НА ЗАСТАВКЕ: Лидия Русланова на фронтовом концерте. 1941 г.
История России подтверждает, что пища духовная часто становится пищей телесной
Многовековой опыт свидетельствует: именно духовные и душевные основания личности человека определяют его физическое здоровье и долголетие. Пища духовная становится и пищей телесной.
Традиционная религиозность и благочестие, чистая совесть, любовь к ближним, гармония с окружающей природой обеспечивали нашим предкам духовное, душевное и телесное здоровье, продление рода, многодетность.
Здоровый образ жизни русских людей включал культуру повседневного пения — песнетерапию. Профилактика здоровья пением основана на традиции сохранения и укрепления иммунитета жизненным циклом песенных обрядов от колыбельных до заупокойных плачей.
Носителями народной практики лечебного пения в военных госпиталях стали сестры милосердия (часто монахини). В России большинство сестер милосердия происходило из крестьянского сословия. Великий композитор и знаток русской жизни Михаил Иванович Глинка утверждал, что русские крестьянки по природе своей наделены музыкальными способностями и у них естественным образом поставлены голоса для задушевного целительного пения.
Первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия была учреждена в Санкт-Петербурге великой княгиней Александрой Николаевной в 1844 года – 180 лет тому назад. Отличие сестры милосердия от сиделки заключалось в нравственном долге христианской любви к страждущим.
Крымская война 1853–1856 годов и сестры милосердия в госпиталях Севастополя показали, насколько необходимо именно женское участие в помощи раненым. Чуткое женское сердце улавливало малейшее желание воинов, ставших вдруг совершенно беспомощными. Сестры милосердия спасали раненых, не только вынося их с полей сражений, тщательным уходом, медицинскими процедурами, но и душевной, сердечной заботой, сопереживанием, воплощавшихся подчас в пении для раненых задушевных душецелительных песен. Эта добрая традиция была принята всеми сословиями империи. Сестры милосердия из общины Никольского монастыря стали первыми в мире женщинами, которые добровольно и организованно отправились в Крым на фронт для оказания помощи в госпиталях раненым русским воинам.
Руководство и формирование нового социального института осуществлял основоположник полевой хирургии и выдающийся педагог-просветитель Николай Иванович Пирогов. В своих научных трудах знаменитый врач всегда отмечал важную роль музыки и песни в исцелении больных и недужных.
В Русско-японскую войну 1904 года известная русская певица Анастасия Вяльцева (1871–1913) на свои средства организовала фронтовой санитарный отряд. Она выступала на концертах от Фонда помощи раненым и в качестве сестры милосердия отправилась на Дальневосточный фронт, где своим вокальным талантом облегчала страдания раненых воинов. Грампластинки с записями песен Анастасии Вяльцевой звучали не только в офицерских собраниях и в окопах на передовой, но и в палатах военных госпиталей… Проводить в последний путь великую певицу на улицы Петербурга вышли сотни тысяч поклонников русской песни: большинство из них составляли военнослужащие…
Одна из наиболее известных солдатских песен времен Великой войны 1914 года – «Милосердная сестра» – навсегда связала образ русских военных санитарок, медицинских сестер, фельдшериц с пением и песней (Бочков А.С. Песни воинов России. М., 2022. С. 108–113, 167).
Великое меццо-сопрано предреволюционной России – Надежда Плевицкая, самобытный талант которой высоко ценили император Николай II, великие князья, генералитет Русской армии, во время Великой (германской) войны выполняла свой патриотический долг сестрой милосердия в военном госпитале. Ее пение стало средством реабилитации раненых. Грамзаписи армейских песен в исполнении Надежды Плевицкой повсеместно звучали в действующей армии – в офицерских блиндажах и воинских госпиталях.
Надежда Плевицкая издала свои мемуары «Мой путь с песней», где есть такое воспоминание о работе в госпитале: «Иногда мои песни требовались, как лекарство. Помню, сестра милосердия пришла однажды ко мне в палату из офицерского отделения и просила помочь ей успокоить тяжелораненого, которому даже морфий не помогает. Сидя у его постели, я тихо напевала песни, и под них он затих и уснул. Я долго-долго сидела не шевелясь, так как он крепко держал мою руку…» (Цит. по: Нестьев Н. Звезды русской эстрады. М.: Советский композитор, 1970. С. 171).
Верный поклонник Анастасии Вяльцевой и Надежды Плевицкой полковник Русской Императорской армии Борис Михайлович Шапошников (1882–1945), с 1940 года – Маршал Советского Союза, в разгар трагического отступления 1941 года внес неоценимый вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Начальник Генерального штаба маршал Б.М. Шапошников выступил с инициативой, безоговорочно поддержанной И.В. Сталиным, об одухотворении фронта и тыла, включая госпитали, русской народной песней. 5 сентября в войска поступила Директива Главного политического управления Рабоче-крестьянской Красной армии № 226 начальникам политуправлений фронтов, округов и армий о пропаганде патриотических песен в войсках (Директива ГПУ РККА № 226 от 5.09.1941 – ЦАНО Ф. 32, оп. 920265, д. 3, л. 325).
