Что пишут про Россию в школьных учебниках казахов и узбеков: история одна, но для всех разная

Опубликовано 16.03.2022
Что пишут про Россию в школьных учебниках казахов и узбеков: история одна, но для всех разная

Название книги «Русские корни Первой мировой войны» привлекло внимание. Заглянула под обложку и ошалела. Автор, американский профессор Шон МакМикин, пространно объясняет, что Первую мировую войну развязала Российская империя. Роль Германии и Австро-Венгрии в мировой бойне 1914-го сводится к минимуму и даже оправдывается.

Фото instagram.com/p/CDeMIiOoSXg/

Фото instagram.com/p/CDeMIiOoSXg/

Очень неприятно, что в США эти псевдоисторические труды получили высокую оценку и премии. Но к «любви» Запада мы привыкли. Больше обидно, когда бывшие союзные республики, которые и сейчас не гнушаются российской помощью, обвиняют нашу страну во всех бедах.

Именно такое впечатление создается после ознакомления со школьными учебниками истории, написанными после развала СССР. Даже бегло пробежавшись по страницам, можно узнать много нового о русских и России.

Резюмировать роль русского народа в судьбе Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Молдавии, Грузии можно одной фразой: в прошлом вы показали себя как злодеи и оккупанты и в будущем хорошего от вас ждать тоже не приходится.

Отношения с русскими в свете тех или иных событий освещаются, начиная с учебников 5-6 классов. Это тот возраст, когда критическое мышление учеников еще не развито. Зато они очень восприимчивы к идеям педагогов. Особенно когда последние столь доступно объясняют прошлыми событиями, почему страна сейчас так бедно и тяжело живет.

Со школьной скамьи молодому поколению ныне суверенных республик прививается идея «избранности» своего народа, а вина на то, что дела у избранных пошли не так хорошо, как хотелось бы, перекладывается на Россию. И это очень удобно, когда есть виноватый.

Можно выделить несколько крупных обвинений, которые присутствуют в учебниках почти всех стран бывшего СССР. Первое — присоединение территорий к Российской империи. Описывается как захват, аннексия, геноцид, разорение, уничтожение суверенности, национальной идентичности и пр.

Узбекистан, например, говорит о порабощении, колониальном деспотизме и уничтожении узбекской национальной государственности. Казахстан — о колонизации и невозможности договориться мирным путем. Ярким примером чему служат картинки разгрома аулов, пожарищ и убийств мирного населения.

Азербайджан в образной иллюстративности злых русских пошел еще дальше. Но смешно, что авторы учебных пособий нередко противоречат сами себе. Например, действия Екатерины II характеризуются как алчные, жестокие и вероломные. После чего следует описание такого проявления «колониального гнета», как «отмена ряда существовавших при ханах жестоких наказаний». Совершенный абсурд и непоследовательность.

При этом выгоды, которые получало местное население от вхождения в империю, умалчиваются. Зато неоднократно повторяется идея утраты самостоятельности.

Негативную трактовку, как правило, приобретают и годы, проведенные в составе СССР. Тут отличились узбекские авторы, полностью игнорируя роль советской России и других союзных республик в модернизации и экономическом развитии Узбекистана. Акцент исключительно на жестоком угнетении и эксплуатации коренного населения.

Фото instagram.com/p/CJxloB0DBn0/

Фото instagram.com/p/CJxloB0DBn0/

А вот Казахстан в оценке советского периода не столь однозначен. Он называет это шагом к восстановлению национального суверенитета. Грузия же, критикуя политику советской власти, дает благожелательную оценку Иосифу Сталину.

Но, пожалуй, самое неприятное, это трактовка Второй мировой войны. Все же это не такая давняя история, чтобы так нагло и безобразно передергивать факты. Однако беззастенчиво передергивают, уравнивая Советы с фашистской Германией.

Попытки переписать историю — случай не только постсоветских стран. Это распространенная «болезнь» многих молодых государств. Но жаль, что в бывших братских народах устойчиво внедряется вражеский образ русских и растут поколения агрессивно настроенных к России людей.

К тому же переделка учебников — хороший способ отвлечь народ от реальных проблем. А как вы считаете, почему это происходит и кому это выгодно?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vero_bule/chto-pishut-pro-rossiiu-v-shkolnyh-uchebnikah-kazahov-i-uzbekov-istoriia-odna-no-dlia-vseh-raznaia-61fb8cc49c828f38213cfec8
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Николай Зиновьев
станица Кореновская, Краснодарский край
Наверх