ИВАН ГРОЗНЫЙ И АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА. КТО И ЗАЧЕМ ИСКАЖАЕТ ИСТОРИЮ РОССИИ

Опубликовано 08.05.2023
ИВАН ГРОЗНЫЙ И АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА. КТО И ЗАЧЕМ ИСКАЖАЕТ ИСТОРИЮ РОССИИ

ФОТО: АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Школьники не знают отечественной истории, но хотят гордиться Россией. Там, где нет достойной и доступной системы преподавания, сознание людей формируется кем попало. Ещё и не худшим вариантом оказывается, когда этим занимаются полуграмотные энтузиасты. Ещё не так давно это были открытые и вполне грамотные враги.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ – КТО И ЗАЧЕМ ЕЁ ПИШЕТ?

Знаете ли вы, что в 1483 году от Рождества Христова московский царь Иван без единого выстрела взял Константинополь и восстановил крест на Святой Софии? В том же году он отправил открывать Америку (которой, раз так, не суждено было получить это название) свои многопушечные корабли. Их прекрасно подготовленные, знающие, что их ждёт, экипажи начали торговлю с майя. Все это так расстроило папу римского, что он начал готовить крестовый поход против схизматиков, то есть простив православных. Возглавить поход должен был император Священной римской империи Фридрих. Его, впрочем, пытался отговорить герцог Бургундский Карл Смелый, но, кажется, неудачно…

Если вы думаете, что скромный автор этих строк почему-то вдруг сошёл с ума, то вы зря так думаете – он всего лишь пересказывает три главы из самого начала пятого тома романа «Иван Московский» за авторством Михаила Ланцова. Роман фантастический, точнее, альтернативно исторический, и в этом романе наш современник, провалившись в прошлое и заняв тело старшего сына великого князя Ивана III, тоже Ивана, широкими взмахами меча и топора рубит в капусту историю и меняет ход всех известных событий.

Михаил Ланцов написал уже множество таких романов. Его попаданцы выигрывали войны для Ивана IV Грозного, побеждали Германию в Первой мировой войне, помогали СССР заранее подготовиться ко Второй мировой, реформировали страну так и этак в разных временах. Теперь вот дело дошло до того, чтобы заранее, ещё в XV веке отобрать Америку у Запада. В самом деле, как было бы хорошо.

ПОТРЕБНОСТЬ В ГОРДОСТИ И ПЕЧАЛЬНОЕ НЕВЕЖЕСТВО

Ланцов в современной русской литературе не один такой. Для героев такого рода произведений появился даже специальный термин «попаданцы» – они попадают в разные исторические эпохи (или в фантастические миры, но в данном случае речь не о них) и перекраивают историю так, как их авторам кажется справедливым. Романов такого рода, изданных на бумаге и опубликованных в Сети, – сотни, если не тысячи. Большинство из них содержат «фантастические допущения», которые делают рецепты предотвращения бедствий и достижения блистательных побед совершенно неправдоподобными.

Некоторые, как книги того же Ланцова, сделаны достаточно тщательно, чтобы, по крайней мере, о некоторых «рецептах» имело бы смысл с автором поспорить. Однако пока будешь спорить, на сайтах современного «самиздата» в интернете появится ещё пара десятков романов, с идеями большинства из которых спорить будет просто нелепо, а при этом каждый из них соберёт свои сотни и тысячи читателей.

Почему же альтернативная история так популярна и так далека от истории истинной?

Видимо, на этой сложный вопрос есть два довольно простых ответа.

Во-первых, противостояние с Западом, которое мы ведём, возбуждает лучшие чувства каждого патриота. Патриоту хочется книг, в которых наши побеждают, да ещё таких, в которых исторические пороги, на которых лодку Государства Российского, бывало, переворачивало и выбрасывало на берег, да так, что её приходилось ладить заново, чтобы эти пороги проходили плавно и безопасно. И победительно. Да чтобы вовсе не было таких порогов! Чтобы Россия на своём пути избежала смут, проигранных войн, разрушительных бунтов, дурных правительств. Чтобы не бывала отброшенной назад после уже одержанных побед. Чтобы русской историей и Россией нынешней можно было гордиться всей целиком, не отвлекаясь на то, чем гордиться сложно. Чтобы враг был побеждён заранее, а светлое будущее наступило и длилось непрерывно.

