Иерей Георгий Селин. ПАМЯТНИКИ АЛЕКСАНДРУ III И ЮПИТЕРУ: НАЙДИТЕ 10 ОТЛИЧИЙ

Опубликовано 22.01.2021
Иерей Георгий Селин.  ПАМЯТНИКИ АЛЕКСАНДРУ III И ЮПИТЕРУ: НАЙДИТЕ 10 ОТЛИЧИЙ

Памятник Александру III. Скульпторы А.М. Опекушин (известный по памятнику А.С. Пушкину в Москве) и А.Л. Обер. 1912.

http://popov-design.ru/userfiles/Image/good/photo_980.jpg

Автор неизвестен. Статуя Юпитера, Конец I века н.э. Мрамор, бронзированный гипс. Высота 347 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Статуя_Юпитера_(Эрмитаж)

Разве можно сравнивать православного императора и языческого бога? А разве я их сравниваю? Я сравниваю их изображения, и они, как видим, почти одинаковы.

Большое сходство, не правда ли? Но давайте о различиях. Первое это скипетр. У императора он в правой, а у бога в левой руке, и, соответственно, держава у императора в левой, а у бога в правой. Поначалу я думал, что изображение Юпитера зеркально. Так иногда бывает, что при воспроизведении фотографий изображения выворачиваются. Посмотрите на себя в зеркало с поднятой правой рукой. В зеркальном отражении она окажется левой. Вот я и подумал, что изображение Юпитера зеркально. Почему же Юпитера, а не Александра III? Потому что скипетр — символ власти, и где его держать, если не в правой руке? Правитель, управлять, править… Слова сами за себя говорят, в какой руке должен быть символ правления.

А держава что символизирует? Если скипетр можно уподобить кнуту, то державу — прянику, без которого, как и без кнута, править невозможно. Держава символизирует кормушку, из которой кормятся правитель и его приближённые, и от степени приближения зависит величина содержания: чем ближе, тем больше, и наоборот. Впрочем, достаётся всем в той или иной мере, кто верен державе и покорен правителю, держащему её. Однако вопрос: почему у императора держава в левой, а у бога в правой руке?

Интернет: Юпитер носил разные наименования, которые соответствовали различным свойствам его божества, а потому и изображается с разными атрибутами. Древние народы не могли себе представить в природе более страшной силы, чем гром. Громовые стрелы (перуны), которые Юпитер держит в руке, являются символом могущества и неотразимой силы этого бога; все, кто вступал с ним в борьбу, был ли то бог или простой смертный, поражались этими стрелами. Культ Юпитера-Громовержца был весьма распространен в Греции. Римляне (в правление Октавиана Августа. — Г.С.) воздвигли в честь его храм на Капитолии, следы которого сохранились и до наших дней. Очень часто Юпитер держит на руке богиню победы Нику, в знак того, что он покровительствует состязающимся и дарует победу; он тогда носит название Юпитера-Победоносца, или Никифорийского.

http://greece-mifs.ru/ar2/page21.html

Г.С.: Как слышим, у Юпитера много божественных свойств, среди которых метание молний и дарование побед. Поэтому, когда хотели подчеркнуть его силу громовержца, изображали бога с молниями в правой руке, а когда хотели изобразить его щедрость, то вместо молний вкладывали в правую руку богиню Нику, или Викторию. Образ Зевса с молниями виден на реверсе римской монеты с образом Октавиана Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Может, монету такой чеканки принесли Христу, когда Он сказал: покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:19-21).

