Из цикла ЗОЛОТАЯ СТАЛЬ. "ВЫШАТА" (1043)

Опубликовано 16.10.2017
Из цикла ЗОЛОТАЯ СТАЛЬ. "ВЫШАТА" (1043)

Это был последний поход русов на Царьград. - Правда, никто из его участников не знал об этом.
Вообще-то русские князья стали союзниками императоров Византии - Владимир Святославич Красное Солнышко крестился со всеми киевлянами и взял в жены царевну Анну, отдав за нее захваченный град Херсонес; и воинский корпус русов, посланный князьями, исправно служил владыкам Царьграда. Но греки - ненадежные союзники: очередной переворот в столице Византии, на трон садятся царственные сестры Феодора и Зоя; на Зое женится красавец Мономах; новый император крутит любовь с Марией из роду Склиров, недовольный возвышением этого рода полководец Георгий Маньяк поднимает восстание, в котором принимает участие и русский корпус. Восстание подавлено, корпус императором распущен, а на цареградском рынке прилюдно убит знатный русский купец (тогда купцы еще бывали знатными). Князь киевский Ярослав Владимирич Мудрый оскорбился, не принял извинений Константина и весной 1043 г. послал рать под началом своего старшего сына на Царьград - наказать греков. Чтоб не зазнавались.

Владимир Ярославич был хоть и старший сын, но еще молод - лет 23-х. Имел в активе один удачный поход на ямь (финнов), но испытанным полководцем назвать его было нельзя. Опытный в поражениях и победах папа поручил шефство над сынулей воеводе Вышате. Принял участие и молодой выгнанный из Царьграда в составе упомянутого корпуса Харальд Суровый - будущий зять Ярослава и король норвежский.

С песнями и плясками вниз да по Днепру (ну, на порогах чуть попыхтели), пустились известной дорогой из варяг в греки. Когда вошли в Босфорский пролив, стало не до песен - пришлось грести. Сторожевые посты византийцев просигналили, император Константин приказал стратигам фем на побережье привести войска в полную готовность; друнгарий флота объявил по столичной эскадре боевую тревогу. Гостей приготовились встречать не пряниками.

Морские походы русов на Царьград завершались по-разному. Часто греки просто откупались: договаривались дать по стольку-то "на ключ" (уключину - то есть на воина-гребца; по уключинам ладей численность войска можно было надежно подсчитать), и "туристы" заканчивали свой круиз, повернув домой. Иногда дрались - с разным успехом. У греков был их "греческий огонь" (апирон), которым они поливали русов из сифонов и закидывали им в горшках; но технология это капризная и во многом зависела от погоды. Так что срабатывала не всегда.

У маяка Искресту спешно собранная (частично из мирных судов - недавно случился большой пожар) византийская эскадра выстроилась против подходящих с моря русов. Обе стороны повыжидали. Но с берега наблюдал сам Константин - и морскому офицеру Василию Феодорокану с тремя большими дромонами пришлось начать атаку. Русы бодро пошли на абордаж - однако применить апирон удалось удачно. Феодорокан поджег семь ладей врага и еще три потопил, видимо, тараном во время преследования. Русы отгребались в море - а там их ждала буря.

Буря, скорее всего, была просчитана греческими навархами - кто-кто, а уж они-то свое море знали. Укрылись в гавани. А русов накрыло по полной программе. На берег выбросило аж 6 тыщ человек, не считая утонувших; флагман Владимир Ярославича разбился о камни, но сам он был спасен и перешел на ладью Ивана Творимирича. Судов катастрофически не хватало; экспедицию пора было сворачивать - а отступать тысячам русов приходилось по суху. Что было почти самоубийственно: до берега большинство добралось даже без плавок (потому что их тогда еще не носили). А провожать их уже собирались местные "аниматоры" - в полном строю, в доспехах и на конях... Ярославича, понятно, надо было беречь - он уходил с остальными счастливчиками на ладьях; Харальду Суровому тоже не было резона посуху ноги бить. Но бросать своих без предводителя было уж совсем некрасиво. И Вышата, сын новгородского мэра-посадника, сошел с борта и сказал: "остаюсь с вами. Живы будем - так вместе; а погибать - так с дружиной". Ладьи отплыли. Вышата и его дружина пошли.

Греки бросили в погоню за уходящим по морю Ярославичем 24 лучших дромона. Они настигали; но в одной из бухт русы оборотились и внезапно атаковали преследователей. На этот раз апирон не помог. Вернулся Владимир Ярославич домой удачно.

А умирающих с голоду, падающих от солнечного удара, полуголых пеших русов перехватил стратиг Катакалон Кекавмен аж около Варны. Пленных взял много - да и битвы серьезной, скорей всего, не было вовсе... Почти всех ослепили (- это была любимая терапия у гуманных византийцев).
Через три года Ярослав и император Константин помирились. Заключили новый договор, гарантирующий безопасность торговли (именно в этом было дело). Слепых и зрячих освободили и отдали; они вернулись на родину. Победы, конечно, не получилось... Но вспоминать было что - и кого.

Борис Петухов

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Марина Хомякова
Севастополь
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Наверх