"Матч ненависти" – история футбольного матча с которого началась гражданская война в Югославии.

Опубликовано 03.03.2024
"Матч ненависти" –  история футбольного матча с которого началась гражданская война в Югославии.

Когда то югославский футбол был мощным, а югославские клубы - одни из сильнейших в Европе. Но все это было до поры до времени. Югославский футбол закончился 13 мая 1990 года

История кровавого матча «Динамо» Загреб – «Црвена Звезда» Белград.

Балканы всегда были тлеющим котлом. Созданная после Второй Мировой войны Социалистическая Федеративная Республика Югославия объединила множество народов, которые во многом не похожи друг на друга. После войны, границы республик в составе Югославии были поделены не продуманно – бывшие земли одних республик, стали землями других и т.д., не было учтено расселение народов на территориях республик. Например, в Хорватии оказалось немало сербов, так же как и хорватов в Сербии.

Многие годы Югославия держалась только на плечах ее единственного в истории президента – Иосипа Броза Тито . Не стоит и отрицать, что в развале Югославии так же виноват и Тито, например именно при нем была создана военная концепция, по которой, каждая из республик в составе Югославии имела свою армию, был принят «Основной закон об управлении государственными хозяйственными объединениями со стороны трудовых коллективов», который открыл путь к децентрализации Югославии. К децентрализации привел и закон «Об основах общественного и политического устройства и о союзных органах власти». Это во многом так же сыграла большую роль в распаде Югославии.

После смерти Тито в 1980 году все изменилось. Бывшие коммунисты стали националистами, начались разговоры об автономиях для своих республик. Начали нарастать социальные национальные противоречия внутри страны. Кроме того, республики стали вспоминать про свои исконные земли, которые после войны отошли к другим республикам. В общем, начались волнения, которые привели к катастрофе.

В Югославии большую власть имели сербы – руководство страны, милиции и т.д. в основном состояла из сербов. Так же государственный языком Югославии стал сербохорватский. Поэтому многие другие народы были этим крайне недовольны.

Одними из главных борцов за свою независимость стала Хорватия. Хорватия хотела полной независимости от Югославии. Хорваты во всем считали себя лучше выше сербов, чувствовали себя частью цивилизованной западной Европы. В общем, внутри Хорватии преобладали националистические взгляды.

Все эти волнения внутри страны не могли не отразиться и на футболе. А каждое противостояние сербских и хорватских команд имело намного большее значение, чем просто спорт. Сильнейшими командами Югославии были белградские «Партизан» и «Црвена Звезда », хорватские «Динамо » Загреб и «Хайдук » Сплит.

У этих команд были и остаются мощные фанатские организации – «Гробари» («Партизан»), «Делие» («Црвена Звезда»), « Bad Boys Blue » («Динамо») и «Торсида Сплит» («Хайдук»).

К концу 80- годов всю мощь фанатского движения югославских команд почувствовала на себе вся Европа, особенно если в еврокубках играла «ЦрвенаЗвезда». А внутри Югославии стычки между фанатами этих команд стали обыденностью.

«МАТЧ НЕНАВИСТИ»

Вот мы и подошли к основному событию нашей статьи. 13 мая 1990 года должен был состояться матч на Кубок Югославии между загребским «Динамо» и белградской «Црвена Звездой». Матч двух столиц – Хорватии и Сербии, который вошел в историю под названием «Матч ненависти».

За неделю до матча партия «Хорватское демократическое содружество» выиграла парламентские выборы в Хорватии. Лидером партии был хорватский националист Франьо Туджман. Приход к власти хорватских националистов вызвал гнев сербов живущих внутри Хорватии. В связи с этим, по одной из версий, для дискредитирования новой власти, сербские активисты готовили массовые беспорядки. А в итоге, поводом для беспорядков послужили разборки футбольных фанатов.

Приехавшие в Загреб фанаты из «Делие» под руководством Желько Ражнатовичем , известным как Аркан (сербский криминальный авторитет в будущем военный командир) начали беспорядки задолго до матча.

Мелкие стычки проходили весь день в разных частях Загреба. Апогей всего противостояния случился на стадионе «Максимир». В начале игры, фанаты «Делие» стали ломать кресла и реклaмные щиты, прорываясь к фанатам «Динамо». В атаке на «Вad Вoys Вlue » сербы использовали сломанные кресла и ножи. Ответ фанатов «Динамо» сдерживала милиция, которая состояла преимущественно из сербов. Поэтому в том бою, по мнению хорватов, милиция намного лояльнее относилась к фанатам «Црвены Звезды».

Когда футбол становится чем то больше, чем просто спорт-3
Когда футбол становится чем то больше, чем просто спорт-4

В итоге, бойня была по всему стадиону, в том числе и на футбольном поле. Команды ушли в под трибунное помещение, но на поле остались некоторые футболисты. Одним из таких футболистов оказался Звонимир Бобан – звезда «Динамо» и будущая звезда итальянского «Милана».