Все лучшие вокалисты СССР в течение четырех военных лет выступали перед воинами на передовой, перед рабочими оборонных заводов, перед ранеными в госпиталях. Достойный пример подавал маршал Г.К. Жуков, который в редкие минуты отдыха сам прекрасно пел и мастерски играл на баяне. Празднуя Победу, Георгий Константинович лично аккомпанировал знаменитой певице-контральто Лидии Андреевне Руслановой на развалинах Рейхстага в Берлине 9 мая 1945 года. Любимыми песнями маршала Победы были: «Эх, дороги», «Священная война», «Огонек», «Есть на Волге утес», «Степь да степь кругом», «По диким степям Забайкалья», «Позарастали стежки-дорожки», «Сени мои сени»…
Показательны воспоминания из фронтовой жизни Л.А. Руслановой. Так, например, на Западном фронте полковой разведчик Николай Алексеев после концерта обратился к певице: «Очень Вы своими песнями разогрели мое сердце. Сейчас иду в разведку, натворю таких дел – вот увидите!» Русланова пообещала молодому воину после его возвращения спеть специально для него. За линией фронта воодушевленный песнями Николай, рискуя жизнью, взорвал вражеский склад с боеприпасами, после чего вместе с несколькими товарищами вступил в неравный бой с фашистами и уложил больше половины наступавших немецких автоматчиков. В конце боя Николай был тяжело ранен – товарищи принесли его на шинели. Певица вспоминает: «Я была потрясена: боец казался умирающим и в то же время совсем не думал о смерти. Он по-прежнему говорил только о песнях». Выполняя обещание, Русланова села рядом с раненым Николаем, положила его голову к себе на колени и стала тихонько напевать, пока его не перенесли в операционную. Покидая воинскую часть, певица думала, что разведчик не доживет до утра. Спустя три месяца Русланова вновь приехала с концертом в эту воинскую часть. Оказалось, что после лечения Николай вернулся в строй и был представлен к званию Героя Советского Союза. После концерта он обратился к певице: «Позвольте пожать Вам руку, товарищ Русланова, вы – мой лучший врач!» (Красильщик С. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. М.: АПН, 1985. С. 127–130).
Врачи иногда просили вокалистов спеть для особо тяжелых пациентов, подчас перед операциями. Певица Елена Михайлова вспоминала: «…Раненый боец в тяжелом состоянии лежал на операционном столе. Голова забинтована, из бинтов на меня глядели большие голубые глаза. В них отражались безысходные боль, скорбь и страдание. На миг я растерялась, не зная, что делать, но собрала все душевные силы и запела, забыв обо всем, кроме того, что боец должен жить... Когда закончила, раненый взял мою руку, сжал ее, глаза у него просветлели. У меня сердце замерло, но я продолжала улыбаться, поцеловала его, пожелала сил и мужества… Операция прошла успешно» (Филиппов Б.М. Музы на фронте: очерки, дневники, письма. М.: Советская Россия, 1975. С. 230).
Клавдия Шульженко вспоминала: «Там, в госпиталях, я поняла, что есть для певицы наивысшая награда – это улыбка, любовь и признание раненых солдат, для которых наше искусство – абсолютная необходимость» (Амент С. Допеть до победы! Роль песни в советском обществе в годы Великой Отечественной войны. СПб.: Библиороссика, 2021. С. 285).
Восприятие воинами духоподъемной миссии песни на фронте и в госпитале совпадают. Приведем свидетельства офицера-афганца о спасительной роли песен в годину испытаний: «Мы совершали многодневный боевой переход, уничтожая банду в горах Афганистана. В ходе боев были очень большие потери среди солдат и офицеров. Все были вымотаны, нервы и силы не на пределе, а за пределом. Располагаемся на очередной ночлег: подавленное настроение, уныние, тоска. Смертельная усталость и нервное напряжение, не дающее уснуть. Вдруг кто-то затянул русскую народную песню. Подхватил один, другой... Потом другая песня: пели уже все… Пели чуть не плача: от тоски, от грусти, скучая по дому, скорбя о погибших друзьях…
Пение выражало наши чувства, помогало высказаться. Это было очень важно при тех психологических нагрузках. Мы безостановочно пели в течение двух часов… Пели русские народные песни, песни Великой Отечественной войны. Их знали все, потому что эти песни тогда звучали повсеместно: по телевидению, по радио, из громкоговорителей на улицах, на концертах и, как оказалось, невольно запоминались. Когда кто-то запел «Наверх, вы, товарищи, все по местам…» («Варяг»), мы измотанные, которых от земли никакая сила не способна, казалось, была поднять, встали и пели стоя. Пение русских воинов, уставших, обессиленных, потерявших соратников поразило афганских проводников. Это пение на них произвело едва ли не большее впечатление, чем героизм в боях с душманами. Когда напелись – словно и дома побывали, и погибших товарищей отпели. После пения уснули как младенцы – таким крепким сном. Пение было психологической разгрузкой и очень сплачивало людей. Песни сообща поют, когда установилась духовная близость, а с другой стороны, пение общих песен эту близость создает». (Глушик Е. С песней по жизни // Изборский клуб. 2019. №№ 71–72. С. 135).
Очевидно, что существует связь между музыкой, песней и физиологическими процессами организма человека, его эмоциональным, духовным состоянием.
Звучание песни затрагивает практически все известные нам зоны мозга и почти все составляющие нервной системы.
Исторический опыт Русской армии свидетельствует, что музыка и песни могут оказывать существенно положительное, оздоровительное воздействие на организм человека, его эмоциональное состояние. Это открывает дополнительные возможности для реабилитации наших воинов, получивших ранения и травмы в ходе СВО.
Александр БОЧКОВ