ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ БОРДЗЕЛОВСКИЙ: «ЕСЛИ ТЕЛО ПРИВОДИМ В ПОРЯДОК, ТО ПОЧЕМУ О ДУШЕ НЕ РАДЕЕМ?»

Опубликовано 13.03.2024
ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ БОРДЗЕЛОВСКИЙ: «ЕСЛИ ТЕЛО ПРИВОДИМ В ПОРЯДОК, ТО ПОЧЕМУ О ДУШЕ НЕ РАДЕЕМ?»

В преддверии Великого поста предлагаем вниманию наших читателей беседу с клириком Екатерининского кафедрального собора города Слободского иереем Алексием Бордзеловским.

«Полюбил храм и церковные службы»

– Отец Алексий, расскажите о вашем пути к вере. Как происходило ваше воцерковление?

– Как и многие жители нашей страны, я принял Святое Крещение в 90-х годах двадцатого столетия. Бабушка тогда сказала, что нужно нам всем – и родителям, и мне – пойти покреститься. В городе (детство мое проходило в г. Алдане) не было храма, и все происходило на крытом стадионе, крестил сам владыка. Хоть я и пошел тогда с родителями, но креститься не захотел, ушел и сидел на скамейке рядом с дедушкой. Спустя год, уже перед школой, задал вопрос родителям: «Когда вы меня будете крестить?» До сих пор помню, как меня окрестили. Уже появился молитвенный дом, была купель для полного погружения, после Крещения батюшка ввел меня в алтарь…

Как происходило воцерковление? Как у большинства: просто покрестился, то есть Таинство Крещения принял, но в храм не ходил. Слава Богу, пришло осознание, что следует посещать храм и жить по заповедям. Стали посещать службы всей семьей, с сестрой начали ходить в воскресную школу. Вот так начинался мой путь к Богу.

– Почему вы решили стать священником?

– В 2001 году я стал помогать в алтаре на богослужениях, и со временем появилось желание стать священником, потому что я полюбил храм и церковные службы. А к моменту окончания школы получил благословение от духовника поступать в духовное училище. Закончил Якутское духовное училище, потом три года отучился в Хабаровской семинарии, а закончил образование в Нижегородской семинарии, поскольку к тому времени переехал в Вятку.

– Вы в молодом возрасте приняли священный сан. Насколько изменился уклад жизни и мировоззрение в связи с этим?

– Мировоззрение к моменту принятия сана уже было религиозным. Уклад жизни стал семейным. Духовные заведения готовят будущего пастыря: участие в службах, ранние подъемы, поездки в монастырь на неделю, чтобы потрудиться, и прочие занятия для духовного возрастания дают свой результат. В разных епархиях мне довелось наблюдать, как священники служат, несут послушание. Таким образом накапливался опыт, который теперь уже применяю в своей жизни.

– Расскажите, как проходит день священнослужителя, в частности, в Великий пост?

– День начинается с молитвы еще дома. Затем еду в храм на службу или по делам священного служения – это может быть выполнение треб либо решение вопросов, связанных с жизнью прихода. В Великий пост служб становится больше. В первую неделю поста, к примеру, в храмах по вечерам читается покаянный канон Андрея Критского. Свободное время провожу дома с семьей. Заканчивается день так же – молитвой.

О Православии в Якутии

– Вы родом из Якутии. Можете ли отметить некоторые особенности проповедования Православия в Якутии?

– Особенность проповедования Православия в Якутии состоит в том, что нужно нести проповедь на родном для местного населения языке, то есть на якутском. Со времен святителя Иннокентия Московского (1797–1879) начались переводы Священного Писания и других церковных текстов на якутский язык, и по сей день священники, когда ездят в миссионерские поездки по отдаленным районам, по возможности стараются читать некоторые тексты на якутском языке.