Бобан был в недоумении от действий милиции кричал: «Где эта чертова милиция?!». По мнению Звонимира милиция в те минуты ничего не делала и поэтому, он решился на радикальные меры. Увидев, как один из милиционеров пытается на поле задержать болельщика «Динамо», Бобан влетает в представителя милиции коленом в голову. Разъяренные болельщики видят это и начинают скандировать фамилию Бобана. Так же болельщики начали защищать Звонимира, которого уже хотели задержать другие представители порядка. В итоге фанаты смогли защитить Звонимира от милиции.

Когда футбол становится чем то больше, чем просто спорт-5
Когда футбол становится чем то больше, чем просто спорт-6

Позднее, Рафик Ахметович, тот самый пострадавший от удара Бобана милиционер вспоминал: «Бобан хотел устроить бунт. Я не ожидал подобных действий от него. Я мог бы его убит — он напал на меня, когда я был при исполнении. У меня было заряженное оружие и коллеги кричали мне: «Стреляй», но я не хотел».

Сам же Бобан вспоминал: «Белградские хулиганы разоряли наш стадион, а в это время милиция вообще не реагировала на их противоправные действия».

Когда футбол становится чем то больше, чем просто спорт-7

ИТОГИ

В итоге, то побоище на «Максимире» длилось больше часа, пострадало более ста человек. Кстати, в том побоище, принимал участие нынешний президент Сербии Александр Вучич ! Он был активным представителем «Делие».

Бобан отделался легко – за то, по сути, преступление, он получил всего 6 месяцев дисквалификации. А после того, как дисквалификация закончилась, Бобан перебрался в Италию, подписав контракт с «Миланом».

После того удара, Звонимир Бобан стал настоящим хорватским героем. Многие хорваты до сих пор считают, что удар Бобана явился началом войны в Югославии.

Та игра фактически поставила крест на футбольном чемпионате Югославии. Так же, та битва на «Максимире» стала детонатором к гражданской войне и развалу Югославии. В 1991 году началась война. Многие участники «матча ненависти» пошли воевать. Многие представители «Bad Boys Blue » воевали на стороне хорватской национальной гвардии .

Аркан, лидер «Делие», создал личный военный отряд – «Сербская добровольческая гвардия », этот отряд еще называли «Тигры Аркана ». Основу отряда составили представители «Делие». Они принимали активное участие в боевых действиях в Хорватии.

А по итогам того «Матча ненависти», около стадиона «Максимир» был поставлен монумент, на котором написано: «Всем поклонникам «Динамо», для которых война началась 13 мая 1990 года и закончилась тем, что они положили свои жизни на алтарь родины».

ИСТОЧНИК: https://dzen.ru/a/YCPLoAZOyTUYT6oz

«Матч ненависти», с которого начался распад Югославии. Как это было

Одна из самых диких историй мирового футбола за все времена произошла в Загребе.

Предпосылки

13 мая 1990 года состоялось событие, с которого, как считает большинство на Балканах, началась война в Югославии. В тот день загребское «Динамо» должно было принимать «Црвену Звезду», но вместо пламенной игры лидеров (белградцы стали в том сезоне чемпионами, хорватский клуб финишировал вторым) мир увидел огонь и кровь на трибунах и на поле. В прямом смысле. Но для начала нужно понять, что привело к жестокому побоищу между фанатами.

К 1990 году Словения и Хорватия при подстрекательстве Запада настроились на выход из состава СФРЮ. Атмосфера в стране с каждой неделей становилась все более напряженной. Любой маленький конфликт даже на бытовой почве мог вызвать эффект спички, брошенной в бочку с порохом. Особенно на фоне итогов парламентских выборов в тогда еще Социалистической Республике Хорватии. К власти пришел сторонник самостоятельности Франьо Туджман и его партия ХДС — «Хорватское демократическое содружество». Деятельность Туджмана вызывала гнев и отторжение сербов. При этом голосование прошло всего лишь за неделю до битвы на стадионе «Максимир».

Драка.

«Тигры аркана» vs ВВВ

На выезд в Загреб тогда приехало более двух тысяч фанатов «Црвены Звезды». Во главе Делије (в переводе на русский — «Герои», такое прозвище у ультрас белградского клуба) стоял 38-летний Желько Ражнатович, известный в околофутбольных кругах как Аркан. Пройдет совсем немного времени, и он уже в разгар боевых действий на Балканах создаст отряд «Сербская добровольческая гвардия», который также называли «Тиграми Аркана». Это подразделение побывает во множестве горячих точек экс-Югославии и получит широкую известность далеко за ее пределами. Бойцы, в основном бывшие футбольные хулиганы, всегда бились до конца и никогда не сдавались в плен, предпочитая ему героическую гибель на поле сражения.

