-
Самая известная песня певца Константина Ундрова "Левый берег Дона"
-
Вышеградская ночь
Воспоминание русского добровольца Александра Кравченко о Константине Ундрове певце и добровольце.
Костя Ундров был известным исполнителем так называемого русского шансона. Его и хочется называть не Константином, а именно Костей. В кругах исполнителей этого жанра так друг друга и именуют. Костя был типичным представителем этой среды. Но в жизни у него был один не типичный для «шансоньеров» поступок.
В 1993 году он стал русским добровольцем, поехал воевать за Сербскую Боснию, был ранен и потом написал в память об этой странице своей жизни песню с романтическим названием «Вышеградская ночь».
Костя родился и вырос в Москве, вероятнее всего закончил Гнесинское училище, стал певцом, поэтом, композитором. В советское время выступал в разных музыкальных коллективах, в конце 1980-х годов стал известен своей песней «Левый берег Дона», которую пели и поют популярные исполнители. Константин Ундров был тесно связан с Донским краем. Он написал несколько замечательных песен на казачью тематику. Его регулярно, приглашали на Шолоховский фестиваль, в станице Вёшенской. Одним словом он вошёл в историю русской культуры.
Но в его жизни было не только это, вместе с другими казаками поехал он помогать братьям-сербам как доброволец.
Организовано казаки приехали во фронтовой Вышеград 1 января 1993 года, то есть, новый год они справляли, где-то на просторах Венгрии. Поездом группа казаков добралась до приграничного Чопа, а дальше на автобусе через Венгрию ехали до Сербского Белграда. В автобусе было 50 здоровых мужчин, у многих имелась казачья справа, так казаки называют форму. И конечно такой отряд не мог не вызвать пристальное внимание украинских и венгерских пограничников. Добровольчество не приветствовалось в этих странах.
Организаторы для стражей границ придумали версию, что фольклорный ансамбль казаков едет давать концерты в Сербский Белград, в качестве доказательства прилагались пластинки Ундрова, да и сам Костя выходя из автобуса начинал своим сильным голосом петь песни. После его выступления сомнения у пограничников отпадали.
Где-то в районе Рождественских праздников, Костя зашел в расположение нашего отряда – второго добровольческого, казаки располагались в другом здании. Зайдя к нам, Костя очень увлекательно рассказывал о своей жизни. Особенно было интересно слушать о его путешествиях по разным странам. Он был настоящим артистом и великолепным рассказчиком.
Казачий отряд в Вышеграде прекрасно вооружили и экипировали. У сербского командования на казаков были большие планы, в том смысле что они коренным образом изменят оперативную обстановку на Вышеградском участке фронта.
Было решено ударить всеми силами сразу и в одном месте. В операции должны были участвовать казаки, русские добровольцы 2РДО, и сербская ударная рота Вышеградской бригады под командованием двадцатилетнего Бобана. Главный удар наносили казаки по неприятельским позициям в районе села Твырковичи. Рано утром, почти ночью, казаки и мы (добровольцы) начали загружаться в грузовики. Внешний вид, экипировка, вооружение казаков производило сильное впечатление. Казалось, что такой силой враг будет сметён без особых усилий.
Всех доставили до села Кочарим. Это село мы хорошо знали, отсюда мы уходили на гору Заглавак, а сегодня нам предстояло идти в другую сторону.
От Кочарима до Твырковичей надо было пройти долиной, далее по горному хребту, покрытому лесом. Наш добровольческий отряд поставили в арьергарде боевой колоны, то есть в её хвосте. Это обстоятельство дало возможность увидеть всю казачью боевую колону, когда она проходила покрытую глубоким снегом горную долину.
Вид казачьего отряда был действительно эпическим. Полная тишина, искрящиеся снег, в небе яркие звёзды, их светом освящается долина. По долине ровной линией движется длинная колона казаков, между каждым расстояние 10 шагов и поэтому рать кажется огромной, растянувшейся от края и до края долины.
Мне тогда двадцатилетнему представлялось, что нет той силы, которая остановит эту рать, и этот день войдет в историю казачества как один из славнейших.
Но, к сожалению, случилось иначе.