Описание монеты. Денарий, серебро. Вес: 3,67 г. Дата чеканки: 19 г. до н.э. Монетный двор: Испания, монетный двор 2 (колония Патриция?). Аверс: Непокрытая голова Августа влево; вокруг против часовой стрелки CAESAR AVGVSTVS. Реверс: Шестиколонный храм, внутри фигура обнаженного Юпитера стоит, повернувшись влево, держит пучок молний в правой руке, левой опирается на скипетр, в обрезе: IOVIS TON.

http://ancientrome.ru/ac/coin.htm?id=1405

IOVIS TON сокращение слов Iovis Tonantis. Храм Юпитера Громовержца (aedes Iovis Tonantis). Это храм на Капитолийском холме, обетованный и построенный Августом после того, как он едва спасся от молнии во время ночного путешествия в ходе Кантабрийской войны.

http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=467915383

Г.С.: И другой образ Юпитера с молниями в руках дошёл до нас из глубины веков. У этого образа, как и у Юпитера из Эрмитажа, в ногах сидит орёл.

Юпитер Олимпийский. С античной камеи. Флоренция.

http://greece-mifs.ru/img/15.jpg

Интернет: Вероятно, в левой руке Юпитера был скипетр (на рельефе он не виден), а правой рукой он бережно держит молнию.

Г.С.: Молнии, как и скипетр, являются символом власти. «Молния Зевса (устар. Зевесов перун) — главное оружие и основной атрибут верховного бога-громовержца древнегреческой мифологии», — говорит Википедия. А что орёл?

https://ru.wikipedia.org/wiki/Молния_Зевса

Интернет: По мнению греков, орел летает выше всех птиц и может парить высоко над всеми в пространстве, а потому более всего подходит к Юпитеру. Он изображается почти всегда у ног бога или на его скипетре. Иногда он держит в своих могучих когтях громовые стрелы. Орел исполняет многие поручения богов…

http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=467915383

Г.С.: Выходит, что не только Зевс, но и орёл может держать молнии. Кстати, при императоре Александре I (1801–1825) в лапы двуглавого орла на гербе Российской Федерации, простите, Империи вкладывали не скипетр и державу, но молнии и венок.

http://www.obrazz.ru/uploaded/articles/2437_o7.jpg

Какой предмет помимо молний держит орёл в правой лапе? Это фасции, или «пучки вязовых (берёзовых) прутьев, перетянутые красным шнуром или связанные ремнями. Они были атрибутом власти древнеримских царей». Как видим, молнии и фасции — в правой лапе орла, а венок — в левой. Вот они, наказание и награда, кнут и пряник, устрашение и поощрение. Первые в правой, а вторые в левой руке правителя.

Орлы с молниями в когтях на воротах Александровского сада у стен Кремля в Москве.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/292/109292577_9.jpg

https://7d9e88a8-f178-4098-bea5-48d960920605.selcdn.net/15e2702e-db10-42b7-ba3f-8034f33be35c/-/resize/x833/-/quality/lighter/

Обратите внимание на столбы ограды Александровского сада. Они стилизованы под фасции золотистыми перевязями. А торчащие из столбов бердыши являются частью фасций. Дело в том, что «вне пределов города в фасции закреплялся топор или секира, — говорит Википедия, — символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных». В отношении «казнить», согласен, а вот с «миловать» Википедия хватила лишку. Может ли колюще-рубящий предмет символизировать милость? Впрочем, в Википедии всё может быть, даже милующий топор. Но на мой взгляд, для выражения милости более годятся предметы округлые: шар, венок, медаль, монета.

Переходим к следующему различию памятников — в орлах. У императора их четыре, а у бога один, причём, императорские орлы коронованы. Почему? Я думаю, что чем больше орлов, тем больше чести тому, кого они окружают, и тем больше поручений хозяина они могут выполнять. Не я один так думаю, но и создатель памятника императору Александру II (2005), скульптор Александр Иулианович Рукавишников. Ролик «Правмира» с записью беседы Рукавишникова носит название «Мы все работаем в мастерской Господа».


