Потомки выехавших в Турцию казаков – участников Булавинского восстания завершили своё пребывание в столице. Два с половиной века прожили они в Турции, спасаясь от репрессий. Тридцать тысяч участников восстания были убиты, семь тысяч повешены. Вернулись они из Турции только в 1962 году уже при Советской власти. В Турции жили неплохо. Занимались здесь виноградарством и рыболовством ( после их отъезда в тех местах , где они жили, рыбачить стало некому). Очень скучали по России. Ностальгия особенно накатывала , когда дул « восточный ветер». Когда возвращались на пароходе в Советский Союз , впервые соприкоснулись с электричеством и увидели кинофильм. На новом месте , в Ставропольском крае, сразу начались сложности. Учителя запрещали детям ходить в церковь, срывали с них кресты. Священника некрасовцев о. Феофана вызывали по этому поводу в школу. Некрасовцы говорили : « если бы не вера, мы бы рассыпались». В постперестроечны
Другой видеофильм был посвящён песням и плясовым мелодиям некрасовцев. Во время ритмичных приплясов использовалась морская ракушка, издававшая протяжный звук ( я сначала подумал, что это следствие технического дефекта в трансляции фильма). С помощью такого звука, кстати, созывали на свадьбы. Слыша гиканья мужчин и звизги женщин, подумал: « наверное Аввакум был бы не восторге от этой картины. Но попробуй запрети, « засуши» - последние прихожане разбегутся». Ещё в видеофильмах заполнилось как с песнями, приплясывая, по случаю какого- то семейного торжества входят в дом. Посиделки престарелых женщин на Красную горку с духовными беседами и протяжным пением пасхальных стихер. Катание по земле макетов пасхальных яиц (одна бабуля ловя «яйцо» рухнула как вратарь в футбольном матче под бурю эмоций зрителей). Приготовление пищи ( варка кур, щук), застолье. Фрагмент пасхальной службы. Бросилось в глаза присутствие большого количества безбородых мужчин. Крестились с поклоном в ответ на каждение. После каждого стиха пасхального Евангелия трижды ударяли в небольшие колокольчики ( мужчины держали их в руках), священник служил в белом облачении ( мы, по « новообрядной инерции», используем красное). Младенцов, после того как их причастили, взрослые не крестили, как это делается у нас. Христосуясь с хоругвеносцами священник что-то клал им в карман.
Последний видеосюжет был о современной оранжировке якобы танца некрасовцев. Двух–метровые, усатые, в красных шароварах «аскеры» ( воины – по –турецки) воинственно плясали под восточную музыку. Реплики некрасовцев: « Весело, но это не наше, непохоже». « У нас парень, танцуя, никогда не брал девушку за руку, тем более за талию – только за платок в руке. Мужчины нарочито на танец женщин не приглашали». « Барабанов у нас не было. Это больше похоже на пляски кубанских казаков» и т.д . и т.п.
В последний день пребывания некрасовцев в Москве по соседству с нашим храмом в НИИ природного и культурного наследия имени Д. Лихачёва подводили итоги. Красной нитью проходила следующая мысль: есть ли перспектива продления бытия культуры некрасовцев или остаётся только, изучая её, провожать её «в последний путь?» Как сочетать современность с хранением традиций»? Были обозначены проблемы: упущенная возможность с организацией воскресной школы, почти полное отсуствие финансирования и пр.
Игумен Кирилл (Сахаров)