Гостей из Белграда ждал актив группировки Bad Blue Boys (ВВВ) — околофутбольщики загребского «Динамо». Стычки начались уже на вокзале и автобусной станции, а продолжались в разных точках города вплоть до начала запуска зрителей на трибуны «Максимира». Обстановка перед матчем наэлектризовалась до предела.

Драка болельщиков на трибуне.

Бойня

Еще до стартового свистка (он в итоге так и не прозвучит) хорваты начали провоцировать сербов. «Serbi — na verbi!» («Сербов — на вербы!») — неслось с фанатки «Максимира». Одними кричалками дело не ограничилось — ВВВ попытались прорваться к оппонентам через все поле. Ответ болельщиков «Црвены» последовал моментально: белградцы сломали ограду гостевого сектора, сорвали кресла, которые использовали в качестве орудий, и бросились на загребцев. Началось жуткое месиво прямо на газоне. Полиция ничего не могла сделать с разъяренной толпой — фанатов было намного больше стражей порядка, изначально находившихся в чаше арены. В ход с обеих сторон шли не только выдранные сиденья — стальные прутья ограждений, пряжки ремней, куски рекламных щитов.

Внутрь стадиона прибыло полицейское подкрепление, людей стали окатывать из водометов, установленных на пожарных автомобилях. Но остановить побоище долго не получалось: фанаты рубились между собой и с полицейскими почти час, поле оказалось усеяно пострадавшими.

Одна из жертв конфликта.

Одна из жертв конфликта.

Только по официальным данным, травмы разной степени тяжести получили более ста человек. На самом деле их оказалось гораздо больше — ведь если «звездаши» начали потихоньку возвращаться на свой сектор, то ВВВ переключились на битву с полицией, где большинство сотрудников были набраны из сербов. Болельщики полностью снесли ограждения вокруг своего сектора и подожгли фаерами рекламные баннеры. Динамовских фанов удалось вытеснить за пределы «Максимира», но столкновения с представителями закона продолжились в городе.

Герой и изгой Бобан

Агрессия охватила не только болельщиков. Футболисты «Црвены» ушли в раздевалку в самом начале конфликта, а вот многие игроки «Динамо» под трибуны не спешили. В итоге они тоже приняли активное участие в сваре. Ярче всех «проявил себя» Звонимир Бобан. 21-летний капитан «Динамо» и будущая звезда «Милана» в лучших традициях восточных единоборств двинул в прыжке ногой одному из полицейских — тот моментально рухнул на землю. Парень, кстати, оказался не сербом — спустя несколько лет этнический босниец Рафик Ахметович публично простил Бобана за тот поступок.

«Бобан хотел устроить бунт. Мог бы убить его — Звоне напал на меня, когда я находился при исполнении и при оружии. Коллеги кричали: «Стреляй!», но я не стал», — вспоминал потом Ахметович.

В результате последующих разбирательств Бобана дисквалифицировали на девять месяцев, затем снизили срок до полугода, но чемпионат мира-1990 в Италии хавбек, входивший в сборную Югославии (всего семь матчей, один гол) пропустил. Тот удар сделал Бобана национальным героем Хорватии, ее легендой. И одним из самых ненавидимых спортсменов в Сербии.

Звонимир Бобан (справа) и полицейский. Фото Ренато Бранджолица

Звонимир Бобан (справа) и полицейский.

«Динамо» же засчитали поражение со счетом 0:3, «Црвена» получила два очка за победу, но это мало что решало. Белградцы ехали в Загреб в статусе досрочного чемпиона, а хорватский клуб все равно финишировал вторым.

Последствия

«Матч ненависти», как назвали ту битву обе стороны, стал предвестником серьезных перемен и большой войны. Всего через пару недель после игры только что избранный парламент Хорватии принял новую конституцию, в республике пошли масштабные реформы. Причем они сопровождались массовым притеснением сербского населения — людей «неправильной» национальности повсеместно увольняли с работы, особенно из силовых структур. В ответ сербы призвали провести референдум об автономии областей, где они превалировали. Хорваты жестко подавляли подобные намерения с применением военной силы.

А уже в марте 1991 года, менее чем через год после побоища на «Максимире», на Балканах разгорелись ожесточенные боевые действия, в результате которых скоро перестала существовать СФРЮ. Многие из дравшихся между собой в Загребе представители ВВВ и Делије встали друг против друга на линии фронта. И в атаку они пойдут, распевая футбольные гимны...

ИСТОЧНИК: https://www.sport-express.ru/football/foreign/reviews/futbol-dinamo-zagreb-crvena-zvezda-match-s-kotorogo-nachalsya-raspad-yugoslavii-podrobnosti-i-

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Роман Котов
Санкт-Петербург
Олег Кашицин
г. Антрацит, ЛНР
Наверх