Рукавишников: По идее, скульптура должна от храма смотреть…

(см. 12:10 Почему Александра II охраняют только два льва)

Г.С.: Так было в случае с памятником Александру III (1912), который смотрел от храма на Замоскворечье, примерно на то место, где сейчас стоит Дом на набережной, но так не случилось с памятником Александру II (2005), который обращён к храму Христа Спасителя. Однако я не пониманию, в чём смысл идеи «скульптура должна от храма смотреть»? По-моему, все должны смотреть на храм: и люди, и скульптуры. Так, памятник Минину и Пожарскому был обращён к святыням Кремля, и в этом обращении был глубокий смысл, который прекрасно раскрыл владыка Никон, говоря, что фигуры Минина и Пожарского «даже перстом показуют 1 русским людям на те святыни, за которые они грудью стояли. «Не на нас смотрите — смотрите вот на эти святыни, любите их, умирайте за них: в почитании их — залог для вас Божия благословения». Подробнее: «О статье епископа Никона (Рождественского) «Памятники-статуи святым угодникам», или Какой Вучетич их гонит?»

А памятник, который стоит спиной к храму, говорит о своей самодостаточности. Впрочем, многое здесь зависит не от любви или нелюбви к храму, а от простейшей причины — расстояния. Если скульптура устанавливается близко к стенам храма, то лицом к храму её никак не повернуть, и она становится как бы его горельефом, но если образ стоит на достаточном расстоянии от храма, он должен смотреть на него. Что, кстати говоря, и произошло с двумя московскими памятниками императору Александру II. Оба они, и в 1896, и в 2005 годах оказались обращёнными к святыням. Первый к Чудову монастырю (в котором, кстати говоря, и был крещён младенец Александр), а второй к храму Христа Спасителя, хотя по замыслам создателей второго памятника, как я понял, такого направления не предполагалось.

Рукавишников: Обычно четыре льва имперские памятники (по-моему, здесь уместнее слово «императорские». — Г.С.) окружают. Четыре льва, которые смотрят во все стороны света: север, юг, запад, восток и охраняют, как в Лондоне, охраняют монарха от … (всех? всё? наразборчиво. — Г.С.) А тут уже у нас… Мы, предвидя революцию, да, как в «Бесах», понимаем, что уже… Александр II уже близок к катастрофе, поэтому уже только два льва остаётся, и вот эта символическая ротонда, она сломана. От неё только часть, и он стоит на обрыве, то есть уже близко, скоро прибегут уже эти ребята наши, ну всякие террористы…

(см. 12:10 В ролике эта часть беседы носит название: «Ночь, кран и Александр II» (с 12:05)).

Г.С.: То, что памятник стоит на «обрыве», вышло само собой, не правда ли? В изначально отведённом для памятника месте обрыва не было. Но это я так, к слову… Другую мысль скульптора я хотел бы прокомментировать. Положено изображаемому монарху иметь четырёх львов, значит, надо четырёх львов к его ногам положить. А это что за демократия?

Рукавишников: «Мы, предвидя революцию, да, как в «Бесах», понимаем, что Александр II уже близок к катастрофе…».

Г.С.: Да, революция близка, и это, без «Бесов» Достоевского, было понятно всем тогдашним здравомыслящим людям, о чём пишет В. М. Острецов в своей непревзойдённой по глубине книге «Масонство, культура и русская история»: «Он [Достоевский] видел грядущие ужасы теократической утопии, которые отчетливо в его время уже были видны не только гениальным писателям, но и самым едва грамотным дьячкам далеких погостов».2 Да, близки к катастрофе и Александр II, и Российская империя, но царь перед потомками должен стоять царём, а не царьком с недостающими львами и обломками над головой. Как в Лондоне, понимаешь. А как в Лондоне?

Колонна Нельсона. Монумент в центре Трафальгарской площади в Лондоне. 1843 г. Высота 52 м.

https://www.thecommunicationgroup.co.uk/wp-content/uploads/2018/03/Trafalgar-Square_025.jpg

https://pbs.twimg.com/media/DxCxN9hXcAAWpb6.jpg

Любопытное замечание в Википедии об этом памятнике: «Колонна также имела символическую значимость для Адольфа Гитлера. При успешном вторжении в Великобританию Гитлер планировал перевезти колонну в Берлин».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Колонна_Нельсона

Ну, просто пещерное язычество. Как в той дремучей древности, когда победители тащили к себе идолов побеждённых народов, так и Гитлер хотел поступить. О, кровавые идолопоклонники, погубившие миллионы жизней! Но я отвлёкся. Был поставлен вопрос: почему нет львов? Потому что создатели памятника «предвидели» катастрофу? Тогда надо было «предвидеть» и подлое убийство царя (упокой, Господи, душу раба Твоего Александра), и изобразить его с раздробленными, истекающими кровью ногами.

Каким великолепием блистал памятник Александру II 1896 года! «В куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон статую окружала арочная галерея, своды которой стояли на 152 колоннах. На сводах также располагались 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до Николая I» (Википедия). А в новом памятнике 2005 года — полуразрушенная ротонда над головой и два льва из положенных по должности четырёх. Что говорите? Не хватило места, чтобы ещё двух львов к ногам императора положить? Зато пирамидальным обелискам место нашлось. А может это надзиратели? Может, двух львов из охраны убрали, а двух надзирателей приставили? О чём это я? «Предвидел» или «не предвидел» такую трактовку своего памятника Александр Иулианович, но я её сейчас изложу.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0234/0005e21b-4577c714/hello_html_174b1d.jpg

Откуда эти обелиски? Из Египта, вестимо. Разумеется, не сами они, но их форма, образ, идея. Вообще говоря, за любым предметом всегда стоит мысль, прообраз, дух — как хотите, так и назовите всё то невидимое, но существующее, что несут в себе явления сего мiра. Какие идеи стоят за египетскими обелисками? Чтобы долго не распространяться на этот счёт, назову их просто — антихристианскими. Так вот, эти антихристианские идеи, овладев с некоторых пор умами передовых людей российского общества, или верхним его слоем, стали надзирателями и управителями этих умов. Всё просто. Какой дух владеет душою, тот ей и командует.

Духовная нечисть, начавшая заполнять Санкт-Петербург со времён Петра I (собственно говоря, допетровских времён у этого города и не было), привозилась из Египта, как, например, сфинксы, стоящие с 1834 года на Университетской набережной, 3 или попадала в столицу из Европы посредством масонерии. Так же греко-римское язычество, которое рангом пониже, чем египетское, но от этого не менее пагубная, чем второе ересь, проникало на Русь, или по-модному выражаясь, инвазировало её с Запада. Стоящие за спиной Александра II два египетских обелиска мне представляются его стражниками, а также выразителями супротивной христианству идеологии, которая, овладев умами правящего слоя имперской России, привела её к катастрофе.

Кстати говоря, памятник Юпитеру, на которого так похож памятник Александру III (1912), был доставлен в Россию в правление Александра II, о чём в Википедии сказано так: «Благодаря стараниям сотрудника Археологической комиссии в Риме С. А. Гедеонова ещё до открытых торгов в 1861 году значительная часть коллекции [арестованного в Италии маркиза Кампана], среди которой находилась и колоссальная статуя Юпитера, была приобретена императором Александром II для Эрмитажа».

Вернёмся к сравнению памятников. Существенным отличием изображений Юпитера и Александра III является непокрытая голова и полуобнажённость первого, тогда как образ Александра III предстаёт перед зрителем в полном императорском облачении. Выражение «полное облачение» в церковной среде означает ту степень одетости священнослужителя, которая позволяет ему совершать главное священнодейство — Божественную Литургию. Полное облачение священника это — подрясник, подризник, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь плюс наградные облачения, как то: набедренник, палица, камилавка/митра и т.д. должны быть надеты на священнике, чтобы он мог приступить к служению Литургии.

Это не людьми придумано, это Самим Богом установлено и дано как откровение пророку Моисею: И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс (Исх. 28:2-4). Светская власть, подражая церкви, заимствовала у неё этот Богоустановленный обычай (одежды Аарону), и позаботилась о том, чтобы одевать своих представителей и главное своё лицо, монарха, соответствующим образом, чтобы показать их уполномоченность на совершение государственно-правительственных дел. Поэтому император Александр III предстаёт на своём памятнике 1912 года в короне, мантии, со скипетром и державой, то есть со всеми регалиями4 царской власти.

А в язычестве? Всё наоборот. Атрибут римского бога — нагота. Поэтому Юпитер изображён с голыми грудью, животом, руками и голенью. «Мужчины с голым торцом не обслуживаются» — объявление в магазине черноморского городка. (Вот это правильное отношение к обнажённым мужским торсам в общественных местах, в том числе и в Эрмитаже, где много раздетых скульптур; неужели нельзя их прикрыть? хотя бы отдельные места?). Но уже не только на юге — на холодном севере наступает голое язычество. Помню, как в Великом Новгороде был поражён видом загорающих, отдыхающих, купающихся в Волхове людей под стенами Кремля. Вообразите себе эту футуристическую картину: величественный новгородский Кремль, а под его стенами — песчаный пляж и всё, что с ним связано. Эта картина не в том смысле футуристическая, что люди нарисованы треугольниками, а том, что будто машина времени перенесла из средних веков в XXI век того, кто вышел из новогородского Детинца на берег Волхова в пляжный сезон. Вид лежащих под стенами Кремля ленивых полуголых тел меня сразил. Неужели это потомки тех, кто строил Дети<i>&#769;</i> нец?

С 2009 года, благодаря новгородским ученикам Фидия, этот футуристический перелёт можно осуществить не только жарким летом, но и холодной зимой, потому что у моста поставлена (посажена? уложена?) скульптура «Уставшей туристке».5

А когда-то на месте нынешнего пешеходного моста между Детинцем и Торговой стороной стояли древние новгородские мосты, и, стало быть, здесь блаженный Феодор, убегая от блаженного Николая и «не попав на мост, пошел по воде, как по мосту, а Николай, догоняя его также по воде, бросил в Феодора попавшийся ему кочан капусты, за что и прозван Кочановым». И, стало быть, в этом же месте над водами Волхова была спасена жизнь преступника, которого готовы были бросить с моста «(обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время), но преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав: "Он загладит вины свои в Хутыне". Все тотчас же единодушно закричали: "Отдайте, отдайте осужденного преподобному отцу нашему Варлааму". Простите, я опять отвлёкся от темы.

Интернет: "Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, т. к. в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми».

Г.С.: Предлагаю полнее прочесть текст, из которого взято это предложение. Он тем интереснее для христиан, что в нём говорится о том самом Августе, изображение которого на динарии приводилось выше, и который упоминается в Священном Писании: В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк. 2:1).

Интернет: При Октавиане Августе (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) римское государство, фактически ставшее монархией, сохраняло видимость республики. Октавиан официально назывался принцепсом, т.е. первым, стоящим в списке сената. Ему воздвигали многочисленные статуи, но, как пишет римский историк Светоний, "храмов в свою честь он не дозволял возводить в провинциях кроме как с двойным посвящением ему и богине Роме. А в самом Риме он от этой почести отказался наотрез". После смерти Август был обожествлен. Эрмитажная статуя, созданная при преемниках Августа в первой половине I в., представляет принцепса в образе сидящего на троне Юпитера — верховного божества римлян. Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, греческого скульптора V в. до н.э. (см. фото этой статуи в начале статьи. — Г.С.).

Статуя императора Октавиана Августа в образе Юпитера. Древний Рим. Первая половина I века. Мрамор. 187 см. Поступила в 1862 г. Происходит из собрания маркиза Кампана в Риме. https://clck.ru/SEtc7

Интернет: Черты молодого лица идеализированы. "Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, т. к. в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми. Статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом "августовского классицизма" — направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой. Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании изображений императора в образе сидящего на троне Юпитера, встречающихся на античных монетах и резных камнях. https://clck.ru/SEtb6

Г.С.: Возвращаясь к сравнению памятников и завершая эту статью, можно сказать, что разница, которая бросается в глаза — различие одежд, на самом деле не является разницей памятников, но главным их сходством, потому что, как голый торс Юпитера говорит о его божественности, так полное облачение императора Александра III говорит о том же. «Божественность Александра Третьего!? — скажут мне, — да вы в своём уме?» В своём. Божественность российских императоров не мною придумана, она была прописана в изданных ими законах.