Это патриотическое желание, видимо, тем сильнее, чем круче наше противостояние с объединённых Западом и чем больше мы понимаем, сколько времени и возможностей было упущено в прошлом, чтобы к этому противостоянию лучше подготовиться. Это желание не находит себе поддержки в актуальной русской литературе и кинематографе – или, точнее, находит недостаточно такой поддержки. Исторические романы и фильмы есть. И есть среди них даже хорошие. Только их мало, да к тому же они все несут на себе печать неизбывного европоцентризма. Слишком часто русский патриот слышит и видит в произведениях, призванных учить юношество любить Родину, что мы сиволапые и всему должны были научиться «у немцев».

Во-вторых, лучшие патриотические чувства, увы, не отменяют самого худшего невежества. Сегодняшняя школа в России не даёт большинству достаточных знаний о русской истории. Будем откровенны: школьники выходят в жизнь, не зная об истории России почти ничего, а что знают, не могут выстроить в единую систему. Их можно обманывать. Из лучших побуждений тоже.

Помянутый в начале этой статьи Ланцов ещё ничего, он, что называется, в теме каждого из своих романов, хотя бы по верхам знает важные события и приметы эпох, про которые пишет, хотя и не всегда осознаёт значение тех событий, которые ему не нравятся. Большинство авторов, что называется, «лепят» в свои альтернативно-исторические книги такие решения исторических проблем, что это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Ладно ещё когда Иван Московский строит многопушечные галеоны (грамотный попаданец помнит, как строили корабли в XVII веке, и опережает историю). Не редкость романы, в которых такие же попаданцы «изобретают» в стране кремневых ружей автомат Калашникова и налаживают его массовое производство.

Стремление найти простые ответы на вопросы, занимающие настоящих историков, стремление спрямить изгибы исторического пути оправдано самым неприятным образом: невежеством читателей и авторов. А это невежество создаётся в школе, где изучать историю оказывается неинтересно. Просто неинтересно.

Между тем, невежественный патриот может быть для Родины так же опасен, как хорошо образованный вражеский агент – потому что его невежество позволит искажать историю России.

Свято место пусто не бывает – да вот только заполняется не всегда достойным образом, а часто чем попало. Русский народ, русское общество испытывает огромную потребность в патриотическом описании своей славной истории. Знающий историю вооружён для будущих битв. Но точного и доступного, вызывающего гордость и искренний интерес описания истории Государства Российского – в школе его нет. То, что есть, преподаётся скверно и как будто специально так, чтобы отвратить школьников от исторической науки. Да вдобавок привить восприятие России не как центра мира, а как периферии Европы. Патриотическое чувство противится этому – но опереться может часто лишь на писания энтузиастов, едва ли не полуграмотных.

ЧТО С ТОГО?

Никогда нельзя забывать слова одного очень умного (хотя и совсем не русского) исторического деятеля о том, что решающую битву выигрывает школьный учитель. История – это такая школьная дисциплина, благодаря которой гражданин знает, что нужно, чтобы Родину любить, и почему за Родину в тяжёлый час нужно умирать.

Но едва ли не самая большая беда России – катастрофическое незнание согражданами русской истории. Героические усилия просветительских проектов, таких как, например, «Россия – моя история», не то чтобы не приносят никаких результатов, но всё ещё не затрагивают большинство нашего народа. Попытки создать единый учебник истории, в котором на первом месте не стояла бы история Европы, а в центре мира была бы Россия, пока тоже далеки от нужного результата.

Между тем если Государство Российское не бросит на защиту своей истории действительно значительные силы, если не создаст систему просвещения для всех русских людей – они останутся перед врагом безоружными или плохо и кустарно вооружёнными. У государства, несомненно, есть для создания этой системы всё: и полный контроль над системой образования, и великолепные современные исторические концепции. Тут и за примерами не нужно далеко ходить: достаточно назвать книги цикла «Империя» Константина Малофеева. Нам нужен учебник и понимающие, что и зачем они делают, учителя. Всего ничего.

Фантастические исторические романы, впрочем, тоже могут быть нужны. Поднять бы уровень читателей.

АНДРЕЙ ПЕРЛА

Источник: https://tsargrad.tv/articles/ivan-groznyj-i-avtomat-kalashnikova-kto-i-zachem-iskazhaet-istoriju-rossii_776249
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх