны. Никому и никогда не удастся её разрушить изнутри, пытаясь инициировать какие-то распри», — приветствовала участников церемонии первый зампред правительства Рязанской области Анна Рослякова.

Она поблагодарила инициативную группу и всех, кто принимал участие в реализации проекта. «Уверена, что это место станет точкой притяжения как для касимовцев, так и для туристов, которые с большим удовольствием приезжают в наш очень красивый древний город Касимов», — заявила Рослякова.

Памятник последней правительнице Казанского ханства, жене касимовского хана Шах-Али царице Сююмбике находится в одноимённом сквере Касимова. Он был благоустроен по программе поддержки местных (муниципальных) инициатив в 2019 году. Идею установки памятника поддержало правительство Республики Татарстан и Духовное управление мусульман РФ

ИСТОЧНИК: https://mediaryazan.ru/news/detail/513111.html

​Царица раздора: установка памятника Сююмбике в Касимове обернулась скандалом

В Казани долго обсуждали памятник царице Сююмбике. Он появился. Но не в Татарстане, а в Рязанской области. Установка скульптуры обернулась скандалом, в котором оказались замешаны казаки. Чем казанская царица не угодила жителям рязанщины и почему установка памятника там это правильное решение — в материале Inkazan.

«Мать татарского народа»: почему в Казани нет памятника Сююмбике

Идея установки памятника царице Сююмбике появилась в Казани. После долгих обсуждений задумка обрела четкие очертания в 2018 году. Казахстанский скульптор с татарскими корнями Камиль Муллашев предложил разместить в Татарстане 27-метровую статую Сююмбике. Руководству республики идея понравилась.

Но регион не смог определиться с источником финансирования — этот вопрос больше всего волновал общественность, в массе своей не впечатлившуюся таким вариантом траты налогов. Не достигли согласия и по месту расположения — ставить Сююмбике у Кремля в Казани власти отказались, ссылаясь на охранную зону ЮНЕСКО.

Инициатива сошла на нет пока татарстанское минкультуры раз за разом просило Муллашева уменьшить высоту памятника или отказаться от постамента. Скульптор отвечал, что «нельзя царицу на землю». И апеллировал к тому, что Сююмбике — «возвышенный образ, культурный символ татарского народа».

«В источниках нет информации о том, что она сделала что-то экстраординарное, такое, что полезно народу. Обычный политический деятель XVI века. Иногда то, что из себя человек представляет реально, и то, что о нем думают другие, — это разные вещи»,заявил Inkazan историк Булат Рахимзянов.

Фото:Inkazan

Исторические факты о Сююмбике весьма скудны. Известно, что она жила в первой половине XVI века. Родилась в семье потомков основателя Ногайской орды. По словам историка Диляры Усмановой, нельзя точно сказать, что Сююмбике была татаркой — тогда не было понятия «национальность» в современном представлении.

Сююмбике трижды была замужем. Каждый раз — исходя из политических соображений. После смерти казанского хана Сафа-Гирея стала регентшей при малолетнем сыне. Сейчас самого факта, что она была казанской царицей, достаточно для определения ее этнической принадлежности, считает Усманова.

Под давлением Москвы Сююмбике передали русскому царю Ивану Грозному за год до взятия Казани. Царицу выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сына, крещенного под именем Александр, оставили на воспитание при Иване Грозном. Фактов, свидетельствующих, что Сююмбике приняла православие, нет.

«Если так получилось, что она мать татарского народа в литературе, в некоторых околонаучных исследованиях, народной памяти, наверное, и не стоит трогать этот образ. Он положительный, радует людей, пусть радует. Действительно непонятно, почему именно на нее внимание народной памяти обратилось»,сказал Рахимзянов.

Впрочем, историк выделяет две причины повышенного внимания к Сююмбике. Во-первых, сложное время, в которое власть находилась в ее руках. Во-вторых, то, что в истории Казанского ханства было не так много правителей-женщин. Тем более с хорошими физическими данными, которые, согласно источникам, были у Сююмбике.

Но памятник царице установят не в Казани. Что не удивительно: столица Татарстана, как правило, со скрипом устанавливает постаменты. Из-за возмущения жителей в нулевых здесь не появился памятник Петру I, построившему в городе адмиралтейство. Аналогичная судьба постигла бюст Екатерины II, разрешившей возведение мечетей.

Башня Сююмбике - один из символов Казани

Фото:wikimedia.org

О появлении памятника Сююмбике в городе Касимов Рязанской области еще год назад сообщили татарстанские государственные СМИ. Выбор места объяснили тем, что в этом городе она провела свои последние годы. Фигура царицы в натуральную величину появится на постаменте в виде восьмиконечной звезды.

Мероприятие приурочено к федеральной программе празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, продвигаемой Татарстаном. Впрочем, информационное сопровождение установки памятника взяло на себя Духовное управление мусульман России, а не республики.

Фото:ДУМ РФ

«Идеологические угрозы»: с чего начался скандал в Касимове

В преддверии установки памятника в Касимове совместными усилиями местных властей и мусульман облагородили сквер напротив Ханской мечети. Судя по съемке Google Maps, для города с 870-летней историей это стало большим шагом в благоустройстве. Однако история с памятником Сююмбике обернулась скандалом.

По данным открытых источников, шум подняла организация «Русская народная линия», которую не раз просили проверить на наличие экстремизма в высказывании ее членов. В начале июня она сообщила, что направила письмо президенту России Владимиру Путину, обеспокоившись «идеологическими угрозами единству страны».

В чем именно заключается угроза объяснил Telegram-канал «Типичная Рязань». В опубликованном им посте указывается, что Сююмбике «намеренно героизируется как символ антироссийского сепаратизма». Там же предлагают создать в Касимове центр памяти «татарских князей, бывших на службе у московских государей».

Тот же канал сообщил, что вопросы к памятнику появились и у мусульман — якобы установка образа женщины с непокрытым лицом не соответствует канонам ислама, и у казаков — якобы они планировали блокировать установку монумента. В частности против высказался казачий атаман и депутат Гордумы от ЛДПР Валерий Камшилов.

Валерий Камшилов

Фото:Группа "ВКонтакте" "Касимовская епархия РПЦ"

Согласно данным из открытых источников, Камшилов родился в 1953 году. Он является генерал-полковником казачьих войск. В 1995 году он пытался избраться в Госдуму, в 1997 и 2005 годах в — в Мосгордуму. В 2003 году выдвигался в мэры Касимова, а в 2020 году избрался городским депутатом.

Напряжение достигло пика к 6 июня — на этот день запланировали установку памятника Сююмбике. Государственное автономное учреждение Рязанской области «Издательство „Пресса“» сообщило, что из городских чатов в мессенджерах жители Касимова узнали, что они против появления фигуры царицы на площади.

Памятник установили, но, как сообщил Telegram-канал «Касимовский инсайдер», под надзором чиновников из местной администрации. Вечером того же дня в ее стенах собрали депутатов, чиновников и общественников, решивших, что местные жители не против появления образа Сююмбике. Идеи Камшилова поддержки не нашли.

Сообщившее о встрече государственное «Издательство „Пресса“» материал удалило. Но об этом же на своей странице «ВКонтакте» заявила приехавшая в город министра по делам территорий и информационной политике областного правительства Жанна Фомина. Вместе с ней город посетили министр образования, замминистра культуры.

«Есть в обществе разные люди. У каждого свои взгляды, мнения. Если человек высказывает мнение, это его личное право. Единственное — мы бы не хотели, чтобы тем самым разжигались какие-то недопонимания, враждебные моменты»,заявил Inkazan глава Духовного управления мусульман Рязанской области Рашид Бултачеев.

Председатель Совета «Региональной национально-культурной автономии татар Рязанской области» Ильдар Бикуев сообщил Inkazan, что конфликт решен. Редакция направила запрос в Духовное управление мусульман России, при участии которого будут открывать памятник, с просьбой прокомментировать ситуацию.

«Горожане не только не против, но и с интересом ждут открытия памятника. И отмечают, что голоса против раздаются из совершенно других городов», — заявили в управлении. Там добавили, что представители духовного управления участвовали во встрече с общественностью, на которую съехались региональные чиновники.

Фото:Telegram-канал "Типичная Рязань"

«Осадок останется»: как рязанщина стала лучшим местом для памятника царице

Скандал вокруг установки памятника Сююмбике в Касимове вызывает много вопросов. Нельзя исключить, что протестные настроения в небольшом городе появились потому, что жителям не объяснили, зачем и почему он появится на площади. Согласно открытым источникам, общественные слушания на эту тему не проводились.

По словам исламоведа, мусульманского общественного деятеля Рустама Батрова, установка памятника и есть часть разъяснительно-просветительской работы. Решение о праздновании 1100-летия принятия ислама было принято на уровне главы государства. И не знать такие вещи — очень странно для общественных деятелей.

«Я думаю, что здесь дело не в недостаче информации, а в какой-то принципиальной позиции и ангажированном подходе к истории. Мы все-таки должны историю принимать такой, какой она была, как она складывалась. И извлекать оттуда правильные для нашего времени уроки»,сказал он.

Рустам Батров

Фото:tatarstan-mitropolia.ru

Общественный деятель Раис Сулейманов заявил Inkazan, что Сююмбике — пожалуй, самый безобидный и трагический персонаж в истории Казанского ханства. Установка памятника в Рязанской области станет напоминанием об уважительном отношении москвичей к царским особам — после падения ханства Сююмбике жила в почете.

«Памятник Сююмбике там как раз более актуален. В Татарстане в плане межцивилизационного, межкультурного, межконфессионального согласия дела обстоят очень хорошо. А в других регионах, которые забывают, что Россия является многокультурной, глава государства для них этот праздник и ввел»,считает Батров.

Сулейманов заявил, что выступая против установки памятника, в письме к Путину указали, что Сююмбике — символ сепаратизма. Общественный деятель считает, что подписавшие обращение перегнули палку, используя риторику современных политических событий, а не указывая на отсутствие общественных слушаний.

Раис Сулейманов

Фото:"ВКонтакте"

Впрочем, установка памятника несомненно выгодна региональным и городским властям. Во-первых, это позволит создать точку притяжения туристов. Во-вторых, сквер вокруг благоустроили не только за счет бюджета — вложилась мусульманская община. Плюс в Касимове отреставрируют усыпальницы ханов.

«В сухом остатке памятник откроют. Осадок все равно останется. В большей степени, конечно, у татар, что такая реакция со стороны остальной части населения. По крайней мере той, что представляет этот депутат Городского совета (Камшилов — Inkazan)»,заявил Сулейманов.

ИСТОЧНИК: https://inkazan.ru/news/society/09-06-2022/tsaritsa-razdora-ustanovka-pamyatnika-syuyumbike-v-kasimove-obernulas-skandalom

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОМБА ПОД СТРАНУ

Группа лидеров русских православных общественный организаций обратилась с письмом к Президенту России Владимиру Путину по поводу намерения установить в городе Касимове памятник ханше Сююмбике. Публикуем текст этого письма.

Уважаемый Владимир Владимирович!

От лица патриотических организаций России выражаем обеспокоенность появившимся в средствах массовой информации заявлением муфтия Равиля Гайнутдина о том, что в первой декаде июня в старинном городе Касимове (Рязанской области) откроют памятник последней правительнице Казанского ханства ханше Сююмбике. Об этом сообщает сайт RZN.info со ссылкой на ТАСС и Информационно-аналитическую службу «Русская народная линия».

Фигура ханши Сююмбике, являвшейся одной из лидеров враждебной Москве партии в Казанском ханстве накануне его присоединения к России во времена Иоанна Грозного, намеренно героизируется как символ антироссийского сепаратизма. Подобно тому, как героизировались фигуры Степана Бандеры и Романа Шухевича на Украине. Ханше приписываются «героическая борьба против русских захватчиков» и то, что она, якобы бросилась с башни на землю во время штурма Казани войсками Иван Грозного, добрую половину которого составляли прорусски настроенные татары.

В Патриаршей летописи говорится следующее: «Они (казанцы) послали: к Шигалею (бывший казанский хан Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею».

О придуманном с целью противостояния Москве «подвиге» Сююмбике известно также следующее: «В 1551 году она была выдана мурзами русскому царю Ивану IV Грозному вместе со своим сыном Утямыш-Гиреем и казанской казной. <…> Последние годы жила в Касимове, где и умерла. Могила неизвестна. Согласно гипотезе краеведа Анатолия Шейкина, последние годы провела в местечке в окрестностях современного поселка Виля (Нижегородская область), где жила под опекой своего личного телохранителя Чурай-Батыра». И Сююмбике вовсе не была правительницей Касимовского ханства, как утверждают инициаторы установки памятника, она была отдана в жёны (в третий раз!) Касимовскому царевичу Шах-Али.

Таким образом, идеологически опасные, сеющие рознь между мусульманами и православными, лжеисторические мифы некоторые религиозные деятели и чиновники по недоразумению (хочется верить) пытаются навязать обществу путём мемориализации фигуры ханши Сююмбике как объекта для поклонения и почитания.

Нам говорят, что памятник Сююмбике – это не памятник конкретному историческому персонажу, а символ некоего образа благочестивой мусульманской женщины. Но зачем же тогда писать на памятнике, что это правительница Казанского и Касимовского ханств Сююмбике? Ничего тогда не пишите, пусть будет памятник безымянной мусульманке, идущей из мечети. А так в век информации очень легко выяснить, что Сююмбике, которой установлен памятник, была врагом России. Чему будет учить и воспитывать молодёжь этот образ?!

Да и не подходит историческая Сююмбике на пример благочестивой мусульманки: выдали замуж за одного хана, которого сверг и убил другой, взявший её в жены, а после смерти этого он побыла еще и женой Касимовского царевича Шах-Али. Какой нравственности учит этот исторический пример?!

Особенно двусмысленной выглядит эта история с установкой памятника Сююмбике на фоне проводимой специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Подобные заявления и действия напоминают попытку переписать историю России и вырастить на придуманной русофобской истории зараженные ненавистью ко всему русскому новые поколения исламской молодежи. Существует реальная опасность в недалеком будущем получить «новую Украину», но уже на территории Российской Федерации, что будет способствовать развалу нашей страны.

Данные действия Администрации Рязанской области и г. Касимова имеют, к сожалению, уже определённую тенденцию – в 2019 году в Старом посаде города без особого информационного шума был поставлен памятник хану Ураз-Мухаммеду – еще одному предателю, служившему в XVII веке двум Лжедмитриям, последний его и убил. Это всё равно, если бы был поставлен памятник перешедшему на сторону Гитлера предателю, генералу Андрею Власову или тому же Степану Бандере.

Нам кажется, что подобные явления направлены на то, чтобы вырастить и вскормить «пятую колонну» сепаратистов и националистов, которые в недалеком будущем «обнулят» все усилия и успехи Президента Российской Федерации и нашей армии по защите суверенитета России.

Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, пресечь вышеуказанные инициативы муфтия Равиля Гайнутдина и Руководства Рязанской области и г. Касимова по установке памятника сознательному врагу России ханше Сююмбике.

С уважением,

Бочкарев Александр Владимирович, генеральный директор Международного фонда славянской письменности и культуры

Камшилов Валерий Васильевич, председатель Совета Атаманов России, атаман Мещерского казачьего войска

Степанов Анатолий Дмитриевич, председатель международной общественной организации «Русское Собрание», член Союза писателей России

Кассин Олег Юрьевич, председатель Общероссийской общественной организации «Народный Собор»

Дарья Алексеевская, Лауреат международных и всероссийских конкурсов исполнителей русского романса и духовной песни, общественный деятель, пропагандист русской патриотической культуры

Людмила Аркадьевна Рябиченко, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество»

Авторы обращения приглашают всех обеспокоенных идеологическими угрозами единству страны людей подписаться под этим обращением. Это можно сделать либо на форуме под этим текстом, либо путем письма в редакцию с указанием ФИО и каких-то сведений о подписанте (звание, сфера деятельности, место проживания). Преступно прославлять откровенных врагов России.

ИСТОЧНИК: https://ruskline.ru/news_rl/2022/06/02/ideologicheskaya_bomba_pod_stranu

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Роман Котов
Санкт-Петербург
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Павел Рыков
г.Оренбург
Наверх