Свод государственных законов Российской Империи: «64. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. 1721 Янв. 25 (3718) ч. I, введ. — В сем смысле Император, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5 (17910) именуется Главою Церкви (выделено мной. — Г.С.) —1906 Апр. 23, собр. Узак., 603, ст. 24)».

http://gatchina3000.ru/literatura/_other/prestol/svod_zakonov_prestol_07.htm

Г.С.: Наименовать императора Главою Церкви это всё равно назвать его Божественным, потому что в Священном Писании главою Церкви именуется Христос Бог. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1:18). … Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5:23). Глава Церкви — Христос. А император ещё одна её глава? Значит, у Церкви две главы? Как у орла, который на российском гербе? Одна голова хорошо, а две лучше?

Что скажем в итоге? Как «статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом "августовского классицизма" — направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой», так памятник Александра III (1912) является, вернее, был прекрасным образцом имперского реализма (помните из школьной программы эти определения: «критический реализм», «социалистический реализм»?) — направления в искусстве поздней империи, соединившего российскую реалистическую традицию с римской классикой.6

ИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ СЕЛИН

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 С 1931 года гражданин Минин и князь Пожарский указуют не на святыни Кремля, а на суету Красной площади.

2 Приведу полнее цитируемое место из книги В.М. Острецова: «Достоевский, ближе других подошедший к церковным вратам, остался, как известно, чужд мистической реальности Церкви. Он мечтал о “всечеловеке” и о бесконечном прогрессе культуры. Он видел грядущие ужасы теократической утопии, которые отчетливо в его время уже были видны не только гениальным писателям, но и самым едва грамотным дьячкам далеких погостов. Но духовная сила Православной Церкви осталась вне его зрения. Оттого так много в его творчестве тяжелого, нехорошего, и так далеко отступающего от православия, и так сильно отдающего сентиментальным гуманизмом времен александровских мистиков и пиетистов».

3 Если ссылка не откроется в Ютубе, можно попробовать в Яндексе. Видео называется «Земля. Территория загадок — Тайны невских сфинксов. Петербург. Власть сфинксов (28.09.2015)».

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18174184901538882056&text=прибытие+сфинкса+в+питер

Ролик интересный, хотя мелководный, или верховодный, как говорит отец Роман в стихотворении «Бездушие»: «Всех призываем ко глубинам, и верховодками живём».

4 «Рега́лия мн. -ии, впервые у Петра I; см. Смирнов 254. Вероятно, из польск. regalia или нем. Regalie от лат. rēgālis, мн. -iа «царский» (Этимологический словарь М. Фасмера).

5 Новгородскую «Уставшую туристку» я бы сравнил с копенгагенской «Русалочкой». А что? Те же соблазнительные формы, только у «Русалочки» грудь по-капиталистически обнажена, а у «Туристки» по-советски прикрыта, но от этого новгородская скульптура не менее сексапильна. Та же пустота, или по-модному выражаясь, попсовость, раздутая средствами массовой пропаганды в нечто великое. Разница только в степени раскрученности. Если к «Русалочке» едут со всего мiра благодаря мультфильму Диснея, то в Новгороде нет такого людского потока. Но думаю, со временем он увеличится. Надо только российским СМИ усерднее поработать над пиаром этого образа, и тогда в Великий Новгород будут ездить не ради его святынь, а ради фотографий с «Туристкой». Президента Д.А. Медведева посадили рядом с этой скульптурой. Хорошо бы теперь и В.В. Путина посадить рядом с ней.

6 По аналогии, памятник Александру II (2005) можно назвать примером «федерального реализма» (от слова «федерация») — направления в искусстве, соединяющего российскую реалистическую традицию с египетской классикой.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Евгений Шевцов
Севастополь
Владимир Хомяков
г. Сасово, Рязанская обл.
Наверх