Андрей Миронов. Комментарий к портрету о. Серафима (Роуза) в своей келье

Опубликовано 18.11.2018
Андрей Миронов. Комментарий к портрету о. Серафима (Роуза) в своей келье
Отец Серафим (Роуз) в своей келье. 2018. Холст, масло. 60×50
Иеромонах Серафим (Роуз) – один из удивительнейших православных подвижников XX века.
Родился 12 августа 1934 года в Сан-Диего, США, в протестантской семье. При рождении его назвали Юджином. С отличием закончил школу, затем продолжил обучение в одном из лучших Калифорнийских колледжей. Несмотря на успешное начало в построении карьеры молодым человеком, душа его искала нечто большего, чем видела в обыденной реальности. Не найдя желаемого в протестантском учении, Юджин начал поиск Истины в восточной философии.
В 1956 году поступил в Академию востоковедения, расположенную в Сан-Франциско. Здесь занялся сравнительным анализом религий. Имея склонность к иностранным языкам, каждую религию изучал на её родном языке.
В 1961 году Юджин Роуз закончит Калифорнийский университет в Беркли, где изучал китайский язык и китайскую мудрость. Но к тому времени Юджин уже успел познакомится с православием. Кто то из студентов порекомендовал ему сокровищницу святоотеческих произведений «Добротолюбие». Эта книга стала для него открытием. А когда Юджин в первый раз оказался на богослужении в православном храме – ощутил, что нашёл наконец то, что искал всю жизнь... Его духовные подвиги и миссионерская деятельность требует особого повествования. Читателю, не знакомому с жизнью о. Серафима, стоит посвятить этому время самостоятельно.
Впервые с духовным творчеством о. Серафима я познакомился, прослушав его аудиокнигу «Душа после смерти». Но особое впечатление оказал на меня сам автор, его жизнь, лучше сказать житие, ибо закончив свой земной путь в 1982 году, он бесспорно обрёл покой у Бога, а решение Церкви о его канонизации, очевидно вопрос времени.
Приняв решение написать живописный портрет о. Серафима, я начал собирать необходимый мне материал, в первую очередь фотографии, на которых был запечатлён подвижник, места его служения, ветхая келья аскета – лачужка, затерявшаяся в калифорнийском лесу возле городка Платина. Первоначально там распологался скит, позже – монастырь в честь прп. Германа Аляскинского.
За основу взял наверное наиболее известное и трогательное фото, где о. Серафим сидит, кажется на свежем воздухе, за столом в окружении книг, и смотрит на нас поразительно умиротворённым взглядом со слегка заметной улыбкой.
Я написал отца Серафима в его келье, попытавшись по имеющимся фотографиям достоверно отразить обстановку его монашеской жизни. Есть как прижизненные фотографии, где о. Серафим стоит на фоне стены с иконами, лампадкой и фотокарточками русским подвижников, так и сделанные паломниками относительно недавно.
Вот они:
Не составило труда составить внутреннее «убранство» кельи.
Так, например, при входе с левой стороны располагается печка-буржуйка, затем вход во что-то вроде библиотеки, совсем крохотной, размером со шкаф. Далее стена, которою я и изобразил на картине. На ней: икона прп. Исаака Сирина, деревянный крест. Под крестом репродукция иконы или картины из жизни святых (вероятно, как удалось предположить после создания портрета, по более чёткому снимку, изображены святые учителя словенские Кирилл и Мефодий). Далее: фотокарточки в рамках прп. Льва и Макария Оптинских, а так же других подвижников, которые на картине скрылись за спиной о. Серафима. В углу икона Владимирской Богоматери с лампадкой, фотокарточка архиепископа Аверкия (Таушева), слева, и картинка с изображением блж. Ксении Петербуржской, справа. Вдоль фронтальной от входа стены, весит икона прп. Серафима Саровского, имя которого взял Юджин в монашестве. К сожалению эта икона не вошла в пространство картины. Напротив оптинских монахов расположено окно, с приставленным вплотную к стене столом. За ним-то и сидит (на картине) блаженный старец Серафим.
Обычно в окно смотрят на окружающий нас мир: суету города, чистое или дождливое небо, красоту сельской жизни... На картине всё не так. Глядя на неё, зритель оказывается смотрящим в окно, только не вовне, а внутрь. Перед ним открывается не суетный, а духовный мир православия и духовный мир самого о. Серафима. Подобно этому, икона с её обратной перспективой, делает центром притяжения всех параллельных линий не точку горизонта, а изображённого на иконе святого и молящегося перед ней человека. Это взгляд внутрь, в невидимый, как бы параллельный нам горний мир и душу человека.
На столе книги, записная книжка с карандашом. Одну из книг о. Серафим держит открытой, на первой странице, предлагая зрителю присоединится к чтению. Быть может, начать с самых азов. Здесь отражены мысли о. Серафима нашедшие отражения в его литературных трудах и письмах:
«Чтобы помогать твоему духовному росту и напоминать тебе о духовных истинах , хорошо было бы вести дневник ( хорошо подходят записные книжки в твердых переплетах, которые продаются в магазинах канцтоваров), записывать туда выдержки из духовных книг – особенно ценные или полезные для тебя , может быть, свои собственные замечания и размышления, вызванные этим чтением, делать короткие записи о своих собственных недостатках, которые нужно исправить. Св. Иоанн Кронштадтский находит это особенно важным, как можно видеть в его книге "Моя жизнь во Христе"». ссылка
«Духовная жизнь не означает пребывание в облаках и творение молитвы Иисусовой или совершение каких-то телодвижений. Она заключается в раскрытии законов духовной жизни в таком ракурсе, в каком они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. Это вырабатывается с годами путем внимательного чтения святых отцов, с записной книжкой, куда мы выписываем те цитаты из них, которые нам кажутся наиболее важными для нас, изучаем их, определяем, в какой степени они подходят нам, и в случае необходимости находим параллельные места у других святых отцов, сопоставляем, вдумываемся, глубже постигаем смысл и т. д.». ссылка
Отец Серафим носил часы, на левой руке. Я не смог отразить их достоверно, ибо запястье левой руки на картине скрыто. Но всё же счёл необходимым отвести им место на правой руке подвижника. Часы – напоминание, что время наше не бесконечно. Спешите читать Отцов, спешите спасаться.
Иеромонах Серафим и по смерти явил дивное. Его тело в калифорнийскую жару не подавало ни признака тления, так, что вопреки монашеским правилам лицо подвижника даже не стали накрывать. Да и зачем, прятать чудо? Сияющее лицо о. Серафима отражало радование о Боге, которого искал и обрёл ещё при земной жизни.
Фильм об о. Серафиме

А.Н. Миронов. 2018 г.
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Павел Турухин
Сергиев Посад
Олег Кашицин
г. Антрацит, ЛНР
Станислав Воробьев
Санкт-Петербург
Наверх