Когда я учился в Якутске в духовном училище, у нас преподавался якутский язык. На службах некоторые песнопения также стараются исполнять на родном языке местного населения. В целом в Якутии православные храмы так же, как и везде по России, сильно пострадали в период советской власти. В Якутске сохранилось всего четыре храма: Никольский, Спасо-Преображенский, Богородице-Рождественский (где сейчас располагается Якутская духовная семинария) и Троицкий. Все они переданы в церковную собственность. Сейчас идет восстановление Троицкого собора. Однако старинных церквей сохранилось очень мало, в основном храмы молодые – построенные в 1990-е, 2000-е годы. К сожалению, пережитки язычества сохраняются там и по сей день (шаманы, кормление огня, праздник Ысыах).

В родные края

– Как вы оказались в Вятке? Расскажите и о том, как породнились с Вятской землей.

– Еще будучи студентом в Хабаровске, я нес послушание иподиакона владыки Марка. И в 2011 году, когда владыку должны были перевести в Вятку, я принял решение последовать за ним. Владыка одобрил, благословил. Так я переехал на Вятскую землю.

Породнился с Вятской землей, когда женился (матушка у меня вятская), здесь дети родились. Хотя для меня эти края и были родными, поскольку корни по маминой линии у меня вятские – родственники живут в Вахрушах, дедушка с Шабалинского района.

– Вы строгий папа?

– Строгий, но по делу. Считаю, что сыновей нужно держать в строгости, чтобы у них не сформировался у них капризный характер. Мужчину нужно в строгости воспитывать.

– Остается ли время на отдых, занимают ли место в вашей жизни какие-либо хобби?

– В школьные годы занимался спортом. Сейчас же свободное время провожу с детьми. Вместе играем, рисуем. Иногда успеваю что-либо почитать из литературы. Последнее из прочитанного – книга Виктора Николаева, которая называется «Безотцовщина». Книга о трудных подростках. Автор – православный, бывший офицер, служил в Афгане, произведения у него на серьезные темы.

В храмеВ храме

– Почему человеку важно посещать богослужения в храме?

– Храм – место, где обитает Бог, а молитва – это общение, разговор с Богом. Вне Церкви нет спасения, поэтому важно участвовать в церковной жизни – не просто посещать храм, а исповедоваться и причащаться.

Господь дал заповедь: шесть дней работай, а седьмой день Господу Богу посвящай. Но человек оправдывает свою лень тем, что нужно отдохнуть, дела домашние сделать, или он ничего не понимает в храме.

Мы все – как младенцы: ребенок сначала ползает, а потом только начинает уверенно ходить. Так и в духовной жизни: сначала приходишь в храм и мало что знаешь, и только со временем приходит понимание. Мы слышим в молитве перед Причастием: причащаемся «во исцеление души и тела». Так откуда брать силы, если мы не живем церковными Таинствами? Вся надежда, все упование и утешение – в Боге, и это понимает тот, кто обращается к Нему, искренне молится и живет церковной жизнью. И Сам Господь нам заповедал: «Где двое или трое собраны во имя мое, там и Я посреди них».

«У человека есть душа, которую нужно питать»

– Имеет ли смысл, по-вашему, соблюдение поста для мирянина вне храма, без участия в богослужебной жизни, примет ли это Бог?

– Это просто диета. Худеть можно в любое время, не обязательно это делать перед Пасхой. У человека есть душа, которую нужно питать. Если мы тело приводим в порядок, то почему о душе не радеем? Ее тоже надо питать – питать добрыми делами, милостью, ведь жизнь для этого и дана нам, чтобы мы заботились о душе, чтобы подготовили ее к жизни вечной.

Человек начинает гоняться за мирскими благами, пресыщается ими, чтобы утолить духовный голод. Ему становится мало трех, пяти комнат. Нужны дорогие машины, яхты, начинаются хождения по магазинам с целью приобретать все новые и новые вещи, которые, может, он наденет один или два раза. А то, что рядом кто-то нуждается, он этого не видит. Святой блаженный Августин писал:

«Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться».

Какие точные слова! И так происходит в нашей жизни. Вместо того чтобы пользоваться квартирой, машиной, человек этим наслаждается, а, приходя в храм, пользуется им, сделав из Церкви службу спасения: когда что-то надо – приду, попрошу помощи, получу ее, а потом забуду.

Апостол Павел говорит: «Телеса ваши суть храмы Духа Святаго». И если наше тело – храм, то мы должны о нем заботиться, чтобы наша душа была богатой. А человек заковал душу в теле и не заботится о ней. Если наше тело – храм, то почему мы ленимся, пьем, курим, сквернословим, тащим весь мусор в душу? Если тело – храм, то оно должно быть чистым и прекрасным, как храм. И от нас зависит – будем ли мы в Бога богатеть и собирать сокровища неоскудевающие, или наоборот будем заботиться о земном.

Екатерининский кафедральный собор города СлободскогоЕкатерининский кафедральный собор города Слободского

– Какая должна быть мотивация у молодых людей, чтобы в воскресенье рано утром встать и пойти в храм на богослужение?

– Никто не заставляет идти к семи часам на службу: хочешь спать – приходи к девяти. Как говорит святитель Иоанн Златоуст:

«Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один – и ты тратишь его на мирские занятия. Вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога».

Сложно находиться на службе от рассеянности и неумения молиться, дьявол всегда строит козни, и поэтому на молитве нас одолевают различные мысли. Мотивация? Надо задать себе вопрос: хочу я быть с Богом или нет? Нам с экранов телевизора говорят: «Бери от жизни все». Вот молодежь и берет все. Есть такое выражение: богатеть в Бога – это значит собирать и преумножать добрые дела. Иисус Христос нам говорит, чтобы мы собирали сокровища там, где воры не подкапывают и тля не тлит. А место, где мы можем собрать эти сокровища, – наше сердце. Человек проживет 30, 50 лет и первый раз идет на исповедь, а кто-то на одре смертном вспоминает Бога и жалеет, что раньше не пришел в храм. А нам эта жизнь дана, чтобы приготовиться к жизни вечной. Получается так: вы идите, а меня не ждите. В итоге корабль уплывает, а шанс прийти к Богу сокращается.

«Чтобы не было духовного сна»

– Время поста – это еще и период искоренения греховных страстей. С чего лучше начать человеку в этом делании?

– Каждый сам знает, с чего лучше начать, с какой дурной привычкой или чертой характера следует бороться. Каждый Великий пост мы слышим песнопение: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» И эти слова мы должны помнить всегда, чтобы не было духовного сна, чтобы мы заботились о душе, питали ее добрыми делами и собирали таким образом духовные богатства. И только от нас зависит, будем мы стоять по левую или по правую сторону Судии Всевышнего, потому что Господь не спасает человека без человека.

– А какие добродетели новоначальному христианину лучше взращивать в первую очередь?

– Вы уже ответили на свой вопрос. Добродетель – добро делать. Есть золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Самое главное – не осуждать: «Не судите, да не судимы будете». Одна из важных добродетелей – воздержание. Воздержание чувств, взглядов, мыслей. И, конечно, милосердие. Господь говорит нам: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут». Но если человек не помогает другим, не имеет милости к ближним, то он заботится только о себе, а значит, в нем живет гордость. Если разбирать по цепочке, то можно выводить одни за одними грехи, которые живут в человеке. Поэтому важно стараться помогать тем людям, которые находятся вокруг нас, не осуждать их. Если будет воздержание в мыслях, то не будет совершения греха в деле, мы будем пресекать греховные помыслы уже в голове. Великий пост – то время, когда важно упражняться в добродетелях.

С иереем Алексием Бордзеловским
беседовала Лада Баева

12 марта 2024 г.

Источник: https://pravoslavie.ru/159089.html
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх