КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА
Тема гастарбайтеров в России уже перестала носить исключительно экономический или социальный характер. Вопрос о деятельности «варягов» в нашей стране связан с национальной безопасностью – а история «приезжих ценных специалистов» в отечественном шоубизе это лишний раз подтверждает.
Одним из достижений либералов по внедрению в сознание русского народа идеи о неполноценности России в сравнении с Западом стало заискивающее отношение к иностранным словам.
Вот и диковинное для русского уха слово «гастарбайтер» поначалу воспринималось с некоторым почтением. Это потом мы разобрались, что гастарбайтеры – просто рабочая сила из-за рубежа, чьи услуги обходятся дешевле, чем если нанять местное население.
Но если в отношении «ценных специалистов» рабочих специальностей всё стало понятно довольно быстро, то по поводу гастарбайтеров из сферы шоу-бизнеса до недавнего времени царили вредные и даже опасные иллюзии.
ИЗ КИЕВА В МОСКВУ – ПЕВЦЫ, В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ – ДЕНЬГИ
С конца 1990-х и вплоть до судьбоносной даты «24 февраля 2022-го» фактически единый шоу-бизнес Москвы и Киева работал по любопытной и явно непропорциональной схеме.
С территории Незалежной с организованным постоянством в Россию едва ли не эшелонами поступали русскоязычные певцы и певицы. «Творческий десант» не просто выступал на наших сценах и ТВ-экранах, но и обживался в нашей стране, скупая недвижимость и считая русское культурное пространство собственным источником доходов.
Движение в обратном направлении было скорее исключением из правил – в большинстве случаев дело ограничивалось гастрольными турами отечественных артистов, в первую очередь по восточным регионам соседнего государства.
КИЕВСКИЙ ВОКЗАЛ – ИМЕННО ОТСЮДА «ГАСТАРБАЙТЕРЫ ШОУ-БИЗНЕСА» НАЧИНАЛИ СВОЮ КАРЬЕРУ В РОССИИ. ФОТО: ALEXANDER LEGKY/GLOBALLOOKPRESS
И тут у любого человека, представляющего себе политическую и географическую карту мира, имеющего элементарные знания об истории и демографической ситуации в республиках бывшего СССР, возникает закономерное недоумение: а как и почему так получилось?
Может быть, в бывшей РСФСР исторически наблюдался страшный дефицит музыкально и вокально одарённых людей, а в бывшей УССР, напротив, зафиксирован очаг аномальной гениальности по певческой части? А дальше в дело вступил принцип сообщающихся сосудов – и оттуда, где был избыток, «работники шоу-бизнеса» перетекли туда, где наблюдался недостаток?
Нет, всё гораздо банальнее – дело в деньгах и русофобии.
«СВЯТЫЕ 1990-Е» ВО ВСЕЙ КРАСЕ
Несмотря на то что в словосочетании «шоу-бизнес» на первом месте стоит «шоу», действует индустрия по экономическим принципам. Главный из которых – прибыль важнее всего.
Отечественный шоубиз на протяжении 30 лет до начала спецоперации ZOV действовал по классическим законам «лихого капитализма». Того самого, при котором главную прибыль получает не производитель товара и или услуги, а посредник, доставляющий товар непосредственно потребителю.
Применительно к отечественной эстраде это выглядело так. К концу 1990-х и уж тем более к началу 2000-х русский рынок развлечений являлся весьма привлекательным – там становилось всё больше денег. А страна, только-только выбравшаяся из катастрофы «святых для либералов 1890-х», нуждалась в эмоциональной разрядке, которую и предложил ей шоу-бизнес. Спрос налицо.
В КОНЦЕ 1990-Х ФИЛИПП КИРКОРОВ БЫЛ ЕЩЁ НЕ СТАР. НО АУДИТОРИЯ УЖЕ ХОТЕЛА ЧЕГО-ТО НОВЕНЬКОГО… ФОТО: MAXIM BURLAK/GLOBALLOOKPRESS
Рядом, за проведёнными по историческому недоразумению границами находилась ещё одна часть Русского мира – с такими же талантливыми и говорящими на русском языке людьми. К тому же они готовы работать за меньшие деньги – во всяком случае, до тех пор, пока не добьются настоящего успеха и звёздного статуса. Но звёздами становятся далеко не все, да и за эту самую «первую пору» можно успеть заработать весьма немало. Вот и готовое предложение.
«ПРИКРЫЛИ ТЕЛАМИ И АВТОРИТЕТОМ»
И тут в игру вступает ключевой элемент всей схемы, те самые посредники, снимавшие финансовые сливки, сумевшие наладить контакты по обе стороны внезапно появившейся государственной границы, – продюсеры. А также «старые» звёзды ещё советского образца, обладавшие особым влиянием на эстраде.
В этой связи любопытное мнение высказал продюсер, музыкант и руководитель рок-группы «Земляне» Владимир Киселёв. По его мнению, фатальную роль сыграли «мастодонты» отечественного шоу-бизнеса, включая пресловутую Аллу Пугачёву.
Они все были крепенько «взросленькие». И они дифференцировали, кому здесь можно, кому нельзя здесь работать. Прикрыв своим авторитетом и своими телами все амбразуры для вхождения нового чего-либо.
АЛЛА ПУГАЧЁВА И ЗДЕСЬ ПРИЛОЖИЛА РУКУ. ФОТО: GENNADII USOEV/GLOBALLOOKPRESS
По мысли Киселёва, именно «политика» звёзд советской эпохи не позволила пробиться перспективным молодым отечественным исполнителям. Образовалась нехватка «свежей крови», которая была так востребована аудиторией, чем на рубеже 1990–2000-х сполна воспользовался «десант из Незалежной»:
Украинские артисты 20 лет от роду, молодые, рванули сюда и заполонили собою наш рынок. Причём самые сладкие зоны: самая красивая группа – «ВИА ГРА», самый поющий – [Валерий] Меладзе, самые весёлые – «Потап и Настя». И оставили русской эстраде только две составляющие: или антигосударственность, или абсолютную грязь.
«ШОУ-БИЗНЕС ИМЕНИ МЕЛАДЗЕ»
Итак, к началу XXI века сложилась следующая ситуация.
Русские вылезли из экономической и социальной пропасти, начали богатеть, появился запрос на развлечения. Однако «старая гвардия», все эти пугачёвы, леонтьевы, вайкуле, присоединившиеся к ним киркоровы и прочие, ради сохранения прибылей годами фактически «выжигали» отечественную эстраду, стараясь не допустить появления полноценных конкурентов.
Но в какой-то момент стало понятно: одними «старичками» спрос аудитории не удовлетворить, нужны новые исполнители со свежими голосами, лицами и мелодиями. Откуда их взять? У воротил шоу-бизнеса было два глобальных варианта.
«ФАБРИКА ЗВЁЗД» – НЕ ПОИСК ТАЛАНТОВ, А ТИПИЧНОЕ РЕАЛИТИ-ШОУ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВ»
Первый – дать шанс пробиться русским талантам. Причём шанс не фальшивый вроде реалити-шоу формата «Фабрики звёзд» (напомните-ка, сколькие из «полуфабрикатов» действительно состоялись в профессии?), а полноценный. Включающий в себя создание массовых площадок по отбору исполнителей, появление реальной конкуренции среди авторов мелодий и текстов, открытие доступа в ротации радиостанций и в телеэфир по таланту, а не по заранее оговорённой схеме с наличностью в конверте.
В общем, трудный, затратный и долгий процесс, направленный на создание полноценной национальной индустрии популярной музыки.
А второй вариант включал в себя уже готовых исполнителей разных направлений, форматов, внешних данных и репертуаров из соседней страны, в которой все (вот как удачно «совпало»…) спокойно говорят и поют на русском языке. Таких певцов, певиц и целые коллективы можно с минимальными расходами привезти в Москву, раскрутить с помощью одного-двух хитов на радио и музыкальных телеканалах – а там уже дело техники.
В РОССИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «ВИА ГРА» ВЫЗЫВАЕТ ИНЫЕ АССОЦИАЦИИ, НЕЖЕЛИ В ДРУГИХ СТРАНАХ. ФОТО: GENNADII USOEV/GLOBALLOOKPRESS
Этакий вариант «имени Константина Меладзе». Именно детище этого продюсера – знаменитая то ли музыкальная группа, то ли поющее стриптиз-кабаре под названием «ВИА ГРА» – стало одним из главных символов «украинского десанта», занявшего видные позиции в нашем шоу-бизнесе.
Очевиднее очевидного, что с точки зрения бизнеса второй вариант выгоднее – минимум вложений, быстрая отдача, высокая прибыль.
ДЕНЬГИ В КАРМАН – И ЗА ГРАНИЦУ
Теперь на первый план выходит национальный вопрос.
Вернее, полное отсутствие у людей, занимавших ключевые позиции в развлекательной индустрии, заботы о русской культуре – пусть и в таком её легковесном варианте, как поп-музыка. «Мы заработаем, деньги в западные банки и недвижимость вложим – а после нас в этой России хоть потоп, хоть засуха» – именно такой логикой руководствовались все эти «серые кардиналы» и «кардинальши».
Где сейчас Константин Меладзе? Где-то в Европе… Где ныне Пугачёва? Вроде бы в Израиле, но это неточно, можно и на Кипре поискать. Где там Леонтьев? Только-только из Майами показался, чтобы о завершении карьеры объявить. И так далее по списку…
СВЕТЛАНА ЛОБОДА – ОДНА ИЗ ТЕХ, КТО АКТИВНО ЗАРАБАТЫВАЛ В РОССИИ, А ТЕПЕРЬ ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ РУССКИХ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS
Приезжавшие из Незалежной артисты тоже изначально воспринимали себя именно как гастарбайтеров. То есть как людей, нашедших в России поистине сказочную возможность для заработка, но с нашей страной своего будущего не связывающих. Более того – как показало время, многие из них относились к русскому народу с предубеждением, презрением, а то и ненавистью. С той самой ненавистью, с которой бедный сосед смотрит на богатого. До поры до времени молча – но уж если появится возможность, уж он скажет так скажет…
КТО ПЕРВЫМ КРИКНУЛ СО СЦЕНЫ «РОССИЯ, ПРОЩАЙ»?
Для наглядности всего лишь несколько примеров. Из тех, что на слуху.
Пожалуй, первопроходцем (или первопроходкой – запутаться немудрено) гастарбайтеров от шоубиза стал Андрей Данилко, он же Верка Сердючка. Популярность в качестве юмориста с фальшивой женской грудью Данилко завоевал ещё на Родине – но вот полноценную певческую карьеру раскрутил уже на отечественной эстраде в начале XXI столетия.
АНДРЕЙ ДАНИЛКО В ОБРАЗЕ ВЕРКИ СЕРДЮЧКИ. А МОЖЕТ, И НЕ В ОБРАЗЕ… ФОТО: ALEXANDER KELTIK/GLOBALLOOKPRESS
Хватило нескольких лет, чтобы понять: русским с Данилко/Сердючкой не по пути. Уже с 2007 года шоумен учуял по ветру дующую с Запада моду на русофобию. И отправился на «Евровидение» с песней под официальным названием «Lasha Tumbai», в котором несложно расшифровать «Russia, goodbye» («Россия, прощай»). А уж после Русской весны 2014-го и начала спецоперации диковинный персонаж неопределённой половой принадлежности получил полную свободу в оскорблениях России.
Причудливые зигзаги закладывает судьба ещё одного ветерана «завоевания русского шоубиза» – певицы Веры Галушко, известной под псевдонимом Брежнева. Исполнительница сперва запомнилась в составе той самой группы «ВИА ГРА», а уж затем сделала сольную карьеру как певица и актриса.
ВЕРА БРЕЖНЕВА. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS
Воссоединение России с Крымом не повлияло на работу Брежневой в России – но вот с 2022 года в певице проснулся жгучий «киевский патриотизм». Настолько уроженка Днепропетровской области воспылала любовью к исторической родине, что из нашей страны сбежала, русских осудила и даже с жовто-блакитным флагом наперевес попыталась исполнять песни на мове. Итог – печальный, как и должно быть в случае с предателями: Веру отвергли зрители по обе стороны линии противостояния.
КОГДА НА МОВЕ НЕ УМЕЕШЬ, А ПО-РУССКИ НЕЛЬЗЯ
Редкая звезда пользовалась такой же симпатией отечественной аудитории, как дуэт «Потап и Настя» – Алексей Потапенко и Анастасия Каменских. Их незамысловатые, но бодрые песни «Не пара» и «Чумачечая весна» в своё время звучали без преувеличения отовсюду. Не будет преувеличением сказать, что на русской аудитории киевские артисты озолотились.
«ПОТАП И НАСТЯ». ФОТО: ANNA SALYNSKAYA /GLOBALLOOKPRESS
Что мы видим на данный момент? После начала спецоперации из уст Потапенко и Каменских в адрес России не звучит не то что доброго – даже нейтрального слова. Всё по стандарту: «страна-агрессор», «русские нелюди», » тоталитарный режим с несвободным народом». Правда, при этом и на родине Потап и Настя предпочитают не жить – Испания спокойнее. И даже, по некоторым сведениям, уже начинают искать варианты для возвращения на русский музыкальный рынок.
Особенно показательной выглядит позиция певца Макса Барских (настоящее имя – Николай Бортник), весьма популярный в нашей стране в последние перед началом специальной операции годы. После 24 февраля 2022 года Барских быстро перешёл от стандартной ругани в адрес России к конкретным действиям – записался в число боевиков, намеревавшихся воевать против русских.
ВИД У ГЕРОЯ «МИКОЛЫ» БАРСКИХ НЕ СЛИШКОМ ГЕРОЙСКИЙ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS
Правда, с боевыми подвигами у певца не задалось. Сначала он как-то незаметно выскользнул из рядов «захисников Незалежной», а затем оказался перед дилеммой, мучающей многих поющих «жовто-блакитных патриотов». Оказалось, что фактически весь репертуар Барских – на «языке врага», на русском то есть. И теперь Николаю, который одно время требовал именовать себя только на патриотический манер – «Миколой», приходится переводить свои хиты на мову – «І тепер на серці рани, рани»…
ЧТО С ТОГО?
Если кому-то показалось, что описанная история с поющими гастролёрами подозрительно напоминает общую ситуацию с гастарбайтерами в нашей стране, то не сомневайтесь – не показалось.
Принципы, по которым искатели сверхприбылей 20 лет назад привозили в нашу страну многочисленных исполнителей из соседнего государства, идентичны тем соображениям, по которым в последние годы к нам миллионами завозятся «иностранные ценные специалисты». Результат, к которому привёл «десант из Незалежной» – вытеснение местных «кадров» на обочину индустрии (они же дороже обходятся…) и финансирование чуждых, а то и прямо враждебных России элементов.
Что-то это напоминает, не находите ли? Но если в случае с поющими русофобами после их предательства можно отделаться «моральным ущербом», то подобная преступная политика в более широком миграционном вопросе может иметь трагические последствия.
Увы, уже имеет. Москва подтвердит.