Мы уже подходили к неприятельскому селу, двигаясь по гребню под прикрытием деревьев и темноты. Солнце ещё не взошло, село было под нами. В какой-то момент мы даже увидели яркую вспышку света внизу, в селе. Кто-то открыл дверь в доме, и это отчётливо было видно. По всему нас здесь не ждали.
И вдруг в нашей колонне впереди раздался взрыв, все тотчас залегли. Что это? Вражеская граната, или мина, или неполадки с нашим оружием? По колоне, сидевшие на снегу зашептались — это Костя Ундров не умело выронил гранату и она взорвалась у него под ногами. Так было или нет, но мы себя выдали. Фактор внезапности утерян.
И вдруг, взрыв где-то там же впереди, потом еще один. Теперь стало ясно, что мы попали на минное поле. Вся колонна затихла. Внизу, у неприятеля тоже тихо. Вокруг все еще темно. В том месте, где прогремели взрывы, началось движение.
Через какое-то время к нам подошло несколько казаков, они несли Костю, он действительно первым подорвался на вражеской мине. Потом стали подносить других подорвавшихся: здоровенного казака с Дона по фамилии Мирошниченко и доктора из Москвы Сергея Боталина. Они подорвались один за другим пытаясь помочь Ундрову. У Баталина оторвало ступню, а у двух других повреждения и переломы ног.
Для оперативного выноса раненого в горных условиях необходимо минимум четыре человека. Таким образом, из начальной фазы операции выключились сразу 17 бойцов, так же утерян фактор внезапности и утрачен первоначальный боевой настрой. Эти факторы стали причиной не успеха операции.
Костю, как и других раненых, доставили в больницу города Ужеца, в большой Сербии. Там он лечился около месяца, после чего вернулся в Москву.
На этом сербская эпопея Ундрова не закончилась. Республика Сербская, в создании которой принимали деятельной участие русские добровольцы, всегда их манила сказочной красотой и волшебным душевным богатством.
Несколько раз Костя после войны приезжал сюда с большим удовольствием, строил планы, в том числе и творческие. В Вышеграде, как во всей Республике Сербской трепетно чтят память о русских добровольцах.
Сразу после войны, на всех могилах добровольцах появились мраморные кресты — памятники, оказывалась помощь семьям погибших и раненых. В Вышеграде появилась улица Казачья и кафана (кафе-ресторан) под названием «Тихий Дон».
Восхитительное впечатление от первых годов после военной Сербской Боснии вдохновило Костю написать песню «Вышеградская ночь». Задушевная музыка и теплые слова. Костя писал эту песню под впечатлением от небольшой группы казаков, которые пытались устроиться в Вышеграде в 1994 году. Это были казаки из первого казачьего отряда, их было всего четверо. Уехав, в феврале 1993 года, они в конце того же года вернулись обратно в Вышеград. Один даже привёз жену и ребёнка. Эти казаки записались в сербское войско на общих основаниях и ходили на дежурство на положай (боевые позиции) вместе с сербами.
Надо заметить, что Вышеград вдохновил многих добровольцев на литературное творчество.
В России Константин Ундров продолжал творческую деятельность, защитил кандидатскую диссертацию. Мне доводилось с ним регулярно встречаться. Общение с ним обогащало меня его высоким культурным уровнем.
Один раз он приезжал ко мне в Вышеградский санаторий «Вилинавлас», где я находился на лечении после ранения в ногу. Тогда Костя поразил меня своей способностью плавать под водой. Он мог задерживать дыхание на очень долгое время, возможно это профессиональное качество вокальных исполнителей.
Константин Ундров покинул этот мир 1 декабря 2012 года. Жизнь его прошла бурно, может быть даже порой слишком. И в этой жизни было то горное предрасветье и стройная казачья рать, все сильно, вдохновенно и незабываемо.
Вышеградская ночь-пеленает рано, Но всем может помочь,старая кафана, С положаев пришли,все живые вроде бы, Здесь от дома вдали,тебе вторая Родина. Пр.Город над Дриной-рекой, До России недалеко, Казачья улица, дом, Старая кафана,Тихий Дон…
Вышеградская ночь- пеленает томно, А туман здесь в точь в точь, Точно как над Доном. С положаев пришли,всё ещё живые, Здесь от дома-вдали,капелька России…
Вышеградская ночь — с русскими ночами, Повечерять не прочь в старенькой кафане, Мы помянем бойцов всех времен и воин, Пусть же мир и любовь будут в каждом доме.
Александр Кравченко
Декабрь 2019 года город Москва, Рождествено
Источник: https://proza.ru/2020/03/21/549
КОСТЯ УНДРОВ - ПЕВЕЦ РОСТОВА
Исполнителя Константина Ундрова часто называют певцом Ростова, поскольку большая часть песен Константина была посвящена нашему городу, Дону, казачеству. Больше, чем Ундров, в песенном жанре о Ростове не написал пожалуй еще никто.
А возник Костя Ундров в Ростове невесть откуда, в конце 80-х годов. Только близко знавшие его люди были осведомлены, что этот невысокий, широкоплечий, крепко сбитый парень имел высшее музыкальное образование (закончил училище имени Гнесиных), уже поработал с известными вокально-инструментальными ансамблями той поры - «Рондо» и «Голубые гитары».
Костя Ундров имел донские казачьи корни, хотя характерное аканье выдавало в нем москвича. Тем не менее Ростов сразу принял этого парня за своего. И уже в 1989 году Костя Ундров записал свой первый альбом, вышедший на магнитных лентах - «Ростов - мой папа». Одна из песен «Левый берег Дона» (написана в соавторстве с Иваном Кононовым) является ростовским хитом номер один и по сей день.
Костя сразу стал необыкновенно популярен в нашем городе. Его наперебой приглашали выступать на различных мероприятиях, корпоративах, в ресторанах. Одно время казалось, что Костя может спиться на такой работе. Но он совершил неожиданный для всех поступок: отправился добровольцем вместе с отрядом казаков-добровольцев в 1993 году в Югославию, где набирала обороты гражданская война с религиозным подтекстом.
Певец поменял гитару на автомат, и выходил на боевые операции вместе с сербами-четниками. Среди наших земляков на той войне были потери: в свое время, как погиб командир отряда донских добровольцев Геннадий Котов, попав в засаду на лесной тропе.
Себя не сберег и Костя Ундров. Он получил ранение во время одного из выходов: подорвался на противопехотной мине. Ему оторвало взрывом несколько пальцев на правой ноге. Он был вынужден вернуться на родину, но уже не в Ростов, а в Москву, где у него была квартира. Константин устроился работать артистом в ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России. Но о Доне не забывал, и приезжал сюда при первой возможности.
По счастливому стечению обстоятельств, Костя Ундров познакомился с председателем рыбколхоза «Социалистический путь» (в селе Порт Катон) Анатолием Федоровичем Бойко. И тот выступил в качестве продюсера его творчества. Благодаря такому альянсу, стали появляться компакт-диски с концертами Константина Ундрова.
Одни названия его песен говорят сами за себя: «В Нахичевани», «Ростовские каштаны», «Нижнедонские мудрецы», «Здравствуйте, родные ростовчане», «Ростовский джаз», «Речка Темерничка», «За кормой - донская земля». Многие песни были посвящены конкретным людям. Известная композиция «Господин Хорунжий» - командиру 96-го казачьего полка Петру Молодидову. Песня «Валька-мореход» - о ростовском писателе-маринисте Валентине Алекумове. «Дядя Толя» - об Анатолии Бойко и о всех донских рыбаках. Несколько песен («Вишеградская ночь» и другие) - о донских казаках, воевавших в локальных войнах конца XX века.
Больше, чем Костя Ундров, о Ростове действительно не спел никто. Его песни очень популярны в нашем городе, ведь Константин сумел уловить подлинный дух старого Ростова и Нахичевани. Его песни стали частью нашей истории.
1 декабря 2012 года Костя внезапно и скоропостижно ушел из жизни. Имя Кости Ундрова сейчас носит одна из прогулочных яхт, которую можно увидеть на Дону и в Таганрогском заливе. Но разве этот певец не заслуживает большего от Ростова, который он воспевал?
ИСТОЧНИК: https://ok.ru/group52553098395842/topic/64822149952962
(Внимание! На видео звучит блатняцкий сленг!)